Судоустройство и правоохранительные органы

Судоустройство и правоохранительные органы

Содержание


Задание 1 Охарактеризовать задачи правоохранительных органов в зависимости от органов                           

Задание 2 При ответе на экзаменационный вопрос «Деление судов в РФ по характеру рассматриваемых судебных дел и по территориальной компетенции» студент Бякин выделил следующие судебные ветви и звенья: районный суд - среднее звено судов субъектов РФ специальной юрисдикции; Московский городской суд - основное звено федеральных судов общей юрисдикции; Арбитражный Суд Красноярского края - высшее звено региональных арбитражных судов. Найдите ошибки допущенные Бякиным. Ответ аргументировать

Задание 3 Составить схему «Государственная власть в Российской Федерации»

Список используемой литературы



Задание 1


Правоохранительные органы - одна из дисциплин, дающая исходные сведения о правоохранительной деятельности. Предметом дисциплины являются сведения о государственных органах, выполняющих правоохранительную деятельность, также о некоторых негосударственных образованиях, призванных содействовать в такого рода деятельности. Среди этих сведений центральное место занимают те, которые дают представление не только о правоохранительной деятельности в целом, но и о конкретных ее направлениях (функциях), а равно о построении соответствующих органов, их структуре, взаимосвязи, полномочиях и задачах.

Правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных органов государства с целью охраны права путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. От других видов государственной деятельности она отличается рядом существенных признаков:

1. Специально направлена на охрану права.

2. Осуществляется не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия (меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами, например, уголовное наказание)

3. Применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного правового акта. Так, за «простое» убийство (ч.1 ст.105) предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет, значит смертную казнь применять нельзя.

4. Реализуется она в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных уголовно-процессуальным законом. Постановление приговора должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил.

5. Ее реализация возлагается, прежде всего, на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими – по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных и процессуальных правил для решения наиболее ответственных вопросов.

Основные признаки правоохранительной деятельности:

- правоохранительная деятельность осуществляется в определенном порядке, установленном законом;

- правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными органами;

- правоохранительная деятельность строго ограничена в применении мер государственного принуждения;

- решения государственных правоохранительных органов обязательны для исполнения;

- решения правоохранительных органов, затрагивающие конституционные права граждан и организаций могут быть обжалованы в установленном порядке в прокуратуру и в суд;

- должностные лица правоохранительных органов несут установленную законом ответственность за вред, причиненный своими неправомерными действиями.

Правоохранительная деятельность многообразна, и выражается в основных функциях (направлениях). Выделяют следующие направления деятельности:[1]

- конституционный контроль;

- осуществление правосудия;

- выявление и расследование преступлений;

- прокурорский надзор;

- организационное обеспечение деятельности судов, оказание юридической помощи.

Все названные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Важнейшее место занимают правосудие и конституционный контроль. Посредством их происходит реализация полномочий судебной власти, являющейся необходимым атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государственности в ближайшем будущем. Такое государство немыслимо без эффективного конституционного контроля и уважаемого всеми правосудия.

Для выполнения направлений (функций) правоохранительной деятельности, государство создает специальные органы, которые именуются правоохранительными. В юридической литературе к числу правоохранительных органов обычно относят те, основным содержанием которых является правоохранительная деятельность в сфере защиты прав и свобод граждан и организаций.

Следует отметить, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. Оно сложилось на практике. Его можно также встретить в различных документах ненормативного характера. Это понятие применяется как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.

В связи с этим в юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный правоохранительный орган:

-     Правоохранительные органы уполномочены законом и реализуют свою деятельность в соответствии с ним.

-     Деятельность правоохранительных органов процессуально регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

-     Лица, состоящие на службе в этих органах, должны иметь специальную подготовку и в процессе своей деятельности имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение.

-     Решения правоохранительных органов обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.

Таким образом, правоохранительный орган — это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность, направленную на защиту прав и законных интересов граждан, общественных и государственных институтов. В последние годы появились негосударственные правоохранительные организации — третейские суды, частные сыскные и охранные структуры, союзы потребителей и т.п., деятельность которых строится на нормативно-правовой основе. В связи с этим можно говорить о правоохранительных органах и организациях.

Исходя из изложенного, правоохранительную систему в России составляют государственные и негосударственные правоохранительные органы и организации.[2]

К государственным правоохранительным органам относятся:

-     Суды (Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды);

-     прокуратура;

-     органы внутренних дел;

-     органы предварительного расследования;

-     органы обеспечения безопасности;

-     органы юстиции.

К негосударственным правоохранительным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относятся:

-     адвокатура;

-     третейские суды;

-     частные детективные и охранные предприятия;

-     частные нотариусы;

-     союзы потребителей.

Более укрупнено правоохранительные органы можно разделить на следующие основные группы:[3]

1.   Судебные органы;

2.   Органы прокуратуры;

3.   Органы предварительного следствия;

4.   Органы дознания;

5.   Органы оперативно-розыскной деятельности (ОРД);

6.   Органы административной практики (административные органы).

Каждый из этих органов осуществляет одну или несколько основных правоохранительных функций, имеет свои четко определенные задачи по достижению определенных результатов. Эти задачи состоят из:

- устранение нарушений предписаний Конституции;

- справедливое разбирательство и разрешение гражданских, уголовных и других дел;

- создание условий для нормальной деятельности судов;

- выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования;

- раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде;

- предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности.

Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т.д.[4]

Кроме того, следует отметить, что некоторые государственные службы и ведомства объединяют в себе сразу несколько функций. Так, органы внутренних дел выполняют функции административных органов (в рамках Кодекса об административных правонарушениях), органов ОРД (в рамках закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»), органов дознания и органов предварительного (в рамках Уголовно-процессуального кодекса). А органы прокуратуры выполняют функции надзора и органов предварительного следствия по статьям, отнесённым к их компетенции.

Специфика суда как органа судебной власти состоит в том, что порядок и содержание его деятельности при рассмотрении и разрешении конкретных дел определяется соответствующим процессуальными законодательством. Основная его цель - обеспечить законность, обоснованность и справедливость судебных решений. Поскольку законом установлены 4 процедуры судопроизводства, то каждая из них регламентируется законодательными актами, содержащими процессуальные нормы: ФКЗ о Конституционном Суде РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ и КоАП РФ.

Судебные органы можно отнести к высшим правоохранительным органам. Фактически, суды принимают окончательное решение по материалам административных и уголовных дел. Кроме этого, суд даёт разрешение на ограничение конституционных прав граждан, если эти граждане нарушают закон и ограничение их конституционных право помогает изобличить их в этом.

Что касается органов административной практики, то как правило в чистом виде таких правоохранительных органов не существует, то есть, нет таких правоохранительных органов, которые бы занимались исключительно контролем за соблюдением административного законодательства. Конечно, такие органы есть, но это не правоохранительные, а контролирующие органы, например, налоговые инспекции, органы санэпиднадзора и другие органы, в чью компетенцию входит контроль за соблюдением административного законодательства.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты