Субъекты и объекты оперативно-розыскной деятельности

Субъекты и объекты оперативно-розыскной деятельности

План


Введение

1. Оперативно-розыскные аппараты ОВД как субъекты ОРД, их задачи и компетенция

2. Классификация субъектов ОРД ОВД и их компетенция

3. Правовая и социальная защита должностных лиц осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

4. Объекты ОРД ОВД

Заключение

Список использованной литературы



Введение


Оперативно-розыскная деятельность преследует решение следующих основных задач, таких как выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

-осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

-добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации и осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.

ОРД осуществляется на основе общих принципов, присущих и другим видам правоохранительной деятельности, так и специальных, являющихся сугубо оперативно-розыскными. При соблюдении проведения оперативно-розыскных мероприятий принципов сотрудники ФСИН могут достичь наиболее эффективных результатов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, что является главной задачей, стоящей перед данными органами.

Осуществление ОРД невозможно без участия конкретных субъектов, которые наделены определенными обязанностями и правами.

Целью работы является рассмотрение субъектов и объектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть задачи и компетенцию оперативно-розыскных аппаратов ОВД как субъектов ОРД;

- классифицировать субъектов ОРД ОВД;

- проанализировать основания и формы правовой и социальной защиты должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- проанализировать положения об объекта ОРД.



1. Оперативно-розыскные аппараты органов внутренних дел как субъекты оперативно-розыскной деятельности, их задачи и компетенция


Субъектом оперативно-розыскной деятельности выступает участник этой деятельности, на которого законодатель возложил соответствующие обязанности, предоставил для их выполнения соответствующие права и возложил ответственность в случае их ненадлежащего исполнения.

Субъектами являются оперативно-розыскные органы, их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями на принятие соответствующих юридически значимых решений в ОРД и (или) проведение ОРМ либо участие в них.

Субъекты ОРД находятся под защитой государства. При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество любого субъекта (участника) ОРО обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством России.

В целях обеспечения безопасности ряда субъектов ОРД и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом федеральным законом о государственной защите, а результаты ОРД не представляются в суд (следователю), если невозможно обеспечить безопасность их участников.[1]

Система субъектов ОРД система может быть представлена с учетом трех основных критериев: функционального, относимости к государству и деления на физических и юридических лиц.

В зависимости от основных функций, исполняемых субъектами ОРД, их классифицируют на следующие основные группы:

1.непосредственно осуществляющие ОРД (оперативно-розыскные органы, оперативники, лица, и оказывающие содействие ит.д.)

2.защищаемые лица

3.изучаемые лица

4.лица, осуществляющие контроль над ОРД (судьи и др.)

В 1 группе выделяют несколько подгрупп. Первую составляют те, которые проводят ОРД согласно ФЗ об ОРД: оперативные подразделения, оперативники[2]. Вторую те, которые полномочны совершать оперативно-розыскные мероприятия или иным образом участвовать в сыскной работе в соответствии с иными федеральными законами. Прежде всего, к ним относятся, согласно уголовно-процессуальному закону, органы дознания (капитаны морских судов и др.), обязанные принимать оперативно-розыскные меры, и следователи.

Субъектов различают также в зависимости от того, полностью или частично они осуществляют ОРД.

Согласно действующему в России законодательству полномочны полностью проводить ОРМ только оперативные подразделения органов, перечисленных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД. Эти субъекты правомочны проводить указанные мероприятия без каких-либо изъятий, т.е., они осуществляют ОРД в полном объеме. Субъектами данной подгруппы безусловно являются оперативники, т.е. должностные лица указанных оперативных подразделений.

Частично осуществляют ОРД следующие субъекты:

- оперативные подразделения органов[3], которые полномочны проводить все ОРМ, но с определенными ограничениями;

- органы дознания, перечисленные в ст. 117 УПК на которые возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (перечень и пределы проводимых ими ОРМ (мер) законодателем в УПК не определены, а в ФЗ об ОРД о них вообще не упоминается)[4];

- предприятия и операторы связи.

Они обязаны: предоставлять оперативно-розыскным органам возможность проводить ОРМ на сетях связи; принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий,

- лица, осуществляющие контроль и надзор за ОРД (Президент РФ и Правительство РФ, судьи, уполномоченные прокуроры, уполномоченные представители Минфина России и др.).[5]

По отношению к государству различают две основные группы субъектов: являющиеся его представителями (область собственно ОРД) и таковыми не являющиеся (область частной сыскной деятельности).

Все субъекты ОРД могут быть классифицированы на две группы с учетом их деления на юридических лиц (например, ОРО, и др.) и физических лиц (например, оперативник, прокурор, лицо, оказывающее содействие в осуществлении ОРД, и др.).

Компетенцией субъектов ОРД является единство следующих элементов:

- предмета оперативно-розыскного ведения, обязанностей, возлагаемых на субъектов ОРД [6],

- предоставляемых им прав для реализации этих обязанностей [7],

- возможность их привлечения к ответственности в случае нарушений законных предписаний.

Предмет оперативно-розыскного ведения — это совокупность целей ОРД и ее задач. Именно для достижения целей и решения задач ОРД на субъектов возлагаются определенные обязанности и им предоставляются корреспондирующие обязанностям права.

Обязанности субъектов ОРД — это круг возложенных законодателем на них действий и (или) решений для выполнения задач ОРД и безусловных для исполнения.

Права субъектов ОРД — это круг предоставленных им законодателем возможностей для надлежащего исполнения обязанностей с целью решения задач ОРД.

Компетенцию субъектов ОРД не следует путать с полномочиями этих субъектов. Под полномочиями в оперативно-розыскной практике понимают элемент компетенции и одновременно правового статуса оперативного подразделения (его должностных лиц), предусмотренных ФЗ об ОРД и в соответствии с ним другими законодательными актами России.

Полномочие означает предоставление ОРО (оперативному подразделению) право осуществлять ОРМ и принимать соответствующие юридически значимые решения (например, прерывать предоставление услуг связи согласно п. 1 ч. 1 ст. 15), устанавливать запреты (например, использовать специальные средства, предназначенные для негласного получения информации не уполномоченными на то ФЗ об ОРД лицами согласно ч. 6 ст. 6), разрешать или поощрять ту или иную деятельность (например, субсидировать лиц, оказавших помощь в раскрытии преступлений, согласно ч. 5 ст. 18), издавать обязательные к исполнению в сфере ОРД нормативные предписания (см. ч. 2 ст. 4) и др.

Под юридической ответственностью субъектов ОРД понимается последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом (физическим или юридическим лицом) возложенных на него ФЗ об ОРД и другими законодательными актами в области ОРД обязанностей.

В соответствии с ч. 10 ст. 5 ФЗ об ОРД нарушения этого Закона при осуществлении ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством России. Следовательно, для наступления юридической ответственности субъекта ОРД требуется наличие двух условий — какое-либо нарушение ФЗ об ОРД (т.е. противоправное действие или бездействие лица, которое посягает на установленный порядок) и предусмотренность ответственности законодательством России.

Субъектами, подлежащими ответственности, согласно требованиям ФЗ об ОРД могут быть:

- государственные органы, осуществляющие ОРД [8] ;

- должностные лица этих органов, непосредственно осуществляющие ОРМ, а равно руководящие их осуществлением или контролирующие их [9];

- должностные лица, санкционирующие осуществление отдельных ОРМ или надзирающие за их законностью[10];

- отдельные граждане, привлеченные к сотрудничеству с ОРО[11] ;

- иные физические и юридические лица, нарушающие предписания ФЗ об ОРД .

Основные виды ответственности субъектов ОРД:

дисциплинарная, административная, материальная, гражданско-правовая и уголовная.

Дисциплинарная ответственность — это разновидность воздействия на нарушителей служебной или трудовой дисциплины путем наложения на таких лиц различных дисциплинарных взысканий. В частности, для оперативников (как государственных служащих) этот вид ответственности наступает за должностной проступок — неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. Обязанности оперативника установлены в ФЗ об ОРД, соответствующем законе, который регламентирует деятельность того или иного ОРО, в должностной инструкции.

В ОРО применяют различные виды дисциплинарных взысканий.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 21 июля 1997 г № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» за нарушение служебной дисциплины в таможенных органах могут налагаться, замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, увольнение, а в соответствии с п. «л» ч. 6 ст.19 Закона о милиции сотрудник милиции может быть уволен со службы «за грубое либо систематическое нарушение дисциплины».

Административная ответственность наступает для должностных лиц и граждан за совершение ими административного правонарушения. Важнейшим актом, которым регулируется порядок привлечения к этому виду ответственности, является КоАП РФ. Отметим, что военнослужащие, сотрудники оперативных подразделений (ФСО России, ФПС России, ФСБ России и др.) несут административную ответственность по дисциплинарным уставам. За совершение административных правонарушений применяются административные взыскания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты