Сущность и характеристика административной ответственности

2.                           Лица, подлежащие административной ответственности


Согласно ч.1 ст. 2.3 КоАП административной ответственности подлежит лицо, достигшее в моменту совершения правонарушения возраста 16 лет. К несовершеннолетним относятся лица до 18 лет – возраст, с которого связано наступление совершеннолетия. Однако субъектами административного правонарушения, по КоАП, могут быть только несовершеннолетние граждане, достигшие к моменту совершения проступка 16 лет.

К лицам, подлежащим ответственности в соответствии со ст. 2.3 КоАП, относятся только физические лица. Административная ответственность должностных лиц по КоАП возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей.

Административная ответственность за проступки должностных лиц предусмотрена также отдельными федеральными законами. К правонарушителям – должностным лицам, как правило, относят государственные и муниципальные должностные лица. Санкции за налоговые правонарушения чаще применяются к должностным лицам коммерческих организаций. Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

В соответствии сост. 2.5 КоАП военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях только при совершении ими нарушений, указанных в ст. 2.5КоАП, Однако к указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

В зависимости от принадлежности к гражданству или подданству зарубежного государства ст. 2.6 КоАП определяет особую разновидность физических лиц – иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно ст. 2.6 КоАП иностранные физические и юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Под «иностранным гражданином» понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; под «лицом без гражданства» подразумевается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия подданства иностранного государства.


3.                           Обстоятельства, исключающие административную ответственность


Законодатель выделяет ряд обстоятельств, которые могут исключить административную ответственность либо освободить от нее. К обстоятельствам, исключающим административную ответственность, относятся:

§ недостижение установленного законом возраста;

§ невменяемость лица, совершившего правонарушение. В соответствии со ст. 2.8. КоАП не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

§ крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Лицо в состоянии крайней необходимости предупреждает общественно опасные последствия посягательств на публичные интересы либо пресекает длящееся противоправное деяние в тех случаях, когда ущерб (вред) уже причинен;

§ необходимая оборона – противоправное деяние, совершенное при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

В соответствии со ст.2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Обстоятельством, препятствующим привлечению виновного к административной ответственности, может быть истечение сроков наложения административного взыскания. По общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.


4. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность


К обстоятельствам, отягчающим ответственность за административные правонарушения, законодатель в ст. 4.3. Кодекса об административных правонарушениях относит:

§ продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на это лиц прекратить его

§ повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию;

§ вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения

§ совершение правонарушения группой лиц;

§ совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или других чрезвычайных обстоятельствах;

§ совершение нарушения в состоянии опьянения. Однако в данном случае необходимо учитывать, что орган или должностное лицо, налагающее административное взыскание, в зависимости от характера правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является закрытым и может быть изменен только законом Российской Федерации.

А также необходимо учитывать, что перечисленные в п. 1 ст. 4.3. КоАП РФ обстоятельства не могут учитываться в качестве отягчающих, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.


5.           Обстоятельства, смягчающие административную ответственность


Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

§  раскаяние виновного;

§  предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;

§  добровольное возмещение ущерба или устранения причиненного вреда;

§  совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

§  несовершеннолетний возраст;

§  совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Этот перечень является открытым – законодателем и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и другие обстоятельства.


6.                           Административные взыскания


Под административным взыскания понимается мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая в установленном порядке судьей, мировым судьей, полномочным органом (должностным лицом) к виновному лицу, совершившему административное правонарушение, но также для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное взыскание может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонарушителя, либо во временном лишении его специального права. Отдельные административные взыскания могут сочетать в себе все названные элементы.

Административное взыскание не может иметь своей целью унижение достоинства лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административная ответственность осуществляется на основе законодательства об административных правонарушениях. Производство по делу начинается с составления протокола об административном правонарушении. В случаях, когда в соответствии с законодательством штраф налагается, а предупреждение фиксируется на месте правонарушения, протокол не составляется, если нарушитель не оспаривает налагаемое не него взыскание. В предусмотренных законом случаях к лицу, привлеченному к административной ответственности, могут применяться меры обеспечения производства по делу.

Дела об административных правонарушениях рассматривают открыто в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Привлеченный к ответственности вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью адвоката, обжаловать постановление по делу, имеет ряд других прав.

За совершение административного правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

§  предупреждение;

§  штраф;

§  возмездное изъятие предмета или орудия административного правонарушения;

§  конфискация предмета или орудия административного правонарушения;

§  лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортом, права охоты и др.);

§  дисквалификация;

§  административный арест;

§  административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.


Практическое задание


Предприниматель Краснов заключил с Лукьяновым договор на выполнение работ по ремонту квартиры. Договором предусматривалось, что Краснов к 20 августа обязан облицевать сиены ванной комнаты кафелем, перестелить и отциклевать паркет, окрасить потолки и оклеить стены обоями. Все работы выполнялись из материала заказчика.

Краснов поручил выполнение всех этих работ ООО «Строитель». По договору субподряда. При сдаче работ 20 августа выяснилось, что паркет настелен некачественно, имеются вздутия, щели, а кафельная плитка частично заменена на несоответствующую по цвету. Лукьянов потребовал устранить недостатки в недельный срок, а также выплатить неустойку. За некачественно выполненную работу. Краснов возражал против уплаты неустойки, поскольку в заключенном между ними договоре она не предусматривалась. По поводу устранения недостатков Краснов рекомендовал обратиться непосредственно к обществу «Строитель».

1.                           Что принимается под договором подряда?

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты