Судоустройство и правоохранительные органы

Таким образом, правоохранительные органы – это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. В общих чертах основные задачи деятельности правоохранительных органов:

1.   Судебные органы, - судебное разбирательство по уголовным, административным и гражданским делам.

2.   Органы административной практики, - выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений в рамках КоАП РФ;

3.   Органы ОРД, - выявление, предупреждение и пресечение правонарушений (в том числе преступлений и административных правонарушений) в рамках Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;

4.   Органы дознания, - проведение предварительного расследования в рамках дознания по уголовным делам. Орган дознания, как и орган предварительного следствия, имеет полномочия на проведение процессуальных мероприятий (в рамках УПК) в связи с поступающей к нему информации о совершении преступления;

5.   Органы предварительного следствия, - проведение предварительного расследования по уголовным делам в форме предварительного следствия (в рамках УПК РФ).

6.   Органы надзора (прокурор), - уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, надзор за процессуальной деятельностью органов ОРД, дознания и органов предварительного следствия, надзор за соблюдением законодательства и законности;

Конечно, перед правоохранительными органами стоят и другие задачи, но данные задачи перечислены, чтобы показать единство целей деятельности этих органов и то, что каждый правоохранительный орган в достижении общей цели (соблюдение законности) имеет собственную, отличную от других органов задачу.

Задание 2

При ответе на экзаменационный вопрос «Деление судов в РФ по характеру рассматриваемых судебных дел и по территориальной компетенции» студент Бякин выделил следующие судебные ветви и звенья: районный суд - среднее звено судов субъектов РФ специальной юрисдикции; Московский городской суд - основное звено федеральных судов общей юрисдикции; Арбитражный Суд Красноярского края - высшее звено региональных арбитражных судов.

Найдите ошибки допущенные Бякиным. Ответ аргументировать.


Ответ. Суды Российской Федерации, осуществляющие правосудие, в совокупности образуют судебную систему. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная система устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 года, (с последующими изменениями). Согласно ФКЗ «О судебной системе» в России действуют федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относят:

-                    Конституционный суд РФ;

-                    Верховный суд РФ;

-                    верховные суды республик;

-                    краевые и областные суды;

-                    суды городов федерального значения;

-                    суды автономной области и автономных округов;

-                    районные суды;

-                    военные и специализированные суды — система судов общей юрисдикции;

-                    Высший Арбитражный суд РФ;

-                    федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

-                    арбитражные апелляционные суды;

-                    арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ) — система арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

- конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

- мировые суды, являющиеся судами общей юрисдикции субъекта РФ.

Все суды, входящие в судебную систему, делятся на звенья. Звеном судебной системы считают суды, наделенные однородными полномочиями. Исходя из этого, гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев:

основное звено — районные суды;

среднее звено — верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

высшее звено — Верховный суд РФ.

Следовательно, «районный суд – это основное звено федеральных судов субъектов РФ общей юрисдикции», а московский городской суд - среднее звено федеральных судов общей юрисдикции», т.к. Москва это город федерального значения.

В связи с внесенными в Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» изменениями (Российская газета от 9.07.2003 г.) система арбитражных судов стала четырехзвенной (до этого она была трехзвенной):

основное (первое) звено — арбитражные суды субъектов РФ;

промежуточное (второе) звено — арбитражные апелляционные суды;

промежуточное (третье) звено — федеральные арбитражные суды округов (кассационные суды);

высшее звено (четвертое) — Высший Арбитражный суд РФ.

Таким образом, Арбитражный Суд Красноярского края является основным (первым) звеном арбитражных судов, т.к. Красноярский край является субъектом РФ.

Отметим также, что помимо разделения судов на звенья, суды разделяются по процессуальной компетенции на инстанции.

Судебной инстанцией считается суд, выполняющий конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в законную силу). Существуют следующие виды судебных инстанций.

Суд первой инстанции — суд, рассматривающий дело по существу, т.е. уполномоченный принимать решение по основным вопросам для данного дела.

По уголовным делам — это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным — о применении или неприменении уголовного наказания.

По гражданским делам существо дела составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении уголовных и гражданских дел судами первой инстанции могут быть все суды всех звеньев в пределах предоставленных им полномочий. Исключение составляют арбитражные кассационные суды и арбитражные апелляционные суды, так как им не дано право быть судами первой инстанции.

Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции призван проверять законность, обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу.

В системе судов общей юрисдикции апелляционная инстанция — это районный суд, где судья единолично осуществляет контроль за законностью и обоснованностью не вступивших в законную силу приговоров и решений по гражданским делам, вынесенным мировыми судьями.

Особенностью рассмотрения дел в апелляционной инстанции является то, что разбирательство представляет собой полное или частичное повторное рассмотрение дел с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлением нового приговора либо решения по гражданским делам.

Кассационными инстанциями судов общей юрисдикции являются судебные коллегии судов среднего звена, Кассационная и Судебные коллегии Верховного суда РФ, на которые возлагается проверка законности, обоснованности и справедливости не вступивших в законную силу всех приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам, выносимых по первой и апелляционной инстанциям.

Производство в кассационной инстанции отличается от производства в апелляционной инстанции тем, что кассационная инстанция не может постановить новый приговор или вынести судебное решение по гражданским делам, а вправе только отменить или изменить приговор или иное судебное решение.

Суд надзорной инстанции — суд, рассматривающий в порядке надзора приговоры и судебные решения, вступившие в законную силу.

Судами надзорной инстанции являются президиумы судов среднего звена, судебные коллегии Верховного суда РФ, Президиум Верховного суда РФ, а в системе арбитражных судов — Президиум Высшего Арбитражного суда РФ.

Важно отметить, что для проверки вступивших в законную силу приговоров и иных решений установлено две процедуры: производство в порядке надзора и производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.



Задание 3


Схема «Государственная власть Российской Федерации»

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти.



Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют:

Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент РФ, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо указанного действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.



Список использованной литературы


1.         Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ).

2.         Белякова, И.М. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Учебный курс / И.М. Белякова. - М.: МИЭМиП, 2010. – 430 с.

3.         Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы: Учебник / К.Ф.Гуценко, М.А.Ковалев. - М.: Изд-во «Зерцало», 2005. – 400 с.

4.         Печников, Н.П. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учеб. пособие / Н.П.Печников. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007. – 132 с.

5.         Созинов, В.С. Правоохранительные органы: конспект лекций / В.С.Созинов. - М.: ИМТП, 2007. – 51 с.

6.         Черников, В.В. Судоустройство и правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. – М.: Изд-во «Проспект», 2006. – 424 с.


[1] Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: Учебник / К.Ф.Гуценко, М.А.Ковалев. - М.: Изд-во «Зерцало», 2005. – С.10.

[2] Белякова И.М. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Учебный курс / И.М. Белякова. - М.: МЭСИ, 2010. – С.24.

[3] Созинов В.С. Правоохранительные органы : конспект лекций / В.С.Созинов. - М.: ИМТП, 2007. – С.4-5.

[4] Печников Н.П. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учеб. пособие / Н.П.Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - С.11-12.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты