Статус судей в РФ

Тем самым Конституция допустила возможность повышения Федеральными законами требований к кандидатам на должность судьи Российской Федерации, но поставила жесткий барьер в виде минимальных требований к судьям, который не может снизить ни один Федеральный закон. Иначе говоря, Закон о статусе судей и Закон о Конституционном Суде лишь развивают положения статьи 119 Конституции в установленных ею границах, а не конкурируют с ней.

Требования в части высшего юридического образования и наличия определенного стажа работы по юридической профессии, предъявляемые к кандидатам в судьи, являются существенными предпосылками комплектования судов лицами, обладающими необходимыми знаниями в сфере предстоящей деятельности и умением их применять на практике. Не ограничиваясь требованиями, предъявляемыми к судьям высших судов, Закон о Конституционном Суде констатирует, что судьей этого суда может быть лицо, отвечающее вышеуказанным требованиям и обладающее «...признанной высокой квалификацией в области права».

Эти повышенные квалификационные требования обусловлены особыми, только Конституционному Суду присущими, функциями по обеспечению конституционного контроля, выполнение которых требует обладания более высоким и разносторонним уровнем знаний по сравнению с тем, что дает юридический вуз.

Положения статьи 119 Конституции Российской Федерации не препятствуют предъявлению указанных требований. Специальные условия назначения судей военных судов содержатся в законодательстве. В статье 2 Федерального закона «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» указано, что «…военнослужащие военных судов проходят военную службу, на них распространяются воинские уставы и положения с учетом особенностей, установленных Законом о статусе судей», другими нормативными актами и указанным Федеральным законом.

Эти положения получили дальнейшее развитие и конкретизацию в Законе о военных судах. Выделение в разных статьях Закона о статусе судей требований, предъявляемых к судьям и к кандидатам на должность судьи, не означает, что требования, адресованные первым, не относятся ко вторым.

В частности, к кандидату на должность судьи относятся положения Закона о статусе судей. В соответствии с ними судья при исполнении своих полномочий, а также во внесудебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалять авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызывать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности.(3)

В рассматриваемых случаях несоответствие кандидата в судьи требованиям нравственного характера, предъявляемым к судьям, приобретает роль юридически значимых факторов негативного характера.

Нравственное начало присутствует и в содержащемся в Законе о статусе судей требовании, обращенном к кандидату на должность судьи, когда указывается, что им может быть лицо, не совершившее порочащих его поступков. Этическое начало есть и в статье 8 Закона о Конституционном Суде, требующей от кандидата на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации наличия безупречной репутации.

Что же касается положений части 3 статьи 3 Закона о статусе судей, то они, прежде всего, имеют отношение к судье, который не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям. Не может судья совмещать свою деятельность с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Однако поскольку указанная деятельность несовместима с выполнением судейских полномочий, кандидат на должность судьи должен быть об этом предупрежден. Он может быть рекомендован на должность судьи, если дает обязательство в случае его назначения снять с себя все перечисленные обязанности и полномочия. Это может быть квалифицировано как условие для вынесения заключения о рекомендации лица на должность судьи.

При условии соответствия указанным в законах требованиям лицо может быть назначено судьей, если им сдан квалификационный экзамен и получена рекомендация от квалификационной коллегии судей. Судья, впервые назначенный на должность, приносит торжественную присягу.


2.3 Требования к судье Конституционного Суда Российской Федерации


Своеобразно сформулированы требования, предъявляемые к судье Конституционного Суда Российской Федерации, причем не только дополнительные, но даже и те, которые известны Закону о статусе судей.

Действующий закон о Конституционном Суде, в частности, не ограничивается общими положениями о запрете совместительства, данными в части 3 статьи 3 Закона о статусе судей, а существенно их развивает. Закон категорически запрещает судье Конституционного Суда занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Однако и разрешенная деятельность допустима постольку, поскольку занятие оной не препятствует выполнению обязанностей судьи.(4)

Отвлечение от основной деятельности для этих занятий не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно Закону о Конституционном Суде судьи этого суда не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать, кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Категоричнее, чем в Законе о статусе судей, установлены для судьи Конституционного Суда ограничительные меры по поводу участия в политических и общественных мероприятиях. Он, как и судья любого другого суда, не может принадлежать к политическим партиям и движениям.

Согласно закону он не имеет права их материально поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в компаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.

Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они не преследуют политических целей. Выступая в средствах массовой информации и перед аудиторией, судья Конституционного Суда не вправе до принятия решения Конституционным Судом высказывать свое мнение о вопросе, который изучается, принят к рассмотрению или может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде.(5)

Внеся изменения и дополнения в Закон о статусе судей, законодатель расширил круг требований, предъявляемых к претенденту на должность судьи. Отныне для подтверждения у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления Федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.



Глава 3. Наделение полномочиями


3.1 Последовательные меры


Наличие в законе четких требований, предъявляемых к кандидатам на должность судей - существенная предпосылка к оптимальному формированию судейского состава. Но от провозглашения указанных положений в законе до реального вступления судьи в должность необходима организация фактического проведения ряда последовательных мер включающих: отбор и выдвижение кандидатов на должности судей, сдачу ими в установленном законом порядке квалификационного экзамена на должность судьи, рассмотрение квалификационной коллегией судей заявления о даче рекомендации для занятия должности судьи, вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомендации или в отказе от дачи.

Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Конституционного Суда Российской Федерации согласно статьи 13 Закона о судебной системе устанавливается Федеральным Конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента России. Предложения о кандидатах на должность судей Конституционного Суда вправе вносить Президенту члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, а также законодательные органы субъектов Российской Федерации, высшие судебные органы и федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения.


3.2 Назначение и избирание


Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации избираются в пленарном заседании этого суда тайным голосованием судей сроком на три года.

В соответствии с Законом о статусе судей Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Судьи указанных выше судов назначаются на должность также Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственных председателей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Закона о судебной системе Законом, о статусе судей четко регламентирован порядок назначения других судей Федеральных судов общей юрисдикции и Федеральных арбитражных судов.

Судьи Федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судьи других Федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с учетом мнения законодательного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

Заместители председателей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлениях вышеуказанных председателей судов, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, а также военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатели, заместители председателей Федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения, соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.(6)

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты