Поскольку рейдерство довольно быстро стало высокодоходным бизнесом, в ход пошли такие приемы, как манипуляция общественным мнением, лоббизм, биржевые махинации, призванные сгладить негативное впечатление от попрания норм этики и морали инициаторами недружественных поглощений. Начиная с 2003 года, число таких враждебных акций в отечественном бизнесе исчисляется тысячами, но только сейчас общественность, в первую очередь, юридическая забила по этому поводу тревогу.
Показательно, что можно столкнуться и с позитивными отзывами о рейдерах как о романтиках рыночной экономики. Мол, на то и существует рынок, чтобы сильнейшие побеждали. Не можешь защитить свой бизнес - уйди в сторону, освободи дорогу другим. Сама профессия, как и скажем, в Соединенных Штатах Америки, окружается ореолом достатка и благополучия. Но на деле все это не так красиво, как кому-то кажется.[32] Уже отмечалось, что недружественные захваты чаще всего происходит не для более эффективного развития бизнеса, а для его разрушения. Попытки защитить свой бизнес сильным предпринимателем приводит к длительной войне, которая обескровливает обоих соперников. А то, что переживает неудачник, трудно представить себе даже в кошмарном сне. О нормальной деятельности организации говорить уже не приходится, вряд ли кто-то захочет вступить с ней в деловые отношения, тем более что Реестр имеет публичный характер и доступен для ознакомления третьим лицам.
В дальнейшем применить какие-нибудь меры воздействия к рейдеру, провернувшему такого рода махинации, бывает весьма трудно: он мог лично и не принимать участия в этих действиях, а изменения в Реестр вносились по утерянному паспорту. В результате контрагентам по таким договорам причиняется материальный ущерб. Более того, в этом случае потерпевшим может оказаться не только контрагент, не получающий исполнения по договору, но и само юридическое лицо, поскольку заключение таких сделок порождает споры о праве на имущество, являющееся их предметом, между юридическим лицом и приобретателем по договорам. В случае, когда исполнение подобного договора имело место полностью или частично, возникает вопрос о добросовестности приобретения предмета исполнения и о возможности его возврата юридическому лицу от приобретателя.
Одним словом рейдер и рейдерская деятельность неоднозначно трактуются в российской экономике, бизнес-сообществе, неоднозначны оценки и в обществе, но очевидно одно, государство практически не регламентирует рейдерскую деятельность, неясен и сам правовой статус рейдера, существующие нормы гражданского, уголовного права лишь весьма расплывчато определяют ответственность рейдера за «пиратские действия, захват собственности, присвоение имущества, мошенничества.[33] Представляется очевидным, что данный экономико-правовой субъект не определен действующим законодательством, позволяя тем самым совершать значительные махинации и оставаться практически безнаказанным, а в силу высокодоходности рейдерской деятельности приток в нее нечистоплотных экономических субъектов очевиден, и борьба с рейдерской деятельностью должна стать одним из важнейших направлений государственной правовой и экономической политики, поскольку очевидно, что рейдерство это по своей сути деструктивный элемент в системе нормального развития экономических отношений, лишь дестабилизирующий развитие экономики и подрывающий экономические основы российского государства, разрушающий позитивное развитие гражданского оборота и нормальной предпринимательской деятельности.
2.2. Субъектный состав процедуры банкротства как сферы рейдерской деятельности.
При осуществлении всех процедур банкротства основными субъектами являются должник, кредитор, арбитражный суд и временный, внешний, конкурсный управляющий, которые объединяются одним понятием "арбитражный управляющий". Рассмотрим подробно правовой статус каждого из данных субъектов.
Арбитражный Суд. В соответствии с частью 2 статьи 223 АПК РФ дела о банкротстве рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы банкротства. Частью 4 статьи 228 Закона о банкротстве 2002 г. установлено, что дел о банкротстве отсутствующего должника рассматривается судьей единолично.
При этом необходимо отметить, что отдельные заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, могут быть разрешены судьей единолично. Так, например, пунктом 7 статьи 42 Закона о банкротстве 2002 г. предусмотрено, что ходатайство о принятии мер по обеспечению заявления о признании должника банкротом рассматривается судьей, то есть единолично, причем не позднее дня, следующего за днем поступления ходатайства, без извещения сторон.
Следует отметить, что часть 1 статьи 93 АПК РФ аналогичным образом регулирует данный вопрос. Кроме этого, в пункте 1 статьи 60 указывается, что заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами (между ним и должником), жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются судьей единолично. Однако с самостоятельными требованиями о разрешении разногласий о составе, размере и оплате труда и выходных пособий работники должника в деле о банкротстве обращаться не вправе. [34]Также в соответствии с пунктом 1 статьи 48 судебное заседание арбитражного суда по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится судьей арбитражного суда, то есть единолично. Согласно пункту 1 статьи 49 Закона о несостоятельности (банкротстве), определение о введении процедуры наблюдения выносится судьей арбитражного суда единолично. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд - статья 51. В статье 134 АПК РФ определяется срок подготовки дела к судебному разбирательству, который не должен превышать двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд.
В статье 152 АПК РФ устанавливается срок для рассмотрения арбитражным судом первой инстанции дела и принятия решения по нему, который составляет один месяц. Причем этот срок исчисляется со дня вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено новым АПК РФ, то есть после подготовки дела к судебному разбирательству.
Таким образом, общий срок рассмотрения дела в соответствии с нормами АПК РФ составляет три месяца. Арбитражный суд при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов - пункт 2 статьи 50. По ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного банкротства. На второе правомочие арбитражного суда хотелось бы обратить особое внимание. Это связано с тем, что, как уже было сказано, дела о банкротстве рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы банкротства. Подготовка же дела, в том числе о банкротстве, к судебному разбирательству проводится судьей единолично. Арбитражный суд согласно пункта 1 статьи 75 Закона о банкротстве 2002 г. на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.[35]
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (пункт 1 статьи 80 Закона о банкротстве). Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.
Кроме того, арбитражный суд при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов пункт 2 статьи 50, назначает экспертизу для выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, принимает меры для примирения сторон.[36] Дело о несостоятельности рассматривается Арбитражным судом, по заявления должника или кредитора. С момента принятия заявления о признании должника банкротам, судом вводится наблюдение, целью которого является выявление действительного финансового состояния должника и недопущение недолжного распоряжения его имуществом. Для осуществления наблюдения назначается временный управляющий. По окончании наблюдения, на основании материалов предоставленных временным управляющим и первым собранием кредиторов, суд выносит решение о признании должника банкротом или определение о введении внешнего управления или определение о утверждении мирового соглашения. По окончании внешнего управления, по результатам его проведения суд вправе вынести решение о признании должника банкротом или определение о утверждении мирового соглашения.
Рассмотрев дело о банкротстве, арбитражный суд может принять один из семи судебных актов статья 52 Закона о несостоятельности (банкротстве):
1. Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства - принимается в том случае, если судом установлены признаки банкротства.
2. Решение об отказе в признании должника банкротом - выносится в том случае, если у должника отсутствуют признаки банкротства или установлено, что банкротство должника
фиктивно (ст. 55). В этом случае с должника снимаются все ограничения, установленные с момента введения процедуры наблюдения.
3. Определение о введении финансового оздоровления.
4. Определение о введении внешнего управления.
5. Определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
6. Определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения.
7. Определение об утверждении мирового соглашения.
Одной из важнейших фигур при осуществлении процедуры банкротства является арбитражный управляющий.
Арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных действующим законодательством.[37] Данное лицо должно беспристрастно влиять на процесс банкротства в интересах как должника, так и кредитора. Кандидатура арбитражного управляющего должна отвечать ряду требований, предъявляемых Федеральным законом о банкротстве от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ и Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству.
По закону арбитражный управляющий должен иметь соответствующую лицензию, которая выдается Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, в порядке, определяемом действующим законодательством о лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности.[38] Следует учесть, что гражданин, получивший лицензию арбитражного управляющего, должен зарегистрироваться в арбитражном суде (как минимум в одном) и сообщить о регистрации государственному органу по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19