Тактические особенности проведения следственных действий при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними

Категорически запрещается получать показания допрашиваемого с помощью насилия, угроз и иных незаконных мер. Запрет задавать наводящие вопросы предполагает недопустимость поставить перед допрашиваемым такие вопросы, которые содержат в себе подсказку ответа, буквально наводят допрашиваемого на устраивающие следователя ответы, позволяют ему использовать в своих показаниях сведения почерпнутые из вопроса следователя.

В случае необходимости допрашиваемому могут быть заданы вопросы о происхождении предметов (объектов), предъявляемых ему следователем в ходе допроса. С целью напомнить допрашиваемому обстоятельства, в связи с которыми он вызван на допрос, устранения противоречий в его показаниях и показаниями других допрашиваемого и его ответов на уточняющие и последующие вопросы может фрагменты наказаний обвиняемых, подозреваемых, потерпевших или других свидетелей, демонстрировать иные доказательства.

В процессе допроса могут применяться различные тактические приемы и рекомендации юридической психологии. Например, если контакт с подростком затруднен, можно использовать прием, при котором следователь сам сообщает подростку сведения, которыми он располагает, и предлагает допрашиваемому исправить неточности, объяснить противоречия, дополнить информацию, прокомментировать ее. При этом сразу же определяются темы, о которых подросток говорит легко и свободно, на которые эмоционально реагирует. Применение приемов, основанных на обмане и введение допрашиваемого в заблуждение, недопустимо. Далее с согласия свидетеля нельзя применять гипноз, психотропные вещества.

В допросе подозреваемого, обвиняемого, не достигших 16 лет либо достигших этого возраста, но страдающих психическими расстройствами или отставанием в психическом развитии, в обязательном порядке участвует психолог или педагог. Прокурор, следователь, дознаватель обеспечивают их участие в допросе по ходатайству защитника или по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения допрашивающего задавать вопросы несовершеннолетнему, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания по правильности и полноте, сделанных в нем записей (ст.425 УПК РФ).

При подготовке к допросу, очной ставке, проведению других следственных действий с участием несовершеннолетних следователь должен решить вопрос о необходимости и целесообразности использования технико-криминалистических средств фиксации.

Фотографирование, аудио- и (или) видеозапись прохождения допроса могут быть использованы для удовлетворения законности получения показаний, соблюдения правил допроса, обеспечения прав допрашиваемого при проверке показаний в судебном заседании.

Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых обусловленные следующими характеристиками рассматриваемых субъектов: 1) особым статусом участника уголовного судопроизводства (подозреваемый, обвиняемый); 2) возрастной категорией.

В соответствии с ч.1 ст.46 УПК РФ подозреваемый определяется как физическое лицо, в отношении которого на основании данных о его причастности к совершению преступления прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем принято одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, о задержании, о применении меры пресечения до предъявления обвинения.

Факт признания лица подозреваемым в том числе представляет следователю возможность вызывать и допрашивать это лицо в качестве подозреваемого. Часть 2 ст.46 УПК РФ говорит о праве подозреваемого на дачу объяснений и показаний по поводу имеющегося в отношении подозрения, а также о праве на отказ от дачи объяснений и показаний.

Подозреваемый в соответствии с ч.4 ст.46 УПК РФ имеет право пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела либо с момента фактического задержания.

Подозреваемый не вправе не явиться на допрос, но вправе, как было отмечено выше, отказаться от дачи показаний.

Подозреваемый может быть допрошен не позднее 24 часов с момента вынесения в отношении него постановления о возбуждении уголовного дела или с момента его фактического задержания.

Часть 1 ст.47 УПК РФ определяет обвиняемого как лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого или в отношении которого вынесен обвинительный акт. Как и у каждого участника уголовного судопроизводства, у обвиняемого существует особое положение прав и обязанностей.

В число прав обвиняемого входит право дать показания по существу предъявленного ему обвинения, а также отказаться от дачи показаний обвиняемому разъясняется право не свидетельствовать против себя самого, запрещенное в ст.51 Конституции РФ, а также сообщается, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу.

Статья 173 УПК РФ в ч.1 устанавливает, что обвиняемый подлежит допросу немедленно после предъявления ему обвинения, а в ч.4 запрещает повторный допрос обвиняемого по тому же обвинению в случае его изначального отказа от дачи показаний за исключением ситуаций, когда обвиняемый сам просит предоставить ему такую возможность.

В структуру УПК РФ включена гл.50 "Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних", содержащая перечень норм об особенностях производства по уголовным делам в отношении этой категории лиц.

Например, повышенная юридическая защита несовершеннолетних в уголовном процессе выражается в том числе в двойном представительстве их интересов: ч.1 ст.51 УПК РФ устанавливает требование об обязательном участии защитника в делах о преступлениях несовершеннолетних; ст.48 УПК РФ – об обязательном участии законных представителей несовершеннолетних, которые допускаются к участию в уголовном деле с момента первого допроса несовершеннолетнего, в качестве подозреваемого или обвиняемого. Защитник допускается в процесс с момента возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, его задержания и ареста.

Современная массовая культура способствует тому, что духовный уровень и духовные запросы большинства развивающихся молодых людей находятся на низком уровне, сосредоточены в среде материального мира и развлечений. Соответственно, сознание молодых людей находится на невысоком уровне, а вместе с ним и те принципы, понятия и суждения, которые в совокупности формируют личность человека.

Возведенная в особый культ романтизированная и приукрашенная жестокость, понижение роли православия или регулирующего и сдерживающего свода правил, сугубо материалистическая монгольность современного общества формируют в развивающейся личности все те негативные характеристики, которыми на сегодняшний день отличается преступность несовершеннолетних – дерзость, цинизм, крайняя агрессивность и жестокость.

При анализе личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого безусловно необходимо учитывать фактор пола. Отметим, что особенности личности несовершеннолетней подозреваемой, обвиняемой обусловлена прежде всего тремя группами факторов:

- биофизиологическими (показатели силы, выносливости и т.д.);

- нравственно-психологическими;

- социально-ролевыми (специфика характерных черт образа жизни и традиционных социальных ролей в обществе).

Одним из немаловажных условий эффективного проведения допроса несовершеннолетних подозреваемы, обвиняемых является его организация и подготовка, включающая:

- изучение материалов уголовного дела;

- изучение личности допрашиваемого;

- определение способа вызова на допрос, места и времени его проведения;

- определение круга участников допроса;

- разработка основного плана допроса, а также запасных планов в зависимости от личности допрашиваемого, характера совершенного преступления, возможных соучастников и иных факторов.

Подробнее остановимся на трех элементах подготовки к допросу: изучение материалов уголовного дела, изучении личности допрашиваемого и подготовке плана допроса.

Во многом эффективность допроса несовершеннолетнего зависит от степени владения следователем информацией по обстоятельствам дела.

Хорошее знание следователя материалов дела, ориентирована в деталях события, именах (а не ознакомление с ними во время допроса), как правило, вызывают у несовершеннолетнего подозреваемого, предположение, что следователю уже все известно, и это имеет тактическое значение.

Изучение личности направлено в первую очередь на получение такой информации, при помощи которой можно прогнозировать поведение данного лица на допросе – будет ли оно давать показания и какие.

Эти данные, в частности, помогут следователю составить наиболее эффективный основной план допроса, а также разработать должные варианты с учетом в том числе и особенностей личности допрашиваемого.

В предмет изучения личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого входят как его личностные характеристики (характер, взгляды, интересы, тип темперамента, способ мышления, набор потребностей, эмоциональность, интеллект, степень волевых характеристик и т.д.), так и характеристика окружающей социальной действительности, влияющей на его развитие (семья, учебное заведение, работа, друзья).

При изучении личности несовершеннолетнего значительную помощь может оказать допрос родителей подростка либо лиц, их заменяющих. Как правило взгляд этих людей на личность детей субъективен, но несмотря не это можно составить представление об объективной социальной среды, в которую погружен подросток.

Результаты проведенного нами изучения материалов уголовных дел показали, что 88 % родителей дали положительную характеристику своим детям, 5% отрицательную, 4% родителей не предоставили применимой в интересах следствия информации о личности ребенка и в 3% случаев родители не были допрошены по данным обстоятельствам.

План допроса составляется следователем с учетом обстоятельств совершенного преступления, имеющейся на текущий момент информации, данных об особенностях личности допрашиваемого.

Для опытных следователей в ситуации допроса лица, изначально не имеющего намерений предоставлять какие-либо обстоятельства дела, план может представлять собой простой перечень вопросов.

В ином случае план представляет собой алгоритм получения информации от допрашиваемого, в котором должен быть определен предмет допроса – обстоятельства, подлежащие выяснению. По каждой группе обстоятельств формулируются вопросы, устанавливается очередность их постановки, отмечаются соответственные материалы дела.

На стадии планирования для следователя крайне важной бывает изученная им раннее информация об обстоятельствах дела и о личности несовершеннолетнего. По каждой группе обстоятельств формулируются вопросы, устанавливается очередность их постановки, отмечаются соответствующие материалы дела.

Представление о линии поведения допрашиваемого, которое сформировалось на основе изученных данных, профессионального опыта следователя, ложится в основу основного плана допроса.

С процессом формирования представлений о возможных линиях поведения допрашиваемого тесно связано понятие "рефлексия" - мыслительный процесс, касающийся интонации размышлений и действий оппонента, а также анализа собственных рассуждений и выводов. Превосходство в уровне рефлексии является важным фактором победы в противодействии любого рода, в том числе в следственной деятельности.

В отдельных случаях, связанных со сложностью допроса, обусловленной особенностями личности допрашиваемого, необходимо решить вопрос о тактической комбинации будет степень осведомленности допрашиваемого об интересующих следователя фактах и событиях, а также готовность сообщить эти сведения следователю.

Основной предпосылкой эффективности допроса является наличие психологического контакта между следователем и допрашиваемым.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты