Теоретико-правовой анализ ответственности органов местного самоуправления

Так, согласно ст.285 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ [14] (далее УК РФ) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

То же деяние, совершенное главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В соответствии со ст.286 УК РФ совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

То же деяние, совершенное главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В статье 290 УК РФ установлено, что получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Те же деяния, совершенные главой органа местного самоуправления, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Административно-правовая ответственность наступает за совершение административных проступков. Органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления несут административную ответственность, как за собственные противоправные деяния, так и за издание ими актов, нарушающих законодательство, а также за непринятие мер по обеспечению выполнения правил подчиненными лицами Согласно ст.26 Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [15]конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.

В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ряде случаев прямо предусматривается установление административной ответственности законами субъектов Российской Федерации. Например, согласно ч.6 ст.84 данного Федерального закона непредоставление органам местного самоуправления материалов и информации, необходимых им для формирования проекта соответствующего местного бюджета, является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.32 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации устанавливается административная ответственность.

Согласно ст.2.4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ[16] (далее КоАП РФ) административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в данном Кодексе понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Значительное число административных правонарушений, совершаемых органами и должностными лицами местного самоуправления, непосредственно посягает на права граждан.

Так, согласно ст.5.3 КоАП РФ неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со ст.5.39 неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Согласно ст.76 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами. Основанием данного вида ответственности являются незаконные действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц (в том числе издание незаконных правовых актов), в результате которых был причинен имущественный и иной вред физическим и юридическим лицам. Федеральное законодательство предусматривает возможность привлечения органов местного самоуправления к гражданско-правовой ответственности. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает прежде всего в судебном порядке. В статье 1069 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ[17] (далее ГК РФ). Закрепляется, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Статья 1069 ГК РФ устанавливает единый режим ответственности за действия органов местного самоуправления вне зависимости от того, идет ли речь об издании правовых актов или о незаконных действиях в области административного управления. И в том и в другом случае причиненный вред возмещается не самим причинителем непосредственно, а за счет казны муниципального образования. Ответственность органов местного самоуправления по статье 1069 ГК РФ наступает при нанесении вреда как гражданину, так и юридическому лицу. Первый может требовать за причинение ему ущерба в сфере властно-административных отношений компенсации также и морального вреда (статья 151 ГК РФ)

Дисциплинарная ответственность должностных лиц местного самоуправления наступает в случае нарушения ими правил поведения, установленных ТК РФ, уставами муниципальных образований, правилами внутреннего трудового распорядка, положениями, правилами.


Заключение


Юридическая ответственность, в сущности, есть претерпевание субъектом каких-либо неблагоприятных правовых последствий в виде лишений и ограничений личного, организационного или имущественного характера. Его законность и неотвратимость обеспечиваются с помощью таких юридических средств, как правоотношение, юридическая обязанность, меры принуждения, правоприменение. Ответственность в муниципальном праве представляет собой возникновение и реализацию в установленном законом (уставом) порядке обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления претерпеть меры принуждения, предусмотренные санкцией правовой нормы, в виде лишений (ограничений) личного, имущественного или организационного характера за нарушение условий деятельности по реализации собственной компетенции в решении вопросов местного значения, осуществлению отдельных государственных полномочий.

Значение ответственности органов местного самоуправления заключается в том что она выполнять не только карательную, но и восстановительную, предупредительную и воспитательную функции. Она представляет собой обусловленную нормами Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований необходимость органов местного самоуправления отвечать за свое юридически и политически значимое поведение в установленном порядке и действовать в соответствии с возложенными на них обязанностями, а в случае отклонения - претерпевать определенные лишения.


Список источников и литературы


1.                 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст.445.

2.                 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 09.04.2009 N 56-ФЗ) // Собрание законодательства РФ" от 29.01.1996, N 5, ст.410.

3.                 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 13.02.2009 N 20-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст.2954.

4.                 Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от от 05.04.2009 N 41-ФЗ) // Собрание законодательства РФ" от 18.10.1999, N 42, ст.5005.

5.                 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ) // Собрание законодательства РФ" от 07.01.2002, N 1 (ч.1), ст.1.

6.                 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2009 N 90-ФЗ) // Собрание законодательства РФ" от 06.10.2003 N 40, ст.3822.

7.                 Устав Тульской области от 12.11.2001 N 265-ЗТО (в редакции Законов Тульской области от 07.04.2009 N 1260-ЗТО) // Тульские известия N 266-267 от 20.11.2001

II Учебная и научная литература:

8.                 Виноградов В.А. Основание конституционно-правовой ответственности // Законодательство. 2003. № 2

9.                 Витрук Н.В. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих: Круглый стол // Государство и право. 2000. N 3

10.            Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. - "Юстицинформ", 2007,312 С.

11.            Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России. - М.: Юристъ, 2007,383 С.

12.            Уголовное право России. Часть Общая. Учебник для вузов.2-е издание, переработанное и дополненное/ Под редакцией.Л. Л. Кругликов - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 475 С.

13.            Чернонгор Н.Н. Проблемы ответственности в теории муниципального права и практике местного самоуправления - М.: Юриспруденция, 2007, 304 С.

14.            Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 672 С.


[1] Чернонгор Н.Н. Проблемы ответственности в теории муниципального права и практике местного самоуправления -  М.: Юриспруденция, 2007,С.23

[2] Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации : учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007, С. 268

[3] Витрук Н.В. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих: Круглый стол // Государство и право. 2000. N 3. С. 21.

[4] Виноградов В.А. Основание конституционно-правовой ответственности //Законодательство. 2003. № 2

[5] Черногор Н.Н. Указ.  соч.  С.52

[6] Проблемы конституционно-правовой ответственности (по материалам конференции на юридическом факультете) // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 2001. № 3. С. 124.

[7] Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России.- М.:Юристъ, 2007,С.164

[8] Шугрина Е. С. Указ.  соч. С.275

[9] Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Указ. соч., С 173

[10] Черногор Н.Н. Указ. соч.  С 175

[11] Черногор Н.Н. Указ. соч.  С189

[12] Уголовное право России. Часть Общая. Учебник для вузов. 2-е издание, переработанное и дополненное/ под редакцией. Л.Л. Кругликов- М.: Волтерс Клувер, 2004.-15 С.

[13] Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. - "Юстицинформ", 2007, С.283

[14] Уголовного кодекса Российской Федерации от  13 июня 1996 года N 63-ФЗ// Собрание законодательства РФ» №25 от 17 июня 1996

[15] Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ" от 18.10.1999, N 42, ст. 5005.

[16] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ// Собрание законодательства РФ" от 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

[17] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ//Собрание законодательства РФ" от  29.01.1996, N 5, ст. 410.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты