Кредитование, предусматриваемое данным соглашением, аналогично кредитованию по соглашению о полном обслуживании. Однако оплата оставшейся части производится только после погашения долгов клиентами. Поскольку факторинговая компания в данном случае не оказывает непосредственного влияния на процесс инкассирования, она не может гарантировать осуществления платежа к определенной дате.
Если поставщик заинтересован только в кредитовании со стороны факторинговой компании, то может быть заключено открытое или конфиденциальное соглашение об учете (дисконтировании) счетов-фактур. Заключение такого рода соглашения достаточно рискованно для факторинговой компании, выдвигающей в этом случае наиболее жесткие требования к поставщику, и имеет место лишь при условии, что финансовое положение последнего достаточно прочно. Дисконтирование счетов-фактур является обычно одноразовой операцией, осуществляется селективно и не охватывает всего платежного оборота поставщика.
Факторинг во внешнеэкономической деятельности
При экспорте продукции значительно возрастает кредитный риск экспортера (вследствие трудности оценки кредитоспособности потенциальных иностранных клиентов; предоставления коммерческого кредита на более длительный срок, с учетом времени, необходимого для доставки товаров на иностранные рынки; а также из-за таких факторов, как политическая нестабильность в стране импортера, низкий уровень ее экономического развития и т.д.). Кроме того, поскольку соглашение о внешнеторговом факторинге может предусматривать использование двух и более валют, возникает валютный риск — опасность валютных потерь в связи с изменением иностранной валюты по отношению к национальной. В связи с увеличением степени риска факторинговая компания предъявляет более жесткие требования, чем к поставщикам на внутреннем рынке.
При обслуживании экспортера факторинговая компания, как правило, заключает договор с факторинговой компанией страны-импортера и передает ей часть объема работ. Данное соглашение предполагает взаимность, т.е. факторинговая компания экспортера будет действовать в своей стране от имени и по поручению иностранных факторинговых компаний по сделкам, предполагающим участие этих двух стран. Такой факторинг получил название взаимного, или двухфакторного.
Факторинговая компания экспортера может передать компании, обслуживающей импортера, следующие виды работ по договору:
¨ оценку кредитоспособности импортера, страхование кредитного риска, определение сумм, в пределах которых может осуществляться подобное страхование, обязательство возместить неоплаченную клиентом сумму кредита в определенный период после наступления срока погашения;
¨ инкассирование долговых требований, включая при необходимости обращение в арбитраж;
¨ перевод средств в валюте платежа на счет факторинговой компании экспортера.
Преимущество взаимного факторинга заключается в том, что для компании, обслуживающей импортера, долговые требования являются внутренними, а не внешними, как для факторинговой компании экспортера. Вместе с тем но достаточно громоздок и предполагает высокие издержки сторон.
При взаимном факторинге основная роль факторинговой компании экспортера заключается в кредитовании, и если экспортер в нем не заинтересован, то ему выгоднее заключить соглашение непосредственно с факторинговой компанией в стране-экспортере о прямом импортном факторинге. Однако это имеет смысл лишь в том случае, когда экспортер производится в одну или две страны. Если экспортер имеет контрагентов во многих странах, то заключение одного соглашения с факторинговой компанией своей страны будет более удобным, чем большого количества прямых соглашений с факторинговыми компаниями других государств.
В случае прямого импортного факторинга факторинговая компания страны-импортера заключает соглашение по данной стране, осуществляя страхование кредитного риска, учет и инкассирование требований, являющихся для факторинговой компании внутренними. Вместе с тем кредитование заграничного экспортера в иностранной для факторинговой компании валюте достаточно затруднительно, и условие о предварительной оплате встречается в подобных соглашениях чрезвычайно редко.
Высокие издержки на взаимный факторинг приводит к тому, что ряд факторинговых компаний отдают предпочтение прямому экспортному факторингу, т.е. берут на себя кредитный риск, кредитование, ведение учета и инкассирование долговых требований. При этом факторинговая компания сталкивается со значительными трудностями в оценке кредитоспособности иностранных клиентов и инкассирование требований. Последнее чаще всего осуществляется от имени и по поручению факторинговой компании юридическими конторами страны-импортера.
Особенностью внешнеторгового факторинга в целом является его всегда открытый характер, а также отсутствие права регресса к поставщику на экспорт. Последнее обусловлено тем, что основной причиной факторингового обслуживания экспортера выступает обычно защита экспортера от кредитного риска. Обслуживание всего товарооборота, которое предусматривается при операциях внутри страны, встречается при факторинговом обслуживании внешнеторговых операций гораздо реже, факторинговые компании в большинстве случаев специализируются на обслуживании рынка одной страны или рынка определенной продукции.
6 Эккаутинг
Эккаутинг - это сфера предпринимательства, связанная со сбором, обработкой, классификацией, анализом и оформлением различных видов финансовой информации. Заказчику информации предоставляется бизнес-справка. Бизнес-справка позволяет объективно судить о платежеспособности, кредитоспособности, финансовом положении хозяйствующего субъекта, учитывать все возможные риски.
Эккаутинг производится совместно с Международным центром научной и технической информации и рядом других фирм, если это касается зарубежного партнера.
Технология анализа деловой информации проверена практикой. Для начала проверяются адресные данные и личность партнера, предложившего Вам сделку: совпадают ли они с заявленными. Многое может сказать и возраст компании, и показатели объемов производства. Крайне важна информация об участии фирмы в конфликтах, судебных разбирательствах, а также - о штрафах, закладных и прочих долговых обязательствах. Помимо вышеуказанных сведений, бизнес-справка включает в себя специально разработанный рейтинговый коэффициент, индекс платежеспособности, общую оценку состояния компании, на которую пришел запрос, а также сумму максимально рекомендованного кредита, который Вы можете ей предоставить без большого риска. Фактически такая бизнес-справка содержит всю необходимую информацию для принятия оперативного и правильного финансово-коммерческого решения, то есть, как обойти конкурентов и укрепить финансовое состояние.
Бизнес-справка, оформленная специалистами-аналитиками ЦНТИ дает возможность:
- принять решение о целесообразности ведения дел с данным хозяйствующим субъектом;
- избежать выдачи ссуд и кредитов ненадежным клиентам;
- оценить целесообразность приобретений;
- правильно построить отношения с заказчиками;
-оценить финансовую устойчивость потенциальных клиентов, поставщиков, конкурентов или партнеров, принять в расчет все возможные риски.
Бизнес-справку могут составить в двух вариантах:
- типовая (содержит базовую информацию в обобщенном виде);
- подробная (отражает детализированную информацию по всем финансовым и деловым аспектам).
Эккаутинг выступает важным инструментом снижения финансового риска.
Опыт работы в области эккаутинга свидетельствует о том, что от 70 до 90% фирм, на которые приходят запросы, оказываются слабыми в финансовом отношении, либо созданы откровенными мошенниками. В последнее время за рубежом появилось огромное количество фирм, созданных специально для проведения операций на рынках СНГ (их владельцы - большей частью эмигранты из России и СНГ).
На “западе” часто под видом консалтинговых фирм прячутся мошенники, разрабатывающие эффективные схемы проведения афер на территории России.
Многие из схем основаны на элементарном незнании нашими бизнесменами законодательства стран, с которыми они имеют дело.
Так, во Франции предоплата понимается так: оплатил - никаких претензий.
Часто возникают конфликты после поставки по представленным образцам продукции: малейшее отклонение груза от товарного вида (другая упаковка или комплектация) могут служить поводом для неуплаты по контракту. И наоборот, помочь зарубежным авантюристам может знание наших бюрократических порядков: западный клиент переводит предоплату за товар на аккредитив, но пока груз проходит таможню (это может занять не один месяц) деньги уходят обратно. Поставщик является за деньгами - а они уже в пути (груз к этому времени - тоже).
Сегодня большинство клиентов присылают запросы на своих контрагентов, не будучи уверенными, просто в целях профилактики.
Пример: по запросу фирмы из Владимира проверялась благонадежность поставщиков компьютеров. Двое заезжих бизнесменов предложили владимирской фирме партии компьютеров по бросовым ценам, но с предоплатой на полмиллиарда рублей. Кто-то из клиентов заподозрил неладное и обратился в соответствующий орган. Все закончилось благополучно: деньги не успели пересечь родные границы Владимирской области.
Получение деловой информации об участниках российского рынка связано с рядом трудностей. Одна из них - нежелание самих участников давать информацию о себе и объемах своего производства. Российские бизнесмены, ежедневно сталкивающиеся с тройным прессингом - со стороны государства в лице налоговых органов, конкурентов и криминальных структур, - привыкли ждать любых неприятностей при разглашении сведений о себе.
Эккаутинг в настоящее время не совсем развит в РФ, это связано с постоянными изменяющимися экономическими условиями, но полезность его не вызывает никаких сомнений.
7 Кредитные операции
Основными каналами размещения привлеченных средств служат кредитные, или учетно-ссудные операции и операции с ценными бумагами, или фондовые операции, на долю которых приходится до 80% всех операций американских банков, около 75% японских, свыше 85% итальянских банков и почти 90% — всех операций банков ФРГ.
Кредитные операции коммерческих банков играют важную роль в рыночной экономике. Из всех развитых стран только в Японии развито межфирменное кредитование в форме рассрочки платежа. В западноевропейских странах (за исключением, пожалуй, Франции, Финляндии, Италии), в США и Канаде внутренние межфирменные расчеты осуществляются преимущественно в наличной форме, без предоставления рассрочки платежа. Например, в ФРГ, где основная масса сделок между торгово-промышленными компаниями заключается на основе покупок и продаж в кредит, тем не менее превалируют наличные расчеты (в течение максимум 10 дней), поскольку при платежах наличными предусматриваются скидки с цены. В Великобритании, несмотря на возможность отсрочки платежа до 45—60 дней, применяемые скидки в случае более ранних расчетов также стимулируют наличные платежи. В США наиболее распространены платежи через 30 дней, однако, если расчеты осуществляются в первые десять дней, размер скидки достигает 2%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8