Теории федерализма на современном этапе

Модель кооперативного федерализма, предусматривающая партнерские отношения между федеральным Центром и субъектами Федерации, частично уже используется в качестве федеративной модели Российской Федерации. Но, согласно этой теории, единство возможно только на основе наименьшего общего знаменателя, что на практике может затруднить широкие и решительные реформы или, вообще, воспрепятствовать их проведению. Россия испытывает определенные трудности в силу противоречивости своей федеративной модели, характеризующейся реально существующей асимметричностью, громоздкостью административной структуры - из-за многочисленности и разнородности составляющих Федерацию субъектов, переносом акцентов федеративного строительства лишь на одну из ветвей власти - исполнительную, повлекшим неумеренное ее усиление, выходящее за рамки традиционного принципа разделения властей. Учитывая неблагополучное финансовое состояние большинства субъектов Российской Федерации, необходимо принять меры к их экономической стабилизации. Но реализуемый в рамках кооперативного федерализма принцип единообразия способен, как оказалось, подавлять инициативность и конкуренцию между субъектами Российской Федерации. На практике это уже привело к тому, что у субъектов-реципиентов нет стремления к самодостаточной экономике, а у субъектов-доноров нет стимулов к экономическому росту.

Из современных теорий федерализма («нового федерализма», технократического, и конкурентного федерализма) наиболее актуальными для российских условий представляются некоторые положения конкурентного федерализма, которые могли бы существенно исправить недостатки практики кооперативного федерализма в России. Мы убеждены, что, реализуя с некоторыми оговорками положения этой теории, следовало бы уменьшить в пользу субъектов Федерации законодательные права Федерации, ограничив полномочия Центра сферами обороны, правового порядка, прав человека, внешней политики и создания рамочных условий для экологии, экономики и социальной политики. Также следовало бы на каждом административном уровне реалистичнее определить налоговые полномочия, задачи и компетенцию субъектов и Федерации в целом; все субъекты Федерации должны стать стабильными и эффективными финансовыми единицами.

Федеративная форма Российского государства, несмотря на нелегкий пройденный путь, в настоящее время находится в процессе становления и реформирования. Только после принятия Конституции 1993 года России стали присущи классические атрибуты Федерации с общими, с одной стороны, для всех федераций федеративными признаками и, с другой стороны, присущими только ей отличительными особенностями.

В российской истории реформы редко проводились последовательно и доводились до конца, поэтому мы считаем, что государственное строительство в России как федеративном государстве не завершено. Это негативно сказывается на эффективности государственной власти. Однако в незавершенности процесса федерализации есть и определенные преимущества, поскольку можно реализовать оптимальную для российских условий модель Федерации. Для этого необходимо, в первую очередь, разработать теоретическую базу российского федерализма. Затем создать концепцию дальнейшего стратегического развития России в государственном строительстве федеративного устройства страны. С помощью теории можно создать модель Федерации, однако модель должна соответствовать природе общества и государственным традициям страны.

Нынешняя переходная модель в Российской Федерации представляет собой модель государственного устройства компромиссного характера. Ее цель заключается в сохранении союза и стабилизации российского общества и государства. Эта модель Российской Федерации может быть охарактеризована следующими параметрами: национально-территориальный принцип формирования федеративного устройства России; несмотря на заявленную «симметричность» фактическая «асимметричность» находит свое выражение даже в статьях Конституции Российской Федерации 1993 г., закрепляющих привилегированное положение республик относительно других субъектов Российской Федерации; неясность в разграничении предметов ведения и полномочий, позволяющая как субъектам Российской Федерации, так и федеральному Центру трактовать в необходимых случаях те или иные полномочия в свою пользу; договорная практика регулирования федеративных отношений; чрезмерное, по понятиям управляемости, количество субъектов Российской Федерации (83 субъекта), затрудняющих правовое регулирование и управление в Российской Федерации.

Своеобразие российской модели федерации, по нашему мнению, выражается, таким образом, в преобладании - на основе устоявшихся традиций Российской государственности, все более утверждавшихся на каждом этапе ее истории, - централистской направленности федеративного развития (что делает ее похожей на Францию). Поэтому в России доминируют институты унитарно-централизованного политического устройства; институты же федерализма являются комплементарными по отношению к ним и существуют лишь для их дополнения и поддержки.

Многие теоретики предлагают изменить те или иные параметры (например, заменить национально-территориальный принцип на территориальный или укрупнить субъекты Российской Федерации), однако это не представляется возможным в обозримое время из-за взаимообусловленности и причинной связи элементов, составляющих данную федеративную модель. Так, фактическая «асимметричность» вытекает из национально-территориального принципа, призванного учесть национальный фактор, что, естественно, формирует различия между субъектами. Необходимость контролировать все 83 субъекта Российской Федерации, регулировать все отношения между субъектами Российской Федерации и федеративным Центром порождают централистский характер Российской Федерации. Неопределенность статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации от 1993 г. в отношении разграничения полномочий между федеральным Центром и субъектами Российской Федерации привели к практике заключения двусторонних соглашений с отдельными регионами.

По мере исчерпания возможностей развития действующей модели федерализма возникнет необходимость и практическая целесообразность системного совершенствования федеративной модели Российской Федерации. Для этого должен быть выработан вариант новой теоретической модели, поддерживаемый не только теорией кооперативного федерализма, но вбирающей в себя последние достижения федералистской теоретической мысли: конкурентного, институционального федерализма и системного подхода в разработке этой модели.

Не имея целью настоящей работы выработку детализированной модели федеративного устройства России, попытаемся на основе проведённого анализа достижений федералистской научной мысли определить некоторые ее концептуальные основы.

Децентрализованная модель федерации, являясь в далёкой теоретической перспективе в принципе возможной для радикально меняющейся России, в обозримой перспективе не соответствует природе традиционной российской государственности. Централистский характер необходим для российской модели федерализма, поскольку он адекватен характеру российских базовых институтов, регулирующих воспроизводство основных общественных подсистем, что связано с особыми условиями развития Российского государства, со всеми этапами его тысячелетней истории. Хотя тенденции унитаризации и могут разрушить результаты строительства федеративной модели в России, преодоление этой тенденции возможно лишь при необычайном стечении обстоятельств.[23]

Подходя прагматически, необходимо постепенное ненасильственное укрупнение субъектов Российской Федерации, поскольку существующее количество является существенным препятствием для эффективного управления из федерального центра. Насильственное укрупнение субъектов Российской Федерации может привести к ненужным конфликтам, трениям и противостоянию. Региональная экономическая интеграция субъектов Российской Федерации вследствие экономической необходимости и перспектив экономической выгоды может повлечь за собой политическую интеграцию с соответствующим правовым оформлением со стороны федерального центра.

Изменение договорной практики правового регулирования федеративных отношений между федеративным центром и субъектами потребует принятия целого ряда законов. Количество договоров следует существенно уменьшить, но вряд ли следует полностью отказаться от договорной практики регулирования федеративных отношений: необходимо принять федеральный закон, устанавливающий порядок заключения и реализации договоров между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по вопросам их совместного ведения, предусмотренных ст. 72 Конституции Российской Федерации.

Необходимо более обдуманно, чем это было сделано в статьях 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации 1993 г., подойти к проблеме разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами федерации. Должен быть выработан критерий, по которому можно было в каждом конкретном случае однозначно относить полномочия в ведение либо Федерации, либо субъекта.

Необходима поддержка со стороны федерального Центра местного самоуправления в субъектах РФ, что будет также способствовать развитию и укреплению традиционных основ российского федерализма в рамках существующих правовых отношений без кардинального изменения законодательства Российской Федерации.

 


Заключение

Федерализм - обязательная стадия, через которую проходит политическая организация общества на пути объединения, это одно из наиболее распространенных средств политической интеграции. Федерализм есть путь соединения, а не разъединения, будь это федерализм национально-государственный, когда объединяются в одну политическую организацию разрозненные части единой национальной или политической системы, или международный, когда независимые государства и нации объединяются друг с другом в одну общую систему. Федерализм - необратимый процесс политической интеграции.

Великое достоинство всякого федерального образования заключается в том, что оно расширяет поле мира, увеличивая объем упорядоченной правом системы. Уменьшая число не только малых, но и вообще государств, федерация сокращает количество войн, конфликтов, раздоров, неизбежных среди мелких самостоятельных образований.

