Субъекты гражданских правоотношений

В целях охраны имущественных прав и  интересов безвестно отсутствующего, если он окажется живым и может появиться, осуществляется передача имущества гражданина, признанного безвестно отсутствующим, в доверенное управление. Вместе с тем, доверительное управление над его имуществом учреждается и в интересах других лиц. Из этого имущества управляющий выдаёт содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан, был содержать, и уплачивает долги по другим обязательствам.

Доверительное управление имуществом безвестно отсутствующего гражданина может быть учреждено органом опеки и попечительства и до истечения одного года со дня получения сведений о месте его пребывания.

Иные последствия признания гражданина безвестно отсутствующим определяются законом.

К ним, в частности, относятся:

                   - право нетрудоспособных членов семьи безвестно отсутствующего, состоящих на его иждивении, на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством;

                   - прекращение действия доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим;

   - право супруга гражданина, признанного безвести отсутствующим, на расторжение брака в упрощённом порядке через органы ЗАГСа.

Явка лица, признанного безвести отсутствующим, или обнаружение его места пребывания влечёт за собой отмену решения суда и отмену управления его имуществом. С заявлением об отмене решения суда может обратиться сам гражданин или другое лицо, по инициативе которого рассматривалось дело о признании безвестно отсутствующим.

Если в месте жительства гражданина нет сведений о нём в течение пяти лет, он может быть, объявлен умершим.

В случае если есть основания предполагать, что гражданин погиб от определённого несчастного случая (авиакатастрофа, кораблекрушение и т.п.), либо пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью (землетрясения, наводнения, сходах лавин и т.п.), срок сокращается до шести месяцев.

Военнослужащий или любой другой гражданин, пропавший безвести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим лишь по истечении двух лет со дня прекращения военных действий.

Объявление гражданина умершим - считается юридической смертью. На основании решения суда производится регистрация смерти в органах ЗАГСа и наступают те же последствия, что и при физической смерти.

В случае если гражданин фактически жив (он явился либо поступили сведения о его месте пребывания), новым решением суда отменяется решение об объявлении его умершим и на основании этого запись о его смерти аннулируется.

Гражданин вправе потребовать возврата своего имущества. Для этого ГК установлены особые правила: лица, к которым его имущество перешло безвозмездно (в порядке наследования, по договору дарения), обязаны возвратить ему всё сохранившееся к моменту его явки. Это правило распространяется на деньги и ценные бумаги, которые не могут быть востребованы у так называемых “добросовестных приобретателей”, то есть  у тех, кто, получая их, не знал и не должен был знать, что лицо, объявленное умершим, фактически живо. Если же имущество перешло к другим лицам по возмездным сделкам (по договору купли-продажи, мены и др.), они обязаны возвратить имущество лишь, в случае, если будет доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин фактически жив. При невозможности возврата имущества в натуре эти лица обязаны возместить его стоимость (ст.46 ГК).

Юридическими последствиями объявления гражданина умершим является прекращение всех его прав и обязанностей и переход их к его наследникам, которые приняли наследство. Не переходят лишь права и обязанности, которые связаны с личностью объявленного умершим или исполнение которых невозможно без его личного участия. Однако, если гражданин, объявленный умершим, будучи в действительности живым, совершил юридически значимые действия, они считаются действительными, т.к. объявление умершим не влияет на его субъективные права, приобретенные в том месте, где было неизвестно об объявлении его умершим.

Органы внутренних дел играют определённую роль в признании гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим. Они представляют доказательства отсутствия, сведений и невозможности их получения и доказательства отсутствия этих сведений в месте жительства отсутствующего в течение установленного законом срока. Практически это сводится к установлению последнего постоянного места жительства отсутствующего, времени, когда о нём были получены последние сведения, подтверждению невозможности установления его местонахождения.


Жизнь современного общества не возможна без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. По этой причине в науке гражданское право основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте является юридическое лицо.

Цели, которые преследуют люди, объединившись и создав юридическое лицо, заключаются в следующем:

                   - оформление коллективных интересов, например, создание стоительно-гараж­ного кооператива;

                   - объединение капиталов для выполнения общей задачи, например, акционирование и выкуп крупного предприятия;

                   - ограничение предпринимательского риска. При долевом вкладе каждый, в случае неудачи, рискует лишь своим капиталом;

                   - управление капиталом. Для более гибкого и целевого использования финансовых средств, например, для закупки большой партии сырья или продукции.

У любого юридического лица имеются свои признаки при наличии которых оно признаётся субъектом гражданских правоотношений. Признаки юридического лица - это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. Выделяются четыре основополагающих признака юридического лица: 

                   - организационное единство - проявляется в определённой иерархии, соподчинённости органов управления (единоличных или коллективных), составляющих его структуру, и в чёткой регламентации отношений между его участниками. В результате этого становится возможным превратить желания множества участников в единую волю юридического лица , а также непротиворечиво выразить эту волю вовне;

                   - имущественная обособленность юридического лица - объединение материальной базы (техники, знаний, денежных средств) в один единственный комплекс (для достижения общей цели), принадлежащей данной организации, и отграничение её от имуществ других лиц;

                   - принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности (отображён с ст.56 ГК) - каждое юридическое лицо несёт гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам;

                   - выступление в гражданском обороте от собственного имени - возможность выступать в суде истцом и ответчиком, а также от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности. Это как раз является той основной целью, ради которой оно и создаётся.

Таким образом получается, что использование юридическим лицом собственного наименования позволяет отличить его от всех иных организаций и, поэтому, является необходимой предпосылкой гражданской правосубъектности юридического лица.

Юридическое лицо - признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

В Российской Федерации все юридические лица проходят государственную регистрацию, подавляющее их большинство имеет печати и открывает счета в банках.



В науке гражданское право традиционно выделяется следующие способы образования юридических лиц:

                   - распорядительный порядок - характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Данный порядок имел место в СССР, однако, в настоящее время в ст.51 ГК не предусматривается исключений о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно предположить, что этот порядок образования организации сегодня в России не применяется;

                   - разрешительный порядок - предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В настоящее время этот порядок образования юридического лица предусмотрен, например, для образования страховых обществ и банков.

                   - нормативно-явочный порядок образования юридического лица - характеризуется тем, что согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюдён ли установленный порядок её образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Именно этот порядок образования юридических лиц в настоящее время распространён в России.

В зависимости от вида юридического лица состав учредительных документов различен, так, например, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава, а правовой базой для деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор (ст.52 ГК). Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Учредительный договор - консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Устав, в отличие от учредительного договора, не заключается, а учреждается учредителями. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица. Устав вступает в силу  с момента регистрации самого юридического лица.

Завершающим этапом образования юридического лица является государственная регистрация, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

Для регистрации юридического лица обычно представляют следующие документы:

                   - заявление учредителей о регистрации;

                   - устав организации;

                   - учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица (в виде протокола собрания учредителей);

                   - свидетельство об уплате регистрационной пошлины;

   - документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала предприятия (только для коммерческих организаций).

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации или ликвидацией (добровольной или по решению суда) и, как правило, носит окончательный характер.

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть переходят к иным субъектам права, т.е. происходит универсальное правопреемство. Реорганизация может осуществляться путём слияния нескольких организаций в одну новую, присоединения одного юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации других юридических лиц или преобразования, т.е. смены организационно-правовой формы юридического лица.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты