Хотелось бы так же отметить роль Президента Республики Беларусь в административном процессе. Функции Президента как гаранта прав человека – издавать нормативные правовые акты. В соответствии со ст.85 Конституции Республики Беларусь Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на территории нашего государства. Право законодательной инициативы и право вето, которыми обладает Президент, могут использоваться им для защиты прав человека.
В соответствии со ст.40 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы.
Анализируя данное конституционное положение, видим, что большую роль в системе защиты прав и свобод человека играет организация приема граждан и рассмотрение обращений (заявлений и жалоб граждан) в органы исполнительной власти. Это положение в настоящее время более подробно регламентируется Законом Республики Беларусь «Об обращении граждан» [17].
По обращению граждан соответствующими органами должны принимать меры по, направленные на восстановление нарушенных прав, улучшение работы аппарата управления, укрепление режима законности. Обращения могут быть как индивидуальными, так и коллективными, устными или письменными.
Также весьма значительна роль административно-правовой защиты прав милицией в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Данная тема весьма актуальна в наше время, так как именно в данных областях совершается больше всего нарушений. Именно работники внутренних дел следят за сохранностью правового статуса личности.
Понятие «правовой статус» неоднозначно трактуется в научной литературе. Представляется, что под правовым статусом гражданина следует понимать систему гарантированных государством прав, свобод и обязанностей личности, которые в определенной мере удовлетворяют потребности человека, создают условия для его всестороннего и гармоничного развития, закрепляют обязанность (в определенных случаях) его юридической ответственности, на основе закона определяют действия государства и других субъектов.
Основаниями для обладания правами и обязанностями являются гражданство и правовая связь с государством. При этом принадлежность к государству закрепляется в юридической форме, регулируется институтом гражданства, где определены порядок, условия его приобретения и утраты. Поэтому потеря связи гражданина с государством влечет за собой изменение всего комплекса правового статуса (личных прав, свобод и обязанностей).
В содержание правового статуса входят и специальные (юридические) гарантии прав личности — правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их защити в случае нарушения. Ведь только при их помощи обеспечиваются реализация личных прав граждан, их защита.
Каждый компонент правового статуса — правовая ответственность личности. Государство вправе требовать от всех граждан правомерного поведения в строгом соответствии с юридическими нормами, которые устанавливаются в форме обязанностей, определяющих должное поведение гражданина. За их невыполнение предусматриваются меры юридической ответственности.
Таким образом, правовой статус гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина определяется конкретной системой юридических прав, свобод, обязанностей. Граждане Республики Беларусь в соответствии со ст.37 Конституции РБ обладают всей полнотой социально-экономических, политических, личных прав и свобод. Это нашло свое закрепление и развитие и в других законах, регулирующих наиболее существенные изменения отношений и учитывающих вновь появляющиеся при формировании правового государства права и обязанности личности.
Вместе с тем защита прав граждан в сфере административно-правовых отношений на определенных стадиях реализации этих прав выступает самостоятельная категория. Это проявляется в процессе защиты нарушенных прав по инициативе самого гражданина посредством подачи заявления, а также в процессе юрисдикционной деятельности милиции [33, c 5].
Таким образом, в нашей республике действует определенный механизм судебного контроля за органами администрации в целях защиты прав человека и гражданина. Вместе с тем следует отметить, что данный механизм нуждается в более четком правовом регулировании в части установления специфических процессуальных правил рассмотрения дал, вытекающих из административно-правовых отношений.
2.3 Защита прав и свобод личности в уголовном процессе
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Это важное положение, содержащееся в ст. 8 Конституции Республики Беларусь, требует оптимального учета и отражения в национальном законодательстве правовых принципов и требований» закрепленных в международных актах, прежде всего в тех, которые Республикой Беларусь ратифицированы.
Внедрение норм международного права в национальное законодательство — одно из важнейших направлений правового реформирования, проводимого в Республике Беларусь в последние годы. Об этом свидетельствуют новые законы (прежде всего — кодексы), принимаемые в различных отраслях права. Нетрудно проследить это направление и в процессуальном законодательстве, которое закрепляет гарантии обеспечения доступа граждан к правосудию, реализации права на судебную защиту.
Законодательство Республики Беларусь следует международно-правовым стандартам и принципам, оно также призвано служить гарантией прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Республики Беларусь. Однако и в новых законах имеются определенные несогласованности с указанными актами, а иногда и просто пробелы. Это касается и реализации права граждан на судебную защиту. Поэтому вполне естественно, что эти вопросы неоднократно были предметом исследования в Конституционном Суде Республики Беларусь, в результате чего принимались соответствующие решения. Среди них следует назвать в первую очередь вопросы:
1) о праве граждан на обжалование в суд постановления о прекращении уголовного дела (заключения Конституционного Суда от 13 мая 1999 г. и от 17 апреля 2000 г.); [12].
2) о праве осужденных к лишению свободы на судебное обжалование примененных к ним мер взыскания (решение Конституционного Суда от 2 апреля 2001 г.); [30].
3) о сроках обжалования в суд военнослужащим дисциплинарного взыскания (решение Конституционного Суда от 23 марта 2001 г.); [31].
4) о праве граждан на обращение в суд по вопросам, возникающим в связи с осуществлением уголовно-процессуальных отношений (решение Конституционного Суда от 3 апреля 2001 г.); [32].
5) о праве на кассационное обжалование и опротестование решений и определений Верховного Суда по делам, рассмотренным им по первой инстанции (Заключение Конституционного Суда от 23 июня 1999 г.) [13].
Рассматривая вопрос о праве граждан на судебное обжалование постановления о прекращении уголовного дела. Конституционный Суд установил, что применение нормы ст. 209 Уголовно-процессуального кодекса 1960 г. (УПК), предусматривавшей обжалование такого постановления только прокурору, приводило к тому, что подозреваемые, обвиняемые, потерпевшие и другие заинтересованные в разрешении уголовного дела лица лишались права на обращение в суд, а решения органов дознания и предварительного следствия, затрагивающие их права и законные интересы, оказывались вне судебного контроля. Тем самым не обеспечивались требования ст. 22 Конституции, согласно которой все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Конституционный Суд признал, что указанная норма препятствует реализации права каждого на гарантированную Конституцией и международно-правовыми актами судебную защиту его прав и свобод, а потому не соответствует Конституции Республики Беларусь и Международному пакту о гражданских и политических правах.
В соответствии с указанным Заключением законодатель дополнил норму ст. 209 УПК, предоставив право обжаловать вынесенные постановления о прекращении уголовного дела не только прокурору, но и в суд.
Поступающие в Конституционный Суд обращения свидетельствуют о том, что отдельные граждане не имеют реальной возможности реализовать свое право на судебную защиту по вопросам, которые возникают в связи с осуществлением уголовно-процессуальных отношений, но не касаются прекращения предварительного расследования дела или применения мер пресечения. Причем такие вопросы возникают не в связи с конкретными следственными действиями, проведение которых находится полностью в компетенции соответствующих органов и могут контролироваться только прокурором без вмешательства суда, а в связи с нарушением основных конституционных прав граждан (например, нарушение права на юридическую помощь, нарушение права собственности при неправомерном аресте имущества, нарушение неприкосновенности жилища и иных законных владении граждан, нарушение танцы корреспонденции, телефонных или иных сообщений и др.
Рассмотрение указанных и многих других вопросов свидетельствует о следующем:
1) законодательством Республики Беларусь не в полной мере гарантируется право граждан на судебную защиту (доступ к правосудию), предоставленное им Конституцией, поскольку в нем имеются пробелы в той части, что это право им не закреплено. Это касается в первую очередь Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов, отдельные нормы которых нуждаются в совершенствовании;
2) на практике неоднозначно понимается принцип непосредственного (прямого) действия конституционных норм, закрепленный в ст. 137 Конституции. В этой статье, в частности, указывается, что Конституция обладает высшей юридической силой. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция.
К сожалению, многие практические работники до сих пор полагают, что нормы Конституции имеют лишь декларативный характер и что для их реализации необходим специальный механизм, предусмотренный законодательством. Отсутствие такого механизма, по их мнению, не позволяет применять конституционные нормы напрямую.
Это заблуждение пытается устранить Конституционный Суд, постоянно указывая в своих решениях на непосредственный характер действия норм Конституции Республики Беларусь, позволяющий гражданам в силу ее верховенства обращаться с жалобами в суд в целях зашиты их основных прав и свобод, гарантированных Конституцией.
Непринятие судами к рассмотрению жалоб и заявлений граждан в таких случаях, ожидание разработки законодателем специальных механизмов, непроявление инициативы по внесению соответствующих норм в законодательство, неисполнение решений Конституционного Суда по указанным вопросам — все это имеет своим единственным итогом создание препятствий для доступа граждан к правосудию, для реализации их конституционного права на судебную защиту.
Хотелось бы еще раз сделать акцент на этой стороне названной проблемы. На сегодняшний день фактически не исполняются два решения Конституционного Суда по причине отсутствия так называемого механизма принятия и рассмотрения судами указанных дел. В этой связи имеет смысл повториться и подчеркнуть, что Конституция обладает высшей юридической силой и в случае расхождения с ней закона, декрета или указа действует Конституция. Это положение, закрепленное в ст. 137 Основного Закона Республики Беларусь, не только дает право соответствующим органам, в том числе и судам, применять напрямую нормы Конституции, но и обязывает их следовать ее предписаниям в тех случаях, когда имеет место несоответствие применяемых нормативных актов Конституции либо недостаточная урегулированность в них отдельных конституционных положений [26].