Федерализм есть политическое средство национального и интернационального объединения. Эта роль федерализма подтверждается всей политической историей. Иными словами, теория федерализма не нуждается в построении с нуля, ибо она уже существует. Она нуждается в переосмыслении и в обобщении, с учётом всех тех поправок, которые привносят в неё как политико-юридическая практика современных государств, так и достижения современной научной мысли.



Список используемых источников и литературы

1. Айбазов Р.У. Генезис теории и государственно-правовой практики современного федерализма//Право и управление. XXI век, 2007, № 1. // #"#">www.narpolit.com (21.05.2010)

5. Зулькарнай И.У. Россия: федеративное или унитарное государство? Взгляд экономиста/Доклад на заседании Отделения социальных и гуманитарных наук АН РБ 14.10.2009// #"#">Кирдина С.Г. Теория институциональных матриц (пример российского институционализма) // Постсоветский институционализм / Под ред проф. Р.М. Нуреева. - Донецк, 2005// #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Карапетян Л.М.Федеративное устройство Российского государства. - М., 2001. С. 16.

[2] Айбазов Р.У. Генезис теории и государственно-правовой практики современного федерализма//Право и управление. XXI век, 2007, № 1.// #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. -М., 1999// #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">1 Право: Теория и Практика //#"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[4] Глигич-Золотарева М.В. Российский федерализм в XXI веке: новое и хорошо забытое старое//Государство, право, управление. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2008//#"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[5] Кирдина С.Г. Теория институциональных матриц (пример российского институционализма) / Постсоветский институционализм. Под ред проф. Р.М. Нуреева. - Донецк., 2005.// #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[6] Кирдина  С. Г. Институциональные матрицы и развитие России - М.,2000.//#"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[7] идеология, провозглашающая доминирование социальных норм, признающих дополнительный характер всех общественных структур по отношению к личности, права которой имеют безусловный приоритет. Интересы и права личности, возможность ее реализации рассматриваются как более значимые ценности по сравнению с сохранением общественной целостности. См.Кирдина  С. Г. Институциональные матрицы и развитие России/ Терминологический словарь - М., 2000.//#"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[8] экономики, в которых преобладает движение благ и услуг к Центру и от него, независимо от того, идет ли речь о передвижении объектов физически или меняется порядок права их присвоения без каких-либо изменений в действительном размещении ресурса. См.там-же

[9] идеология, которая выражает укоренившееся в обществе осознание того, что приоритетными являются права и интересы социального коллектива или общества в целом по сравнению с правами и интересами отдельной личности.

См.там-же

[10] Кирдина  С. Г. Институциональные матрицы и развитие России - М., 2000.//#"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[11] Глигич-Золотарева М.В. Российский федерализм в XXI веке: новое и хорошо забытое старое//Государство, право, управление. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2008 //#"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[12] Глигич-Золотарева М.В. Российский федерализм в XXI веке: новое и хорошо забытое старое//Государство, право, управление. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2008/ #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[13] Общая теория права и государства. Под ред. проф. Лазарева В.В. - М., 2001. - С.197

[14] См.: Россия: Выборы. Партия. Власть. - М., 1996. - С. 125

[15] Старцев Я.Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах. -М., 2006.//#"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[16] Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. -М., 1999// #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[17] Голованов А. Унитарное против федерального /Народный политолог. 06.06.2009 //www.narpolit.com (21.05.2010)

[18] Зулькарнай И. У. Россия: федеративное или унитарное государство? Взгляд экономиста./Доклад на заседании Отделения социальных и гуманитарных наук АН РБ 14.10.2009// #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[19] Россия XXI века: образ желаемого завтра / Библиотека Института современного развития – М., 2010//#"#_ftnref21" name="_ftn21" title="">[20] Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству. - М., 2002. – С.92-93.

[21] Право: Теория и Практика //#"#_ftnref23" name="_ftn23" title="">[22]Попова А.В. Теория государства и права. Завтра экзамен. – СПб.,2010. С.46

[23] Право: Теория и Практика //http://www.yurclub.ru(31.05.2010)


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях