Теневая экономика Украины

В Украине и Верховный Совет, и Правительство переступили границу оптимальности, ибо сегодня все предприниматели вынуждены отдавать в виде налогов 70-80% своего дохода и еще плюс к ним начисления на заработную плату и себестоимость продукции, что в итоге значительно превышает объем суммарного дохода. А это отрицательно сказывается на создании одного из основных элементов функционирования предприятия - прибыльности, что только и может обеспечить его развитие. В результате усиливаются неплатежи, происходят задержки с выплатой зарплаты, резко увеличиваются бартерные операции. Такие перекосы в экономике не могут происходить бесследно как для предпринимателей, так и для государства, тем более что именно законодательная основа государства, прежде всего и провоцирует стремление большинства налогоплательщиков уходить в тень от непомерных поборов. Анализ формирования ВВП раскрывает существенные недостатки этого процесса, ибо с увеличением налоговой нагрузки в прямой зависимости уменьшаются налоговая составная наполнения бюджета, что свидетельствует о нарушении уровня оптимальности [13].

Еще одним характерным явлением украинской экономической политики стало предоставление незаконных льгот приближенным к власти коммерческим структурам.

Приватизация государственных предприятий, как таковая, фактически началась в Украине не в июне 1992 года, как указывают в официальных материалах, а с момента образования в 1987 году, так называемых малых кооперативов, большинство из которых организовывались при государственных промышленных предприятиях. Создание малых кооперативов оказалось очень удобной формой перекачивания государственных средств в частные руки.

До начала июня 1994 года в Украине было приватизировано около 70% всех предприятий промышленности и сферы услуг. Многими реформаторами настолько высокие темпы расцениваются как колоссальный успех реформ. Однако вместе с количественными показателями необходимо указать и качественные изменения.

С самого начала массовая приватизация в Украине представляла собой колоссальную спекулятивную операцию, приведшую к криминализации экономики, невиданному социальному расслоению и появлению враждующих социальных групп. Криминализация - с одной стороны, отображение социально-экономической и политической ситуации в стране, с другой стороны – тесно связана с моделью приватизации.

Известно, что, начиная с 1993 года, цены в стране растут значительно быстрее, чем официальная заработная плата: минимальная и даже средняя по стране заработная плата сегодня не обеспечивает необходимого прожиточного минимума. Однако на сегодняшний день социальная ситуация в стране не достигла критической точки; банковские счета населения растут; число вновь созданных на предпринимательской основе хозяйственных организаций увеличивается – несмотря на то, что каждая третья из вновь созданных мелких и средних фирм оказывается убыточной. Есть все основания полагать, что и проблема выживания, и проблема первоначального накопления капитала решается сегодня в Украине путем активного включения населения в различные процессы, которые разворачиваются в рамках теневой экономики. Мотивы, механизмы и результаты такого участия для разных групп населения разные [5].

Современное украинское общество можно разделить на три основные категории, каждая из которых, в свою очередь подразделена на группы:

1.                      Новые собственники, высшие руководители, работники высшего и среднего звена, зачастую наемные работники низшего звена корпоратизированного сектора, где образуются огромные сверхприбыли. Для этой категории лиц характерно стремление получить и максимально увести от налогообложения свою прибыль и другие доходы, что возможно только путем прямых нарушений законодательства и установления особых «доверительных» отношений с бюрократией.

2.                      Группы, которые имеют реальную возможность участвовать в перераспределении сверхприбыли; среди них, в первую очередь бюрократия и криминальные элементы.

3.                      Большая часть населения, выведенная за рамки корпоративного сектора и не допущенная к его доходам.

Средняя заработная плата квалифицированного украинского работника в 125 раз меньше, чем у американского, хотя стоимость потребительской корзины уже составляет более 40% от американского уровня (см. приложение 4).

Чтобы выжить, население обязано адаптироваться к новым условиям, участвуя в разных формах «теневой экономики». По данным социологических опросов, дополнительный доход работников промышленных предприятий от разных видов побочной деятельности достигает 80% совокупного семейного дохода [6].

Таким образом, у большей части населения существует объективная необходимость активизации своего участия в теневой экономике, что укрепляет фундамент взяточничества «теневой деятельности» и криминальной активности.


2.2. Особенности теневой экономики Украины

В процессе развития теневой экономики, формируется ряд качественных признаков, свидетельствующих о ее существовании. Эти признаки присущи практически всем странам, пережившим или переживающим глубокий экономический кризис, тем не менее, они в каждой стране имеет свои особенности, а теневая экономика различается как масштабами распространения, так и формами проявления.

Отметим следующие основные особенности теневой экономики в Украине:

1. Значительное сращивание властных структур с теневыми (см. приложение 5). Подобное "сотрудничество" осуществляется на следующей основе: привлечение фирмами в собственный штат в виде "консультантов" - должностных лиц высокого и наивысшего ранга с целью лоббирования своих интересов в государственных инстанциях;

2. Установление льготных условий функционирования отдельных субъектов;

3. Использование государственного имущества и организационных структур для получения неофициального частного дохода государственными чиновниками и управленцами; осуществление в составе больших государственных предприятий теневых операций (полуофициально);

4. Неограниченное нормативно-правовое поле в государственном законодательстве и значительное количество механизмов относительно осуществления теневых операций;

5. Отсутствие четкой границы между официальной и теневой деятельностью;

6. Приоритетность теневой сферы, которая, не уплачивая налогов, пользуется социальными услугами, подготовкой рабочей силы, государственными субсидиями и другими негосударственными бесплатными услугами;

7. Коррумпированность государственных служащих различных властных структур и, прежде всего, контрольных служб: налоговой, санэпидемконтроля, пожарной безопасности и других;

8. Служебные злоупотребления, установление с нарушением Конституции Украины сборов и таможенных пошлин за услуги, которые входят в обязательное выполнение соответствующими ведомствами. Кроме того, стоимость выполнения некоторых услуг значительно превышает их установленный норматив, фактически становится дополнительной таможенной пошлиной. Процесс лицензирования и выдачи различного рода разрешений становится наиболее желательным для министерств и ведомств, поскольку на его основе могут быть полученные значительные поступления, в том числе и на пополнение частного, не учитываемого официально дохода [3, 7].

2.3. Методы борьбы с теневой экономикой

Теневая экономика – явление очень противоречивое, чем и объясняется существование большого количества разнообразных взглядов на возможное решение этой проблемы.

 

Конференция 1999 года по вопросу устранения

теневой экономики Украины

21 января Центр рыночных реформ Владимира Ланового и Фонд Фридриха Эберта, верно уловив затянувшуюся паузу и угасание интереса общественности к проблемам экономики, решили возобновить диалог. Однако они предпочли ограничиться только одним аспектом — «Теневая экономика и государственная политика: противоречивая взаимосвязь». Возможно, потому что в зале не присутствовали главные, с точки зрения организаторов, «оппоненты» — производители госполитики и теневики, дискуссия оказалась вялой. Правда, среди участников точно были как минимум первые: в лице депутатов-законодателей и Александры Кужель, представляющей исполнительную власть. В этом случае все они претендовали на роль независимых экспертов, наблюдающих порочную политику и экономику как бы со стороны.

Как и следовало ожидать, различия во мнениях присутствующих диспутантов были практически не заметны. Единственное, в чем просматривалась «дискуссионность», так это в том, нужно ли фиксировать теневую экономику как нечто, отличающееся от какой-то иной (официальной, например), или нет. Одна группа «экспертов» предпочла разделить официальную и теневую экономики. Примечательно, что так виделась суть дела профессиональным экономистам — В.Лановому, В.Пинзенику, В.Лисицкому, А.Кужель. Они активно структурировали и классифицировали, выделяли причины и следствия, давали рекомендации и т.п. Так, Владимир Лановой зачитал перечень составляющих теневой экономики: уклонение от налогообложения официального сектора, нелегальный сектор (контрабанда и т.п.), коррупция (торговля властью), незарегистрированная деятельность (семейный бизнес). А Виктор Пинзеник напомнил причины названных ранее следствий (о которых говорил В.Лановой) — отсутствие правил работы на рынке, вмешательство государства в экономику, действующая налоговая система, а также отсутствие имущественной ответственности по финансовым обязательствам.

Виктор Лисицкий - советник главы Национального банка по макроэкономике - предложил подсчитать, сколько богатства сконцентрировано в «тени». Понятно, что обычным способом теневую экономику сосчитать невозможно. Поэтому  Лисицкий предложил для начала измерять теневые обороты приростом автомобилей за год (200—300 тыс., официально — 26 тыс.) По его оценкам, на содержание тех 5 млн. частных автомобилей, которые состояли на учете в начале 1998 года, необходимо около 40% всех статистически зафиксированных денежных доходов населения. Отсюда делается вывод, что теневой ВВП никак не меньше официального.

Другая группа измерителей — чисто финансовые показатели: объемы дебиторской и кредиторской задолженности, доля наличных денег в обороте и т.п. «Темпы роста этих показателей просто сумасшедшие». Причину этому Виктор Лисицкий видит «в плохих и очень плохих условиях для любой хозяйственной деятельности».

Выводы экспертов-экономистов были таковы. Безусловным шагом к устранению «двухцветной» экономики должно стать изменение государственной политики. Иными словами, без замены причин (высоких налогов, всевластия бюрократии, полуреформ) следствия никуда не денутся.

Лидер «Руха» В.Чорновил заявил, что в Украине нет двух (имелось в виду официальной и теневой) экономик. Экономика одна и развивается она по тем законам, которые санкционированы властью. Поэтому «противоречивой взаимосвязи» у государственной политики и реальной экономики тоже нет. Народный депутат Михаил Сирота немного конкретизировал версию Вячеслава Чорновила. По его мнению, теневая экономика — это не что иное, как процесс накопления первоначального частного капитала. Он не видит катастрофы в том, что страна должна пройти через этот этап экономического развития, потому что такова участь всех стран. Более того, он рассчитывает, что уже после президентских выборов «те 5—7 промышленно-финансовых групп, которые уже сформированы, будут заинтересованы в легализации», и Верховная Рада, отвечая на их запросы, будет принимать экономические законы, адекватные принципам настоящей рыночной экономики. В целом позиция М.Сироты почти не вызывает возражений. По крайней мере, та причинно-следственная связь, которая им предлагается, действительно рано или поздно сработает.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты