Субъекты коммерческой деятельности. Понятие и правовое регулирование несостоятельности (банкротства)

Картель - договорная форма объединения хозяйствующих субъектов, участники которой, сохраняя статус юридического лица, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность, определяют общую сбытовую политику и ценообразование. Цель образования картелей - получение в общих интересах участников прибыли путем устранения или регламентации конкуренции между участниками картеля, а также подавления внешней конкуренции.

Картели, с точки зрения антимонопольного правового регулирования, представляют собой соглашения или согласованные действия горизонтального типа, поскольку заключаются между конкурентами (поставщиками, покупателями), действующими на одном и том же товарном рынке. В данном случае хозяйствующие субъекты, которые должны конкурировать между собой на рынке, согласовывают свое поведение и фактически выступают на рынке как один продавец (покупатель).

При наличии у участников картеля в совокупности значительной доли на рынке они могут существенно влиять на состояние конкуренции, приобретать рыночную власть и использовать ее в традиционных для монополистической деятельности целях: получение дополнительной прибыли, ограничение объема продаж, ценовый диктат, вытеснение конкурентов.

Образование картелей особенно опасно на рынках с высокой концентрацией производства и однородностью продукции. Однако картели, исходя из экономических законов развития, являются недолговечными монопольными объединениями.

У каждого участника картеля появляется стимул явно или тайно нарушить картельное соглашение - продать продукцию по более высокой цене или в количестве, превышающем согласованную квоту.

Помимо возможности нарушения условий картельного соглашения на устойчивость этого вида предпринимательского объединения влияют антимонопольные запреты и опасность привлечения к ответственности за их нарушение.

Соглашения картельного типа часто заключаются в организационной форме негласного товарищества.

Договор негласного товарищества - разновидность договора простого товарищества, суть которого в том, что его существование не раскрывается для третьих лиц.

В отличие от общих норм о предпринимательском объединении в форме простого товарищества, где каждый участник привлекается к солидарной ответственности по его обязательствам, в негласном товариществе участник, выступающий от имени товарищества перед третьими лицами, отвечает всем своим имуществом по сделкам, которые он заключил от своего имени в общих интересах товарищей, и лишь в последующем имеет право привлечь других товарищей к имущественной ответственности по общим обязательствам.

Опасность соглашений картельного типа - в возможном ограничении конкуренции и монополизации товарных рынков.

Для российского законодательства и правоприменительной практики незаконны не картельные соглашения вообще, а картельные соглашения, имеющие незаконные цели, ограничивающие конкуренцию, положительный эффект от деятельности которых в социально-экономической сфере ниже, чем негативные последствия для соответствующего товарного рынка.

Синдикат. К числу монопольных объединений наряду с картелями относятся также синдикаты.

В современной предпринимательской практике под синдикатом понимают предпринимательское объединение картельного типа, участники которого сбывают свои товары и зачастую приобретают сырье через единую торговую сеть.

Участники синдиката сохраняют юридическую и производственную самостоятельность, но, в отличие от картеля, утрачивают коммерческую независимость.

Главная цель создания синдиката - решение вопросов сбыта.

Отношения между участниками синдиката могут быть урегулированы договором простого товарищества, существенным условием которого является положение о создании сбытовой организации, как правила, в организационно-правовой форме хозяйственного общества.

Эта организация в данном случае не будет иметь внедоговорного (т.е. более, чем поручено договором) контроля над участниками синдиката, поскольку, по сути, представляет собой их дочернее общество.

Синдикаты могут существовать в форме финансово-промышленных групп, реже - холдинговых компаний.

Синдикаты как разновидность монополистических объединений картельного типа - предмет правового регулирования антимонопольного законодательства.

Пулы. К числу предпринимательских объединений, оформляемых договорами простого товарищества, относятся пулы.

Под пулом понимают добровольную договорную форму объединения предпринимателей, распространенную чаще всего в сфере услуг: торговых, биржевых, патентных, страховых, транспортных и др.

«Смысл такого объединения состоит в консолидации средств его участников для совместной эксплуатации определенной части рынка и распределения доходов в конце «пульного» периода, в заранее определенной пропорции».

В договоре простого товарищества об организации пула должны быть установлены правила распределения общих расходов и прибыли между участниками пула.

Лекция 2. Понятие и правовое регулирование несостоятельности (банкротства)


Основы современного института банкротства заложены Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». (в ред. Федеральных законов от 24.10.2005 N 133-ФЗ). Затем основы правового регулирования несостоятельности (банкротства) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц нашли закрепление в Гражданском кодексе РФ (ст. 25, 56, 61, 64, 65 и др.).

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Денежное обязательство представляет собой обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму. Предметом денежного обязательства является уплата кредитором должнику денежной суммы. Основанием возникновения таких обязательств могут быть возмездные договоры, по которым сторона в качестве встречного представления за товары, работы, услуги обязана уплатить денежные суммы, иные основания, предусмотренные ГК РФ (например, вследствие причинения вреда). Под обязанностью по уплате обязательных платежей понимается обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательством.

Признаки банкротства определены Законом по-разному для граждан и юридических лиц. В соответствии со ст.3 ФЗ гражданин может быть признан банкротом, если денежные обязательства перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей не исполняются им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. В основу признаков банкротства гражданина положен принцип «неоплатности» - превышение кредиторской задолженности и задолженности по обязательным платежам над стоимостью его имущества.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Определение признаков банкротства юридических лиц базируется на принципе «неплатежеспособности». Его суть состоит в презумпции невозможности должника удовлетворить требования кредиторов или произвести обязательные платежи в бюджет или внебюджетные фонды, если он не делает этого в течение длительного (свыше трех месяцев) времени.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.

Из кредиторской задолженности исключаются долги перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательства по выплате авторского вознаграждения. Кроме того, исключаются внутренние долги перед учредителями (участниками). Не учитываются при определении задолженности неустойки, штрафы, пени. По таким же правилам определяется размер обязательных платежей, из которого вычитаются штрафы (пени) и иные финансовые (экономические) санкции.

Виды процедур банкротства

Предусмотренные законом процедуры можно разделить на две группы: судебные и внесудебные. К судебным процедурам относятся наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, а также иные, например упрощенные процедуры банкротства ликвидируемого или отсутствующего должника. Кроме этого, на любом этапе производства по делу может быть заключено мировое соглашение.

К внесудебным процедурам возможно отнести досудебную санацию и добровольное объявление должника о своем банкротстве.

Дело о несостоятельности (банкротстве) может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее пятисот, а к должнику-гражданину - не менее ста минимальных размеров месячной оплаты труда, установленных законом.

Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) может быть возбуждено на основании:

1. Заявления должника. Реализация права на подачу заявления в суд позволяет должнику под контролем суда удовлетворить требования кредиторов и освободить себя от долгов. В ст. 8 Закона содержится новелла - норма, предусматривающая случаи, когда подача заявления в арбитражный суд является не правом, а обязанностью должника. За неисполнение этой обязанности руководитель должника, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор), индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к ответственности. Решение о подаче заявления должником может быть принято: органом управления юридического лица, который вправе принимать такое решение в соответствии с учредительными документами; органом, уполномоченным собственником имущества должника -унитарного предприятия. Такое решение, например, от имени собственника федерального государственного унитарного предприятия может быть принято ФСДН (п. 7 Положения о ФСДН).

2. Заявления кредитора. Правом на подачу в арбитражный суд заявления наделены только конкурсные кредиторы, то есть кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия. От имени РФ, ее субъектов, муниципальных образований выступают уполномоченные на то органы государственной власти и местного самоуправления. ФСДН осуществляет права кредитора по бюджетным ссудам и иным денежным обязательствам организаций-должников перед государством.

3. Заявления прокурора. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в случаях: обнаружения им признаков преднамеренного банкротства. Преднамеренное банкротство представляет собой умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, гражданином в личных интересах или интересах других лиц; когда у должника имеется задолженность по обязательным платежам; в интересах кредитора по денежным обязательствам РФ, субъекта РФ, муниципального образования; в иных случаях, установленных федеральными законами, например с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты