Структурирование государственного управления по горизонтали: система разделения властей
gМинистерство Образования Республики Беларусь
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Реферат
по дисциплине: Государственное управление
на тему: Структурирование государственного управления по горизонтали: система разделения властей
Минск 2010
В теории государственного управления понятие структуры означает совокупность устойчивых связей в системе управления, обеспечивающих ее целостность и тождественность самой себе. Государственное управление структурируется по горизонтали и по вертикали. Система разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную - представляет собой горизонтальное разделение государственного управления. По вертикали государственная власть делится обычно также на три уровня - центральный, региональный и местный.
Рассмотрим подробнее горизонтальное разделение государственного управления.
Чрезмерное сосредоточение власти в одних руках всегда было самой большой опасностью, порождавшей бесправие, насилие, произвол, диктатуру. В современных демократических государствах три ветви власти представлены следующим образом:
- законодательная власть - парламент, конгресс, федеральное собрание;
- исполнительная власть - правительство во главе с президентом или премьер-министром, министерства и ведомства;
- судебная власть - Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, Генеральная прокуратура.
Разделение властей сегодня является общепризнанной нормой функционирования демократического государства. Отсутствие монополии на власть любого политического института - непременное условие развития демократии. Как же в современном демократическом государстве на практике осуществляется система разделения властей.
Высшим законодательным органом выступает парламент - общенациональный представительный институт, избираемый на началах всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования. Как правило, парламент состоит из двух палат: нижней, которая формируется посредством прямых выборов (где голосуют сами избиратели), и верхней, формируемой в различных странах по-разному.
Один из отцов-основателей США Дж. Мэдисон считал, что сенат -верхняя палата конгресса - является самым лучшим инструментом для защиты народа от его собственного «непостоянства и страстей». Согласно американской конституции, сенаторы, служащие более долгий срок (6 лет) и избираемые законодательными органами штатов, должны уравновешивать в конгрессе членов палаты представителей, выбираемых непосредственно народом (каждые два года) и, следовательно, более подверженных влиянию меняющихся настроений избирателей.
В Великобритании палата лордов формируется из 300 пожизненных пэров, не передающих свой титул по наследству, и 26 духовных пэров - высших иерархов английской церкви (в 2003 г. права заседания в палате лордов были лишены 818 наследственных пэров). По мнению английского ученого У. Беджета, просвещенные пэры палаты лордов представляют «необходимый барьер» для защиты прав и имущества импульсивных порывов общества.
В ФРГ депутаты высшей палаты назначаются правительствами земель. Во многих странах на выборах в верхнюю палату применяется система многоступенчатых, непрямых выборов. При этом депутаты частично избираются, а частично назначаются или получают место в верхней палате по наследству. Руководит деятельностью парламента спикер - председатель нижней палаты, его заместители или коллегиальный орган. Они выбираются самими парламентариями (партией большинства или по соглашению правящей партии и оппозиции).
В Российской Федерации Федеральное законодательное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации (один от законодательной и один от исполнительной власти). В целом Совет Федерации состоит из 178 человек. В круг полномочий Совета Федерации входит:
- утверждение изменения границ между субъектами РФ;
- утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных СИЛ РФ за пределами территории РФ;
- назначение выборов Президента РФ;
- отрешение Президента РФ от должности;
- назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Депутаты Государственной думы избираются населением сроком на четыре года, всего в Думе 450 депутатов. К числу полномочий Государственной думы относятся:
- выдача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
- решение вопроса о доверии Правительству РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
- назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Основные процедуры принятия законов зафиксированы в Конституции РФ, где подчеркнуто: федеральные законы принимаются во взаимодействии трех государственных органов – Государственной думы, Совета Федерации и Президента. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству, законодательным органам субъектов Федерации, а также федеральным судам по вопросам их ведения.
Первоначально федеральные законы принимаются Государственной думой, большинством голосов от общего количества депутатов, и затем передаются в течение 5 дней в Совет Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту, который должен затем в течение 14 дней подписать его, после чего закон подлежит обнародованию. Если же Президент отклонит его, то Государственная дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон.
Особую процедуру принятия имеют федеральные конституционные законы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной думы. Принятый федеральный конституционный закон также в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию.
В Государственной думе рассмотрение законопроектов проходит обычно в трех чтениях. После обсуждения законопроекта в первом чтении Дума может решить:
- принять законопроект и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;
- отклонить законопроект;
- принять закон.
В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная дума может установить сроки подачи поправок к законопроекту и вынесение его на второе чтение. Принятый во втором чтении законопроект по определенной процедуре подготавливается к третьему чтению. При третьем чтении законопроекта не допускается ни внесение в него поправок, ни возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.
Федеральный закон принимается Государственной думой на заданиях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Сегодня голосование осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов. При голосовании по каждому вопросу депутат Государственной думы имеет один голос, подавая его за или против принятия решения либо воздерживаясь от принятия решения. Депутат лично осуществляет свое право на голосование.
Следует отметить, что информационно-аналитическое, организационно-техническое, экспертное и документальное обеспечение законодательных процедур осуществляют государственные служащий Государственной думы.
Исполнительная ветвь государственной власти имеет более сложную структуру, это самая многочисленная по составу ветвь государственного управления. В России в органах исполнительной власти насчитывается около 500 тыс. человек.
Основным назначением государственной исполнительной власти является исполнение законов, осуществление организационной и распорядительной деятельности. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Президенту РФ, Правительству РФ, федеральным министерствам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц. Согласно Конституции РФ действуют три системы исполнительной власти:
- единая система исполнительной власти в Российской Федерации которую образуют федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов Федерации в пределах ведения и полномочий Федерации, а также по предметам совместного ведения федерального центра и субъектов РФ; при этом осуществление полномочий федеральной исполнительной государственной власти на всей территории России обеспечивается Президентом и Правительством РФ, которые поддерживают единство системы исполнительной власти;
- система органов исполнительной государственной власти субъектов Федерации, устанавливаемая ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации органов государственной власти, определенными федеральным законом;
- система органов исполнительной власти местного самоуправления, выведенная за пределы государственной власти.
В большинстве демократических государств во главе исполнительной власти стоит президент (или премьер-министр). К основным полномочиям Президента РФ, согласно Конституции РФ, относятся следующие (ст. 83):
- назначение с согласия Государственной думы Председателя Правительства РФ;
- право председательства на заседаниях Правительства РФ;
- принятие решения об отставке Правительства РФ;
- представление Государственной думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, а также постановка вопроса об освобождении от должности;
- назначение на должность и освобождение от должности по предложению Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя, федеральных министров;
- представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, Генерального прокурора РФ; внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначение судей других федеральных судов;
- формирование и руководство Советом Федерации РФ;
- утверждение военной доктрины РФ;
- формирование Администрации Президента РФ;
- назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ;
- назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;
- назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или Комиссиями палат Федерального собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
Как правило, Президент непосредственно руководит двумя основными исполнительными органами: административным аппаратом правительством. В РФ в ведении Президента находится также руководство полномочными представителями Президента в федеральных округах.
Страницы: 1, 2