Сущность и понятие права

Между тем, "внутренний суверенитет" - это понятие, означающее такую "всю полноту государственной власти", которая исключает действие на территории государства какой-либо иной конкурирующей с ней власти. И поскольку суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, то полномочия субъектов Федерации не описываются понятием "суверенитет" - несмотря на то, что федеральная власть не вправе вмешиваться в сферу исключительной компетенции субъектов Федерации. В федеративном государстве делится не суверенитет, а властные полномочия, причем так, что у субъектов федерации полномочий недостаточно для того, чтобы говорить об их суверенитете. Если говорить конкретно о Конституции РФ, то практически все мыслимые предметы регулирования находятся, как минимум, в совместном ведении Федерации и субъектов РФ.

В ст.4 Конституции однозначно провозглашается суверенитет Российского федеративного государства, из чего следует, что субъекты Российской Федерации качеством суверенитета не обладают. Государственный суверенитет Федерации подтверждается провозглашением в Основах конституционного строя единства экономического пространства (см.1.3.4) и конституционным разграничением компетенции Российской Федерации и субъектов РФ. Во-первых, все вопросы, имеющие общегосударственное значение, отнесены в Конституции к ведению Федерации (ст.71). Во-вторых, практически все остальные более или менее важные вопросы отнесены к совместному ведению Федерации и субъектов РФ (ст.72). Поэтому на территории России "всей полнотой государственной власти", которая упоминается в ст.73 Конституции применительно к полномочиям субъектов РФ, обладает Российская Федерация (федеративное государство) в лице федеральных органов государственной власти, а субъекты РФ обладают лишь полномочиями государственной власти по предметам их ведения, включая совместное ведение.

15. Известно, что все субъекты гражданского права делятся на три вида:

физические лица;

юридические лица;

государственные и муниципальные образования.

Всем им присущи два признака: "правоспособность" и "дееспособность".

Проанализируйте существующие понятия правоспособности и дееспособности субъектов гражданского права и охарактеризуйте особенность этих признаков применительно к каждому из них.

Правоспособность и дееспособность являются предпосылками и составными частями гражданской правосубъектности.

Правоспособность - способность субъекта иметь гражданские права и обязанности. Дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать для себя права и создавать для себя обязанности. Дееспособность также включает в себя способность субъекта своими действиями осуществлять права и исполнять обязанности. К тому же дееспособность охватывает и деликтоспособность субъекта - способность самостоятельно нести ответственность за совершенные гражданские правонарушения.

Правоспособность признается за всеми гражданами страны. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается с его смертью. Следовательно, правоспособность неотделима от человека, он правоспособен в течение всей жизни независимо от возраста и состояния здоровья.

Дееспособность, как и правоспособность, по юридической природе, - субъективное право гражданина. Содержание дееспособности граждан тесно связано с содержанием их правоспособности. Если содержание правоспособности составляет возможность иметь права и обязанности, то содержание дееспособности характеризуется способностью лица эти права и обязанности приобретать и осуществлять собственными действиями. Можно сделать вывод, что дееспособность есть предоставленная гражданину возможность реализации своей правоспособности собственными действиями. Дееспособность может быть полная, наступающая с момента совершеннолетия, то есть с достижения 18 лет, и частичная, то есть с 14 до 18 лет. Дееспособностью не обладают малолетние дети до 14 лет и душевнобольные лица, которые могут иметь права, но не могут их осуществлять. То есть каждый человек обладает правоспособностью, но не каждый может обладать дееспособностью. Новый Гражданский кодекс ввел понятие эмансипации (ст.27). В данной новелле говорится, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.

Правоспособность организаций, юридических лиц также является специальной, она определяется целями и задачами их деятельности, зафиксированными в соответствующих уставах и положениях. Возникает в момент создания той или иной организации и прекращается вместе с ее ликвидацией.

Государственные образования как субъекты гражданского права, приравненные к государству. Государство участвует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разных уровней (разной степени охвата территории, общности и т.п.). Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданско-правовых отношений. Они отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за юридическими лицами или может находиться только в государственной или в муниципальной собственности (п.1 ст.126 ГК).

Любой из этих субъектов не отвечает по обязательствам другого (п. п.4 и 5 ст.126 ГК), если только он не дал гарантию (поручительство/ в отношении такого обязательства. В законе могут быть установлены случаи, когда такая ответственность наступает и при отсутствии гарантии (поручительства).

В гражданско-правовых отношениях участвуют три категории субъектов:

1) Российская Федерация;

2) субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа;

3) муниципальные образования.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.125 ГК).

Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет, казна и выборные органы местного самоуправления.

Муниципальные образования создаются по модели образований государственных, однако в отличие от последних органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции РФ). По сути, муниципальное образование выступает в качестве особого рода корпорации, членами которой являются все жители. Подобный вывод подтверждается, в частности, тем, что права собственника могут осуществляться от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования. Население, таким образом, выступает в качестве органа муниципального образования. И все-таки близость муниципальных образований к государственным по принципам их организации и деятельности позволяет рассматривать их совместно.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.2 ст.125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.

16. 15 января 1996г. морское пароходство, судостроительный завод и судоремонтный завод г.Н. учредили банк "Чайка" в форме акционерного общества. Банк прошел государственную регистрацию, работал он только с юридическими лицами. 19 января 1998 г. банк "Чайка" обратился в Центральный банк России с просьбой выдать ему лицензию, предоставляющую право на прием депозитных вкладов в рублях и иностранной валюте от физических лиц.

В какой момент возникла правоспособность банка как юридического лица и когда она будет прекращена? В каких случаях и в каком порядке банк может быть ограничен в правах? Вправе ли банк "Чайка" "работать" с физическими лицами?

Статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит:

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Кредитные организации создаются как хозяйственные общества, в виде банков или небанковских кредитных организаций.

Банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, но только на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России).

17. Александр П. при заключении брака с Ниной З. добровольно признал себя отцом ее сына, которому на тот момент исполнилось 2 года.

Может ли лицо, добровольно признавшее свое отцовство, но знавшее, что оно им не является, впоследствии оспорить это отцовство? Какова особенность признания лица отцом ребенка после смерти человека, признавшего себя при жизни отцом этого ребенка? С какого момента у ребенка возникает право на выражение собственного мнения и влияет ли оно на объем его дееспособности?

Добровольное установление отцовства - это юридический акт отца ребенка, не состоящего в браке с его матерью. Он направлен на возникновение правоотношений между отцом и ребенком. Как юридический акт установление отцовства предполагает наличие у субъекта, его совершающего, соответствующего уровня сознания и воли. Отсюда следует, что лицо, признанное судом недееспособным вследствие психического расстройства, не может добровольно признать свое отцовство. Не допускается установление отцовства и по заявлению опекуна лица, признанного недееспособным, так как признание отцовства - это волеизъявление личного характера. Запрет на добровольное признание отцовства со стороны недееспособных лиц не распространяется на несовершеннолетних граждан и граждан, ограниченных судом в дееспособности. В Семейном кодексе прямо предусмотрено право несовершеннолетнего родителя признавать свое отцовство. Ограничение же дееспособности гражданина затрагивает только сферу его имущественных прав, но не его права в сфере личных неимущественных отношений, в том числе семейных.

Добровольное установление отцовства заключается в том, что оно основывается на совместном заявлении матери и отца, либо лица объявившего себя таковым. И не учитывается, считал ли себя мужчина отцом или нет, действовал ли осознанно, или просто заблуждался. Но если заявитель все-таки знал, что не он отец, ему не разрешается по этим соображениям обжаловать учиненную на основании его заявления запись ЗАГС.

Отсутствие согласия женщины-матери исключает установление отцовства в добровольном порядке. Иногда согласие матери получить не возможно. Если она умерла, не успев выразить свою волю. Если не известно ее местожительства. Тогда отцовство может быть установлено по заявлению отца, но с согласия на то органов опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия - по решению суда (п.4 ст.48 Семейного кодекса).

Требование лица, добровольно признавшее свое отцовство об оспаривании отцовства не может быть удовлетворено, если в момент записи этому лицу было известно, что оно фактически не является отцом ребенка (п.2 ст.51 Семейного кодекса).

В случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка, факт признания им отцовства может быть установлен в судебном порядке по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством (статья 50 семейного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 57 Семейного кодекса - ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

18. Воспитательница детского сада Савченко Ю. обратилась к администрации с заявлением об увольнении по собственному желанию. На пятый день после подачи заявления она попросила вернуть ей заявление, так как изменила намерение расторгнуть трудовой договор.

Администрация отказала Савченко Ю. в возврате заявления и по истечении двух недель издала приказ об увольнении.

Правомерны ли действия администрации? В каком случае администрация могла бы отказать Савченко Ю. в отзыве ее заявления?

Действия администрации неправомерны, так как на основании статьи 80 Трудового кодекса "Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)" - Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.

По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.

Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.

Следует иметь в виду, что Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 в п.22 указал, что если по истечении срока предупреждения трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, действие трудового договора считается продолженным.

Если работник оставил работу до истечения срока предупреждения и без приказа о его досрочном увольнении, работодатель может квалифицировать это как прогул без уважительных причин и уволить такого работника за прогул (см. ст.81 ТК и комментарий к ней).

В течение предупредительного срока работодатель вправе уволить работника, если тот совершил проступок, который является основанием увольнения (появился на работе в нетрезвом состоянии и т.д.).

При увольнении по собственному желанию временного и сезонного работника срок предупреждения составляет три календарных дня.


Список используемой литературы


1.                 Конституция РФ;

2.                 Гражданский кодекс РФ;

3.                 Трудовой кодекс РФ;

4.                 Кодекс об административных правонарушениях РФ;

5.                 Александрова Н.А. Конституционное (государственное) право России: учебно-методический комплекс по специальности 030501 - "Юриспруденция". - Челябинск: Изд.-во ЮУрГУ, 2005. - 643 с.

6.                 Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. - М.: Новый Юрист, 1999. - 240с.

7.                 Теория государства и права. Ч.1. Теория государства / Под общ. ред. д. ю. н., проф. А.Б. Венгерова. М., 1995; Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.2. Теория права. Т.1.М., 1996; Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.2. Теория права. Т.2.М., 1996.

8.                 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ,



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты