Теоретико-правовые проблемы исследования основных приоритетов национальной безопасности Российской Федерации
План:
Введение
Глава 1. Понятие и содержание национальной безопасности
§1. Национальная безопасность Российской федерации в теоретико-правовом аспекте
Глава 2. Теоретико-правовые проблемы исследования основных приоритетов национальной безопасности России
§1. Проблема укрепления конституционных основ государственной безопасности – как первостепенная задача
§2. Укрепление обороноспособности страны и ее теоретико-правовые проблемы
§3. Правовое обеспечение национальной безопасности в сфере защиты территориальной целостности и государственного единства России
§4. Экономическая безопасность и ее правовое обеспечение
§5. Национальная безопасность, право и экология
§6. Транснациональные угрозы безопасности страны
Заключение
Список нормативных актов и литературы
Актуальность. Успешное развитие и само существование России как суверенного государства невозможно без обеспечения ее национальной безопасности. Право не может и не должно оставаться в стороне от решения проблем безопасности государства. Более того, в этом ему должна принадлежать ведущая роль. Как право может способствовать укреплению национальной безопасности России?
Несмотря на то, что этот вопрос носит несколько риторический характер, все же умалять ценности его разрешения не стоит. Именно поэтому свою курсовую работу я решил связать с тем, чтобы рассмотреть существующие теоретико-правовые проблемы обеспечения национальной безопасности нашей страны.
Объект курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть сферу общественных отношений, складывающихся вокруг формирования приоритетов национальной безопасности.
Предметом курсовой работы являются нормативно-правовые акты, комментарии и публикации, касающиеся такой категории, как национальная безопасность Российской Федерации.
Цель работы: рассмотреть актуальные приоритеты национальной безопасности с теоретико-правовой точки зрения.
Задачи исследования: дать характеристику каждому из расставленных приоритетов, увидеть проблемы, предложить пути решения.
Научная разработанность поднятой проблематики неплохая, есть материал, на который можно опереться. Основное внимание уделялось трудам таких специалистов как Глазьев С.Ю., Овчинский В.С., Загашвили B.C. и др. Также не остались без внимания нормы права, регулирующие сферу рассматриваемых отношений.
Положения, выносимые на защиту:
1. национальная безопасностью Российской Федерации – есть безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации;
2. основными приоритетами национальной безопасности являются: укрепление конституционных основ национальной безопасности, укрепление обороноспособности страны, экономическая безопасность, экологическая безопасность, противодействие трансграничной преступности.
3. определенные концепцией национальной безопасности положения требуют более тщательного нормативного регулирования, создания более отлаженного механизма претворения в жизнь.
Глава 1. Понятие и содержание национальной безопасности
§1. Национальная безопасность Российской федерации в теоретико-правовом аспекте
В последние годы понятие "национальная безопасность Российской Федерации" получило широкое распространение в разного рода литературных источниках, теориях, концепциях и доктринах и стало активно использоваться представителями различных наук. Вместе с тем в Конституции РФ термин "национальная безопасность" отсутствует: в ней говорится о "государственной безопасности" или о "безопасности государства". Конституция России, как и конституции других стран, правильно исходит при этом из понимания государства как "государства-нации".
В результате противопоставления "государства" и "нации" возникла путаница в этих понятиях, более того, перевод конституционных положений о государственной безопасности Российской Федерации в плоскость политических рассуждений о национальной безопасности сопровождается "растворением" базового понятия "безопасность государства" в многочисленных модификациях национальной безопасности - экономической, продовольственной, экологической, религиозной, морально-этической, безопасностью свидетелей, выступающих в суде, и др.
Размывание конституционных основ происходит также путем искусственного разграничения таких понятий, как "личность", "общество", "государство" в отрыве от конкретных правовых норм и механизмов их реализации. Именно такой подход был использован в Концепции национальной безопасности Российской Федерации 1997 г.[1], в которой говорится самым общим образом об обеспечении "безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз". Тем самым фактически провозглашается примат безопасности личности перед безопасностью общества и государства. Интересы личности при таком подходе определяют интересы общества и государства. Более того, государство, с точки зрения либеральных демократов, не в состоянии обеспечить безопасность личности, поскольку является для нее главным источником опасности.
Действующий Федеральный закон от 3 марта 1992 г. "О безопасности" (в ред. от 25 июля 2002 г.)[2] также использует понятие "государственная безопасность". Поскольку Закон формально не отменен, полезно остановиться на некоторых его концептуальных положениях, могущих быть учтенными при подготовке нового закона о государственной безопасности.
Главной особенностью Закона является то, что государственно-правовые начала пронизывают все три "блока" - личность, общество, государство. Только государство может определять приоритеты, соотношения различных видов безопасности, цели, исходя из государственных интересов.
Основным субъектом обеспечения безопасности выступает, согласно Закону, государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 2). Субъектами безопасности являются также граждане, а также общественные и иные организации и объединения. Государство обеспечивает безопасность каждого гражданина, общественных и иных организаций и объединений на территории Российской Федерации.
В таком юридическом аспекте выделение "личности, общества и государства" в качестве конкретных субъектов государственной безопасности вполне обоснованно. Действует единая государственная система безопасности для всех ее субъектов на основе единой государственной политики в области обеспечения безопасности, что достигается системным использованием экономических, политических, организационных и иных мер, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства (ст. 4).
Закон "О безопасности" закрепляет следующую модель разграничения полномочий между законодательными и исполнительными органами власти в сфере обеспечения безопасности. Президент Российской Федерации осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности; Правительство Российской Федерации организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами Российской Федерации, другими подведомственными ему органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов. Министерства и государственные комитеты Российской Федерации: в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности; на основании настоящего Закона в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.
Широкие полномочия возлагаются на Совет безопасности Российской Федерации. Он рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности. Председателем Совета безопасности является по должности Президент Российской Федерации. В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Наряду с этим в 90-е годы был принят ряд концепций, доктрин и программ по обеспечению безопасности. Однако следует подчеркнуть, что как сама Конституция, так и эти документы не обеспечили достаточного развития и укрепления единой системы безопасности Российской Федерации. В частности, в Конституции система безопасности Российской Федерации утратила единство и полноту, стала представлять собой набор отдельных, плохо увязанных между собой понятий и элементов. Так, в главе 5 "Федеральное Собрание" такая сфера деятельности парламента, как "государственная безопасность", вообще отсутствует.
Разрушительный процесс усугублялся вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции России над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации. Серьезные ошибки, допущенные в процессе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, привели к рассогласованию системы государственного регулирования в сфере безопасности. Так, Указом Президента России от 17 декабря 1997 г. N 1300 было установлено, что органы государственной власти должны руководствоваться положениями этой Концепции в практической деятельности при разработке документов, касающихся обеспечения национальных интересов Российской Федерации.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г., наметилось укрепление президентских полномочий в сфере национальной безопасности России. Говорится, в частности, что Федеральное Собрание Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности по представлению Президента и Правительства Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти представляют Президенту и Правительству Российской Федерации разработанные ими нормативные правовые акты в области национальной безопасности России.
Далее предлагается рассмотреть приоритеты национальной безопасности Российской Федерации в порядке их убывающей значимости. Предложенная градация не является неоспоримой. Нет ее официального закрепления и поэтому каждый исследователь правомочен определять свою иерархическую лестницу в соответствии со своей собственной аргументацией.
Итак, в современный период укрепление конституционно-правовых начал государственной безопасности Российской Федерации выступает как первоочередная задача, без решения которой невозможно создать надежную и устойчивую систему безопасности России.