Субъекты и объекты оперативно-розыскной деятельности

Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены, а их неисполнение либо воспрепятствование законному осуществлению ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ст.15 Закона об ОРД).

Должностное лицо ОВД, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. Указанное положение Закона об ОРД подчеркивает самостоятельность подразделений ОВД и их должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и подчиненность только непосредственному и прямому начальству. В законные действия органов и сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не вправе вмешиваться (давать указания, препятствовать выполнению действий и др.) ни должностные лица, ни какие-либо органы государства, прямо не уполномоченные на то федеральным законом. Например, следователь при даче поручений и указаний органам, осуществляющим ОРД, о производстве оперативно-розыскных действий (в порядке ст.127 УПК РСФСР) должен ставить только задачу, а способы, организацию и тактику ее решения определяют органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Следователь вправе также установить сроки выполнения его поручений и указаний, однако не вправе требовать конкретных данных о характере применяемых оперативно-розыскных мер, их организации и тактике проведения.

И хотя оперативно-розыскная деятельность - деятельность творческая, которую еще ее основоположники относили к величайшему из искусств, следует помнить, что она строится на основе единоначалия и подчиненности.

В процессе оперативно-служебной деятельности взаимоотношения между начальником и подчиненным строятся на основе таких определенных в законе принципов, как взаимоуважение, доверие, разделение компетенции, персональная ответственность за правомерность принимаемых решений и совершаемых действий. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность немыслима без управления, которое осуществляется, в частности, методом приказа. В ходе оперативно-розыскной деятельности наряду с приказами издаются предписания, распоряжения, указания и др. Различие между ними заключается в характере разрешаемых вопросов и правовом положении лиц, имеющих право на их принятие. Основная черта приказов - обязательность исполнения лицами, которым они адресованы.

Пределы выполнения приказа об оперативно-розыскной деятельности определяются рамками ее соответствия закону. Поэтому, в случае получения должностным лицом приказа или указания, противоречащего закону, указанный сотрудник обязан руководствоваться законом (ч.3 ст.16 Закона об ОРД). Причем не имеет значения, в какой форме - устной или письменной - получен приказ (указание).

В Законе “О милиции” определен порядок реагирования на приказы, которые противоречат закону. При сомнении в законности полученного для исполнения распоряжения лицо, наделенное правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, должно незамедлительно сообщать об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение. В случае, если вышестоящий по должности начальник письменно подтверждает данное распоряжение, оперативный сотрудник обязан его исполнить. Ответственность за последствия исполнения незаконного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

В то же время следует помнить, что оценка законности получаемых приказов возлагается на исполнителей.

Определенные обстоятельства осуществления оперативно-розыскной деятельности допускают вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга (ч.4 ст.16 Закона об ОРД).

Такое причинение вреда признается правомерным при наличии следующих условий:

- общественной признанности и допустимости конкретных действий в рамках социально необходимой и полезной деятельности;

- действии закона или иного нормативного акта, регламентирующего этот вид профессиональной или иной общественно значимой деятельности и содержащего указание на возможность совершения конкретных действий при определенных обстоятельствах;

- невозможности иными, без причинения ущерба правоохраняемым отношениям, средствами выполнить служебные обязанности или общественный долг в конкретной обстановке;

- выполнении действий, составляющих должностную функцию или общественную обязанность, в конкретной обстановке специально уполномоченным на то законом или иным нормативным актом лицом;

- соблюдении всех необходимых для конкретного случая правил, закрепленных в нормативном акте, регулирующем данный вид служебных обязанностей, деятельности или общественного долга;

- причинении вреда значительно менее важным интересам, чем те, которые бы пострадали при невыполнении профессиональной функции или иной другой юридической обязанности.

Так, ст.23 Закона РСФСР “О милиции” указывает, что сотрудники милиции не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный нарушителю применением, в предусмотренных законодательством случаях, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия; а ст.24 напоминает, что на деятельность работника милиции распространяются действия института о необходимой обороне и крайней необходимости (ст.37, 38 УК РФ).

Следует полагать, что указанная норма Закона об ОРД распространяется и на те объективно противоправные действия лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (должностных лиц ОВД и лиц, оказывающих им содействие), которые заключаются в имитации преступной деятельности либо совершения административных правонарушений.

Как форму правовой защиты рассматриваемой категории сотрудников ОВД следует рассматривать условия правовой оценки сведений, сообщаемых ими в административном и уголовном процессе. Ст.26 Закона РСФСР “О милиции” оценивает показания сотрудника милиции по делу о преступлении или административном правонарушении наравне с другими доказательствами, полученными в установленном законом порядке.

Правовая защита сотрудников ОВД, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обеспечивается и целым рядом норм уголовного кодекса, защищающих их как лиц, производящих дознание, работников правоохранительных органов, а также представителей власти (см. ч.2 ст.294, ст.295, ч.2 ст.296, ч.2 ст.298, ст.317, 318 УК РФ).

Самостоятельным видом социальной защиты органов и лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следует рассматривать возможность зачета времени выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.16 Закона об ОРД).

Основанием этому являются служебные документы о выполнении специальных заданий в названных преступных формированиях и прохождении службы в соответствующих должностях (приказы, постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность), а также постановления Правительства, определяющие конкретный порядок исчисления выслуги лет сотрудникам, выполняющим специальные задания указанного характера. В целях закрепления кадров в определенных регионах, дополнительного стимулирования их работы, создания надлежащих условий для выполнения ими функциональных обязанностей органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.


4. Объекты ОРД ОВД


Объекты оперативно-розыскной деятельности – лица, предметы и события. Они могут быть известны, а могут существовать как бы гипотетически, т.е. предположительно. В основе классификации объектов оперативно-розыскной деятельности (сыска) лежат их природные признаки. Это, прежде всего: живые люди; трупы; животные и их трупы; вещи; предметы; события.

Живые люди. К этой категории относятся физические лица, так или иначе имеющие отношение к преступлению. Их, в свою очередь, можно разделить на несколько групп:

лица, предположительно избравшие преступный образ жизни;

неустановленные лица, совершившие конкретные преступления;

известные лица, совершившие преступления, местонахождение которых требуется установить (скрывшиеся от следствия и суда подозреваемые, обвиняемые; совершившие побег из-под стражи преступники и т.п.);

свидетели, очевидцы преступления;

потерпевшие;

без вести пропавшие лица.[24]

Остановимся подробнее на установлении личности отдельных субъектов, попавших в поле зрения оперативного работника.

Лица, ведущие преступный образ жизни. Это может быть и житель данного района, города, и случайно оказавшийся здесь человек, попавший в сложную жизненную ситуацию, и заезжий гастролер–профессионал. Оперативный работник должен сделать правильные выводы и в зависимости от этого избрать соответствующую тактику взятия преступника, пресечения его деятельности.

Неустановленные лица, совершившие преступления. Чтобы раскрыть любое преступление, нужно, по крайней мере, установить лицо (лиц), его совершившее, найти и привлечь к ответственности. Практически эти задачи решаются одновременно.

… на протяжении нескольких месяцев в реке находили трупы мужчин, зашитые в большие мешки. Никаких документов при этом не обнаруживалось. Да и сведений о пропаже людей не поступало. Правда, потом появились сообщения: то из Костромской губернии, то из Рязанской уехал отец семейства в Москву покупать лошадь и … сгинул. Трупы, извлеченные из реки, были обычно разложившиеся, и предъявлять их кому-либо для опознания было бессмысленно.[25]

Зацепка была только одна. Почти в каждом мешке обнаруживались зерна овса. Возникло предположение, что раньше в них находился овес, и принадлежать они могли только человеку, имевшему лошадь, вероятнее всего – извозчику. Правда, последних в Москве в то время было очень много. Но постепенно круг подозревавшихся лиц сужался, и, в конце концов, остались несколько извозчиков, за которыми установили наблюдение. Все это, естественно, делалось тайно. Не подозревавший слежки убийца заманил очередную жертву, которую ждала смерть от удара молотком по голове и последующее “ затаривание ” в мешок из-под овса. Однако был взят с поличным: на его счету оказалось несколько десятков жертв.

Это тот самый случай, когда с самого начала о лице, совершившем преступления, не было никаких данных, кроме способа совершения преступления.

На месте преступления обычно удается собрать некоторые данные о личности преступника: приметы внешности, отпечатки пальцев, следы ног. Могут возникать подозрения в отношении конкретного лица, но требуется большая работа по обнаружению и изобличению.

Установленные лица, скрывшиеся от следствия, суда либо совершившие побег. Установленными принято считать конкретных лиц, когда известны их установочные данные: фамилия, имя, отчество, год рождения, место рождения, место постоянного или временного проживания (если оно есть). Искать их приходится потому, что они скрываются от следствия и суда, неизвестно где находятся либо вообще перешли на нелегальный образ жизни. Это, прежде всего подозреваемые и обвиняемые, то есть лица, которым в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством предъявлено обвинение либо в отношении их избрана мера пресечения. Сюда же можно отнести осужденных, совершивших побег из-под стражи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты