25. Соответствует ли Закону о бухгалтерском учете отражение операций с ценными бумагами (акциями, векселями) в организации (наименование, юридический адрес) в исследуемый период;
26. Кто из должностных лиц ответствен за организацию бухгалтерского учета, отчетности и контроля в организации (наименование, юридический адрес) в исследуемый период;
27. Какие недостатки в организации бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения и контроля способствовали образованию и сокрытию ущерба и как они препятствовали его своевременному обнаружению в проверяемой организации в исследуемый период времени?
Приведенный перечень и содержание вопросов, подлежащих разрешению экспертом-бухгалтером, не является исчерпывающим, носит индивидуальный характер для каждого уголовного дела, но в зависимости от сложившейся ситуации, способа преступления, предмета исследования условно их можно объединить в следующие группы:
Первая группа вопросов предполагает определение достоверности совершения проверяемых хозяйственных операций.
Вторая группа вопросов касается установления сумм, периодов образования недостач (излишков) товарно-материальных ценностей, денежных средств и виновных в этом лиц.
Третья группа вопросов включает проверку обоснованности отказа ревизора (членов инвентаризационной комиссии) принять документы, предъявленные материально ответственными лицами.
Четвертая группа вопросов направлена на установление суммы материального ущерба, причиненного действиями конкретных должностных, материально ответственных лиц.
Пятая группа вопросов касается исследований правильности выводов фактических проверок (инвентаризаций, лабораторных анализов, документальных ревизий, аудиторских проверок) и др.
Шестая группа вопросов включает проведение сложных расчетов, связанных с заключениями экспертов других специальностей и иными материалами уголовного дела
Требования дознавателей, следователей к экспертам-бухгалтерам касаются, главным образом, качества и сроков производства судебно-бухгалтерских экспертиз. Вместе с тем обзор практики назначения, проведения и использования заключений судебно-бухгалтерских экспертиз по уголовным делам свидетельствует, что постановления следователей часто содержат неправильные по существу или форме вопросы, которые можно разделить на три группы:
а) неконкретные или общие вопросы, для ответа на которые фактически надо проводить ревизию (к примеру, подтверждает ли эксперт-бухгалтер выводы первичной ревизии?);
б) вопросы, не входящие в компетенцию эксперта-бухгалтера (например, кто скрывал злоупотребление Васильченко П. А. или Перепелюк Г. В. и в чем конкретно выражается их вина?);
в) вопросы справочного характера, для решения которых не требуются бухгалтерские познания, поскольку их можно выяснить в рабочем порядке (например, каков порядок проведения инвентаризации?).
Иногда дознаватели, следователи в постановлении о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы ставят вопросы, заимствуя их из различных пособий, методических рекомендаций, писем и инструкций. При этом они не учитывают обстоятельств расследуемого преступления, а поэтому такие вопросы часто дублируют друг друга.
Постановление дознавателя, следователя о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы состоит из трех частей: вводной; описательно-мотивировочной; резолютивной.
Во вводной части указываются: наименование следственного органа, назначившего экспертизу; звание, должность, фамилия и инициалы следователя и дата составления постановления; номер уголовного дела, в отношении кого и по какой статье Уголовного кодекса оно возбуждено.
В описательно-мотивировочной части содержатся: краткое указание обстоятельств уголовного дела; основание для назначения судебно-бухгалтерской экспертизы, подтвержденное фактами, и ссылка на ст.ст. 38, 41, 57, 195-207, 269, 282 и 283 УПК России.
В резолютивной части отражаются: решение следователя о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы и кому она поручается; вопросы эксперту-бухгалтеру; опись объектов исследования и материалов уголовного дела; рекомендуемые методы исследования; срок представления заключения дознавателю, следователю; в соответствии со ст. 199 УПК России поручение руководителю экспертного подразделения разъяснить эксперту его права, предусмотренные ст. 57 УПК России, и ответственность по ст.ст. 307 и 310 УК России.
Таким образом, постановление о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы составляется в двух экземплярах и подписывается инициатором (дознавателем, следователем, судьей). При назначении повторной судебно-бухгалтерской экспертизы в постановлении должны быть указаны ее мотивы (например, какие выводы первичной вызывали сомнение). Если в процессе уголовного судопроизводства после назначения судебно-бухгалтерской экспертизы будут выявлены новые обстоятельства, требующие заключения эксперта-бухгалтера, то выносится новое постановление с указанием дополнительных вопросов. Не допускается самовольная замена экспертом-бухгалтером вопросов, поставленных на его разрешение дознавателем или следователем, но он может изложить свое понимание поставленного на разрешение вопроса в данной редакции.
2. Производство судебно-бухгалтерской экспертизы по уголовным делам
С постановлением о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы дознаватель, следователь должны ознакомить подозреваемых, обвиняемых лиц, их защитников, которым разъяснить их права, установленные ст. 198 УПК России, о чем сделать отметку в постановлении, подписываемом заинтересованными субъектами. Представляемые на экспертное исследование документы подшивают, нумеруют. В описи помимо бухгалтерских документов указывают необходимые материалы уголовного дела с отметкой томов и листов дела. При ненадлежащем оформлении документов, материалы уголовного дела могут быть возвращены экспертом-бухгалтером в следственный орган без проведения исследований.
Согласно ч. 2 ст. 195 УПК России судебно-бухгалтерская экспертиза производится как государственными судебными, так и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. В соответствии со ст. 199 УПК России судебно-бухгалтерская экспертиза может выполняться в экспертном учреждении или вне экспертного учреждения. В случае необходимости судебно-бухгалтерская экспертиза может быть произведена в помещении органов следствия и суда.
Срок производства судебно-бухгалтерской экспертизы исчисляется со дня, следующего за днем поступления материалов в экспертное учреждение, и истекает в день направления их инициатору. Если окончание установленного срока приходится на выходной день, днем исчисления срока считается следующий за ним рабочий день.
Производство судебно-бухгалтерской экспертизы должно быть закончено в пределах, установленных ст. 162 УПК России, сроков предварительного расследования, с учетом возможностей их продления при наличии объективных и субъективных причин. При невозможности завершить судебно-бухгалтерскую экспертизу в установленные сроки руководитель экспертного учреждения письменно уведомляет об этом следователя за 10 суток до истечения сроков предварительного следствия. Во всех остальных случаях срок производства судебно-бухгалтерской экспертизы зависит от количества объектов исследования: документов, вещественных доказательств, содержащих сведения о хозяйственной деятельности.
При определении срока исследования следует учитывать, что на обработку экспертом одного документа и запись данных из него в аналитическую таблицу требуется около 5-6 минут. На обработку инвентаризационной сличительной ведомости требуется больше времени, вследствие детальных подсчетов итогов по строкам и графам. Эксперт-бухгалтер примерно пять дней затрачивает на ознакомление с материалами уголовного дела, представленными на исследование и примерно столько же на написание текста заключения и формирование выводов.
Производство судебно-бухгалтерской экспертизы можно подразделить на три основные стадии: первая - предварительное ознакомление с бухгалтерскими документами и материалами уголовного дела; вторая — исследование полученных документов, материалов дела и разрешение поставленных дознавателем или следователем вопросов; третья - составление экспертом-бухгалтером заключения судебно-бухгалтерской экспертизы и направление его инициатору.
На первой стадии работы, в срок не более трех дней, дознаватель или следователь должны решить вопрос об отводе эксперта-бухгалтера в соответствии с ч. 1 ст. 69 УПК России. Согласно ст. 70 УПК России "Отвод эксперта" эксперт-бухгалтер не может принимать участие в производстве по уголовному делу: при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 69 УПК России, кстати, предыдущее его участие в производстве по уголовному делу в качестве эксперта или специалиста не является основанием для отвода; если он находится или находился в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей; если обнаружится его некомпетентность в исследовании поставленных вопросов.
В случае, когда оснований для отвода эксперта-бухгалтера не имеется, он обязан: ознакомиться с бухгалтерскими документами, представленными на исследование материалами уголовного дела и определить, достаточно ли их для проведения экспертизы; уяснить сущность вопросов, по которым надлежит дать заключение, и установить, требуются ли для их разрешения специальные бухгалтерские познания и не выходят ли они за пределы его компетенции, а также охватывают ли вопросы все обстоятельства исследования; составить план экспертной работы и расчет времени для производства судебно-бухгалтерской экспертизы.
На второй стадии работы эксперт-бухгалтер должен изучить представленные на исследование бухгалтерские документы (накладные, счета-фактуры, платежные поручения и др.), материалы уголовного дела в части, касающейся исследований.
Третья стадия работы состоит в том, что дознаватель или следователь, назначившие судебно-бухгалтерскую экспертизу, не должны от нее самоустраняться. Они обязаны помогать эксперту-бухгалтеру, создавать ему необходимые условия для успешной работы и периодически контролировать его деятельность.
Дознаватель, следователь в ходе взаимодействия с экспертом-бухгалтером должны: знакомиться с планом работы эксперта-бухгалтера и выяснить, какие методы исследования документов он намерен использовать для разрешения поставленных вопросов; собирать дополнительный материал и информировать эксперта-бухгалтера о вновь выявленных обстоятельствах, имеющих значение для экспертизы; при наличии оснований отстранить эксперта-бухгалтера от производства экспертизы; знакомиться с фактами, установленными экспертом-бухгалтером, и при необходимости ставить ему дополнительные вопросы; согласовать с экспертом-бухгалтером вопросы, подлежащие первоочередному рассмотрению, определить сроки производства экспертизы; контролировать выполнение плана работы экспертом-бухгалтером и использование материалов, представленных на исследование; проводить допросы свидетелей, подозреваемых, обвиняемых и разрешать эксперту-бухгалтеру задавать им вопросы в пределах его компетенции; организовать производство других видов экспертиз, необходимых для обоснования выводов эксперта-бухгалтера.
При необходимости - дополнить материалы дела документами, содержащими сведения о хозяйственной деятельности, относящимися к предмету экспертизы, при их неполноте - целесообразно участие эксперта-бухгалтера в следственных действиях (выемке, обыске, осмотре документов, очной ставке) с тем, чтобы он мог задать вопросы, для прояснения сущности совершенных операций. Однако если невозможно представить дополнительные бухгалтерские учетно-отчетные документы (расчетно-кассовые, банковские) и иные материалы для исследования, дознаватель, следователь должны письменно уведомить об этом эксперта.