Структурирование государственного управления по горизонтали: система разделения властей

Основными их задачами являются:

- организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;

- организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

- обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;

- предоставление Президенту Российской Федерации докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.

По Конституции (ст. 11 О) исполнительную власть Российской Федерации осуществляет прежде всего Правительство Российской Федерации. Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Российское Правительство действует согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации, принятому 23 декабря 1997 г. Проекты решений, постановлений, распоряжений Правительства вносятся в Правительство его членами, руководителями федеральных органов исполнительной власти и главами исполнительной власти субъектов РФ. Поступающие в Правительство предложения граждан, предприятий, организации и учреждений о принятии решений Правительства направляются для предварительного рассмотрения в структуры исполнительной власти.

Следует отметить, что наиболее важные проекты решений правительства предварительно подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами государственной власти, с общественными и деловыми кругами. Подготовка проектов решений Правительства РФ осуществляется аппаратом Правительства, при этом департамент, которому поручена проработка проекта решения, проводит экспертизу проекта и необходимую доработку текста, осуществляет согласование с другими подразделениями аппарата Правительства. Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей его членов. На заседаниях Правительства решения принимаются большинством голосов присутствующих членов Правительства, на заседаниях Президиума Правительства большинством голосов от общего числа членов Президиума.

Взаимодействие законодательной и исполнительной власти является весьма сложной и многогранной проблемой.

Исполнительная власть - президент (или премьер-министр) и правительство - обязана в той или иной мере согласовывать свои действия с законодательными институтами: отчитываться перед ними, а в некоторых странах (ФРГ, Испания) даже получать от них мандат на осуществление своих полномочий. Одновременно парламенты уже на самых ранних стадиях разработки правовых актов должны согласовывать их содержание с правительственными структурами. В президентских республиках (США, Россия) глава государства может наложить вето (запрет) на любой законодательный документ или требовать его доработки. В то же время парламент имеет право отменить или «заморозить» какие-то решения правительства или президента.

Важным инструментом контроля за деятельностью исполнительной власти, находящимся в распоряжении парламента, является право возбуждать обвинения против высших должностных лиц государства и привлекать их к ответственности, если они своими действиями наносят ущерб национальным интересам страны. Привлечение государственного деятеля к ответственности в порядке импичмента. Реальная угроза, за которой, как правило, следует немедленная отставка этого должностного лица.

Известный политический деятель США А. Гамильтон считал, что идеальным органом для вынесения суждений о поведении должностных лиц является сенат. «Где же, как не в сенате, можно найти трибунал, в достаточной степени уважаемый и в достаточной степени независимый?» - писал он. Американский президент Б. Франклин говорил, что без импичмента единственным способом устранения главы исполнительной власти, заслуживающего наказания, остается его убийство, то есть метод, лишающий его не только жизни, но и возможности оправдаться.

Еще одним инструментом контроля за деятельностью правительства со стороны парламента является право последнего одобрить и ратифицировать заключенные президентом международные договоры и соглашения.

Очень важную роль в системе разделения властей современного демократического государства играет действующая оппозиция, которая существует в рамках закона. Критическая оценка лидерами оппозиции законодательных документов и решений кабинета правительства - необходимый фактор демократизации политического процесса.

Однако основным гарантом соблюдения законности в деятельности законодательной и исполнительной властей выступает судебная власть. Во многих странах надзор за соблюдением конституции, за соответствующими ей актами исполнительной и законодательной властей возложен на Верховный суд или на аналогичную высшую судебную инстанцию, созданную организационно обособленно.

Например, Федеральный конституционный суд ФРГ обладает весьма широкими полномочиями. Он наделен правом толкования основного закона при возникновении споров между федерацией и землями по поводу объема их прав и обязанностей, относительно соответствия федерального права и прав земель основному закону. При этом решения Федерального конституционного суда обязательны для всех государственных органов федерации и земель, по существу, этот орган регулирует принципиальные вопросы политической жизни ФРГ.

Высшим судебным органом во Франции является Конституционный совет. Он осуществляет надзор за соблюдением конституции, правомочностью действий парламента и президента. Конституционный совет может разрешать споры, связанные с национальными выборами и референдумами. Во Франции местные органы власти, профсоюзы и другие общественные и политические организации имеют право обращаться в Конституционный совет, если они не согласны с каким-либо решением государственных органов. При этом Конституционный совет обязан давать ответы на такие обращения в определенный срок. Если Конституционный совет придет к выводу, что решение правительства или законодательный акт, принятый парламентом, неправомочны (не соответствуют основному закону), то иные органы обязаны или отменить ранее принятое решение, или

внести в него соответствующие коррективы.

В Российской Федерации судебная власть осуществляется тремя федеральными судами - Конституционным cyдoм, Верховным судом и Высшим арбитражным судом. Помимо этого действуют также региональные (уставные и конституционные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Согласно Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» для выражения интересов судей были сформированы oрганы судейского сообщества, высшим из которых стал Всероссийский съезд судей. Он учредил Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации. При Верховном суде РФ создан Судебный департамент, который взял на себя организационное обеспечение деятельности федеральных, краевых и областных судов, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества и мировых судей.

Согласно Конституции, в систему судебной власти включается также прокуратура - федеральная, региональная и районная, - которая должна отслеживать реальное исполнение государственных законов и нормативных актов, отдавая при этом верховенство федеральным законам на всей территории Российской Федерации.

Единое правовое пространство РФ еще только формируется, не удалось полностью устранить многочисленные противоречия федеральному законодательству положений договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти ее субъектов. В ближайшие годы предстоит сложная работа по унификации российского законодательства на всей территории РФ.

Многие российские исследователи обращают внимание на то, что помимо трех ветвей власти в российском государстве имеются еще «иные органы власти», которые оказывают существенное влияние на протекание различных событий. К их числу относятся Центральная Избирательная комиссия, а также органы финансового обеспечения - Центральный банк, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости населения, Сберегательный банк России и Внешторгбанк. Служащие этих органов не считаются государственными служащими и не входят в систему государственной службы.

Одно из предложений российских ученых, рассматривающих проблему, заключается в том, чтобы обозначить еще одну ветвь государственной власти - учредительную. Однако вопрос об учредительной власти является дискуссионным, поскольку требует внесения изменений в Конституцию, что связано с серьезной подготовительной работой.

Итак, мы видим, что в государстве, основанном на принципе разделения властей, исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимыми друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют любым попыткам злоупотребления властью.


Список литературы

1.            Public administration // Encyclopedia Americana. 1996. №22.

2.            Greenwood J., Wilson D. Public Administration of Britain. Winchester, 1984.

3.            Nigro F., Nigro L. Modern Public Administration. N.Y., 1970.

4.            Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление: учебник. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Гардарики, 2010. – 317 с.

5.            Prigogine I. The end of Centainty. N.Y., 1997.

6.            Bell D. Sociological Journeys. Essays 1960 – 1980. L., 1980.

7.            Myrdal G. Challenge to Afflyence. N.Y., 1963.

8.            Аверьянов В.Б. Аппарат государственного управления: содержание деятельности и организационные структуры. Киев, 1996.

9.            Ардан Ф. Франция: Государственная система. М., 2009.

10.        Актуальные проблемы государственного строительства, управления: Сб. науч. трудов /под ред. Н.И.Глазуновой. – М.. 2009.

11.        Гуторова А.Л. Система государственного управления: В 5 кн. Кн. 2. Государство и политика. М., 2000.

12.        Емельянова Т.С. Институционализация государственной службы в условиях политического развития современной России: особенности, тенденции, приоритеты. М., 1999.

13.        Хилль В. Базисные концепции исследований в менеджменте //Проблемы теории и практики управления. 2009.

14.        Чиркин В.Е. Государственное управление. М., 2007

15.        Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. М., 2005.

16.        Щетинин В. Подготовка менеджеров: морально-этические проблемы //Проблемы теории и практики управления. 2009


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты