Сущность и свойства муниципальных услуг (на примере образовательных услуг городского округа "Город "Йошкар-Ола")

Графически информация о контингенте учащихся общеобразовательных учреждений управления образования г. Йошкар-Олы за последние 5 лет представлена на рис. 3.

Из данных таблицы и рис. 3 видно, что количество классов уменьшилось с 978 в 2005 г. до 798 в 2009 г., а количество учащихся уменьшилось с 22114 чел. в 2005 г. до 18767 чел. в 2009 г.

Реализация предшествующих целевых программ развития образования городского округа «Город Йошкар-Ола» обусловила ряд позитивных перемен, произошедших в системе образования.

В городе Йошкар-Оле функционирует целостная система дошкольного образования с развитой сетью учреждений всех типов и видов, необходимой материально-технической и нормативной базой, позволяющей регулировать взаимоотношения внутри системы образования, а именно: 61 дошкольное образовательное учреждение, в том числе – 53 муниципальных (далее – МДОУ), подведомственных управлению образования администрации городского округа «Город «Йошкар-Ола», из них 3 сельских; два – ведомственные, два – негосударственные, 4 – здравоохранения, подведомственных управлению здравоохранения администрации городского округа «Город «Йошкар-Ола».


Рисунок 8 – Информация о контингенте учащихся общеобразовательных учреждений управления образования г. Йошкар-Олы за последние 5 лет

К позитивным тенденциям, определяющим состояние системы дошкольного образования, можно отнести:

– сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений различных видов и типов;

– внедрение в педагогический процесс здоровьесберегающих технологий;

– развитие инновационной деятельности, направленной на совершенствование содержания дошкольного образования, развитие национальной культуры.

Процент охвата детей дошкольным воспитанием составляет 83% от общей численности детей дошкольного возраста.

Вместе с тем, остается острая проблема по обеспечению детей местами в детские сады. На 1 сентября 2008 года остались не устроенными 150 детей в возрасте 2–3-х лет. Потребность в обеспечении местами в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на три ближайших года составляет около 5 тысяч человек ежегодно.

Общеобразовательная подготовка школьников осуществляется в муниципальных общеобразовательных учреждениях следующих видов: средние общеобразовательные школы – 22; вечерняя (сменная) – 1, спецшкола «Становление»; учреждения повышенного уровня: лицей -1, гимназии -4, школа с углублённым изучением отдельных предметов -1 с контингентом обучающихся на 01.09. 2008 г. 18775 человек.
Как показывают результаты успеваемости, 2007/2008 учебный год завершен достаточно успешно. Итоги следующие:

– общая успеваемость от числа подлежащих аттестации обучающихся – 98,6%;

– количество обучающихся на «4» и «5» составляет – 46,2%.
В 2008 году во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях города Йошкар-Олы продолжился эксперимент по проведению ЕГЭ (12 предметов), итоги которого свидетельствуют о повышении качества учебного процесса по литературе, географии, физике, химии.

Продолжилась работа по внедрению учебных планов по переходу на профильное обучение (изучение иностранного языка и информатики со 2 класса, введение предпрофильных и профильных предметов на 2-ой и 3-ей ступенях образования). Педагогическим коллективам и обучающимся предоставлены широкие права по выбору программ, предметов, элективных курсов, методик их преподавания. Одним из направлений эксперимента по введению профильного обучения учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 №334, является разработка и апробация новой формы проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9-х классов.

Проблема заключается в том, что за последние три года медленно происходит обновление содержания образования на всех ступенях общего образования, предусматривающего реализацию качественно новой личностно-ориентированной модели образования на основе развивающих, профильных программ обучения. Не произошло существенного увеличения доли муниципальных образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы развивающего обучения. Одна из немаловажных причин – проблема обеспечения обучающихся учебниками и учебно-методическими комплектами, соответствующими новым государственным образовательным стандартам. Оснащенность школьных библиотек позволяет обеспечить учебниками только около 60% обучающихся. Художественной литературой школьные библиотеки обеспечиваются недостаточно.

Объем бюджетных средств, выделяемых на приобретение учебных изданий, в расчете на одного обучающегося составляет 250 рублей в год. Однако, проблема обеспечения учебниками и учебно-наглядными пособиями сохраняется. Учебное лабораторное и демонстрационное оборудование муниципальных общеобразовательных учреждений физически и морально устарело. Свыше 80% учебного оборудования не обновлялось более 20 лет.

Высокий уровень знаний школьники показывают на всех этапах Всероссийской олимпиады (городском, республиканском и др.). Олимпиада – одно из самых массовых мероприятий в муниципальных образовательных учреждениях города Йошкар-Олы: в городском туре 2007/2008 учебного года приняли участие 1681 обучающийся. Отмечено дипломами 169 призеров (10,05% от всех участников). Ежегодно для успешного проведения Олимпиады Управлением образования проводится большая организационная работа, так 215 участников городского тура включены в команду города на третий тур Олимпиады 2008 года. Обучающиеся муниципальных общеобразовательных учреждений, получив 76 дипломов, удерживают абсолютное первенство в республике на III республиканском этапе Всероссийской олимпиады.

По существующим оценкам для того, чтобы дети смогли состояться как одаренные личности, необходимо своевременно выявить их талант, создать условия для развития одаренности, в том числе и за счет развития сети дополнительного образования. Несмотря на ежегодное активное участие школьников муниципальных образовательных учреждений в различных олимпиадах и конкурсах, остается проблематичным решение вопросов, связанных с эффективной организацией конкурсных и научно-практических мероприятий, способствующих развитию интеллектуального творческого потенциала одаренных детей и обеспечение их социальной и материальной поддержкой.

В результате реализации приоритетного национального проекта «Образование» муниципальная система образования получила значительное количество субъектов научно-методической деятельности – лучших педагогов и коллективов лучших школ. Все они являются лидерами образования и представляют важный инновационный ресурс не только города, но и республики.

В 2008 году ресурсные центры, созданные на базе муниципальных образовательных учреждений – победителей конкурсного отбора в рамках приоритетного национального проекта «Образование»: гимназии №4 им. А.С. Пушкина, лицея №11 им. Т.И. Александровой, средних общеобразовательных школ №27 и №30, успешно внедряли инновационные программы. Для реализации ключевых направлений муниципального образования базовыми школами определены гимназия №14, средние общеобразовательные школы №7, №9, №15, №28.

В рамках реализации ПНПО по направлению «Оснащение школ учебным и учебно-наглядным оборудованием» в муниципальные образовательные учреждения поставлены 4 кабинета химии (СОШ №30, 7, 28, лицей №11); 2 кабинета физики (лицей №11, СОШ №27); 2 кабинета биологии (гимназия №4, СОШ №9); 1 кабинет русского языка и литературы (СОШ №27), 13 интерактивных досок, 2 автобуса (СОШ №21, 29)

По направлению ПНПО «Внедрение современных образовательных технологий» завершена работа по подключению муниципальных образовательных учреждений к сети Интернет. Активно происходит апробация и внедрение в образовательный процесс современных информационных технологий. В муниципальных образовательных учреждениях проводится еженедельный мониторинг качества Интернет и ежемесячный мониторинг использования сети Интернет в образовательном процессе. За последние три года муниципальные образовательные учреждения существенно обновили компьютерную технику.

Однако, уровень информатизации системы общего образования отстает от требований современных учебных программ. Остается проблема недостатка квалифицированных специалистов по сопровождению современных программно-аппаратных средств. Приобретенная компьютерная техника быстро морально устаревает, возникает необходимость обновлять ее с периодичностью не менее 1 раза в 5 лет. Мультимедийные проекторы имеют не все МОУ, не автоматизирована управленческая деятельность администраций муниципальных образовательных учреждений всех типов. По плану Министерства образования Республики Марий Эл необходим 1 компьютер на 25 обучающихся, в муниципальных общеобразовательных учреждениях, по состоянию на 01.09.2008 года, на 1 компьютер приходится 23 обучающихся, хотя для успешного освоения информационно-коммуникационных технологий необходимо иметь 1 компьютер на 20 обучающихся. Также требуется обновление учебных кабинетов школ учебно-наглядными пособиями, ученической мебелью, классными досками, оргтехникой.

Система дополнительного образования детей в городском округе «Город Йошкар-Ола» продолжает развиваться, и представлена шестью муниципальными учреждениями различной направленности, в которых функционируют 258 творческих объединений, в них занимаются 7702 воспитанника, работают 284 педагога дополнительного образования.

Одними из самых массовых и популярных среди детей и родителей являются: художественно-эстетическое образование (26,4% от всех детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования), спортивно-техническое (17,8%), физкультурно-спортивное (14%), туристско-краеведческое (6,5%). В муниципальных образовательных учреждениях в кружках и спортивных секциях занимаются 13065 детей, что составляет 67,2% от общего количества обучающихся.

Актуальной остается проблема поддержки и развития воспитательной системы и дополнительного образования. Для предоставления широких возможностей развития творческого потенциала одаренных и талантливых детей необходимо увеличение средств на развитие материально-технической базы муниципальных учреждений дополнительного образования, оснащение клубов, центров, детских школ дополнительного образования современной техникой, инвентарем.

Возникла необходимость активизации профилактической деятельности и повышения эффективности мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленных на выявление родителей, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию своих несовершеннолетних детей, по профилактике социального сиротства. Недостаточно взаимодействие различных ведомств, привлечение родительской общественности, школьного самоуправления в обеспечении задач профилактики правонарушений, социальной помощи детям и подросткам.

По состоянию на 01.09.2008 год общее количество работников отрасли в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях Управления образования составляет 5096 человек.

В условиях модернизации отечественного образования расширяется самостоятельность и ответственность работников образования. Требования к современному педагогу изменяются и усложняются. Повышаются требования к профессиональной компетентности, уровень которой отражает соответствующая квалификационная категория, присвоенная (или подтвержденная) в процессе аттестации, участие в конкурсах и многих других мероприятиях, что имеет для личности педагога важное социально-профессиональное, профессионально-педагогическое и психологическое значение.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в конкурсном отборе лучших учителей на премию Президента Российской Федерации в 2008 году приняли участие 69 педагогов, из них 11 стали победителями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты