Транспортные обязательства

Транспортные обязательства

Содержание

 Введение                                                    3

1.      Общие положения о транспортных обязательствах:   

1.1                      Виды транспорта и их организационное построение  5

1.2                      Понятие обязательства перевозки                     7

1.3                      Организационные предпосылки заключения договора перевозки                                                       9

1.4                      Виды договоров перевозки                             15

2.   Договор перевозки грузов:

2.1                      Форма договора перевозки грузов и порядок его заключения                                                    26

2.2                      Субъекты обязательства по грузовой перевозке. Правовое положение грузополучателя                       30

2.3                      Особенности перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, комбинированные перевозки                     40

2.4                      Права и обязанности участников обязательства грузовой перевозки, возникающие до заключения договора перевозки                                                     42

2.5                      Права и обязанности субъектов договора перевозки и грузополучателя                                             43

3.   Ответственность за нарушение обязательства по грузовой перевозке:

3.1                      Условия и особенности ответственности в обязательствах грузовой перевозки                        45

3.2                      Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и грузоотправителя за их не использование                                                46

3.3                      Ответственность за нарушение договора перевозки груза (субъекты, основания, объем)                         48

3.4                     Порядок предъявления претензий и исков по договору грузовой перевозки                                           51

4.   Перевозка пассажиров и багажа                      53

   5.  Решение правовой задачи                             63

6. Заключение                                              65

Список литературы                                        67

Введение

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, жи­вущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфи­ческих услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространст­ве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в со­гласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транс­портная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересован­ное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

В современном обществе существуют несколько вполне самостоятельных видов транспорта. Их подразделение обусловлено различием транспортных средств, которые используются для перемещения груза и пассажиров (воздушное или морское судно, железнодорожный со­став), а также разной естественной средой их эксплуатации (например, реч­ной и морской транспорт).

 

 

 

 

1. Общие положения о транспортных обязательствах:

1.1 Виды транспорта и их организационное построение

 

Транспортное обязательство – это обязательство, в силу которого перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа) пассажир или иное лицо обязуется уплатить вознаграждение за оказанные ему услуги.

Железнодорожная перевозка. Будучи естественной монополией, железная дорога остаётся единственным видом транспорта, состоящим в федеральной государственной собственности. Железные дороги выступают в качестве государственных унитарных предприятий. Управление ими осуществляется федеральными исполнительными органами (прежде всего Министерством путей сообщения России) в централизованном порядке, но с использованием рыночных принципов (ст. 11 Закона о федеральном железнодорожном транспорте). Это определяет специфику договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Перевозка на внутреннем водном транспорте. На речном транспорте перевозки отличаются по видам флота – осуществляемые судоходным и несамоходным флотом, а также на судах смешанного плавания «река-море». Выделяются также прямые и местные (осуществляемые портовым флотом) перевозки. При местных перевозках перевозчиком является порт, во всех остальных случаях пароходство.

Морская перевозка. Перевозка морским транспортом классифицируется на:

а)  внутренние перевозки между портами одного моря (в малом каботаже);

б) внутренние перевозки между портами разных морей (в большом каботаже);

в) перевозки в заграничном сообщении.

Выделяются также местные перевозки (в пределах порта и его акватории).

Воздушная перевозка. Воздушный кодекс разграничивает внутреннюю воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположены на территории России, и международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства (ст. 101 ВК РФ). Кроме того, выделяются местные, прямые и транзитные воздушные перевозки.

В законодательстве о воздушной перевозке выделяются фигуры авиационных предприятий, эксплуатантов и перевозчиков (ст. 61, 100 ВК РФ).

Авиационное предприятие – это юридическое лицо, которое может осуществлять любые виды деятельности, связанные с воздушной перевозкой или выполнением авиационных работ на основании лицензии.

Эксплуатант – это физическое или юридическое лицо имеющее право собственности или иной законный титул (договор аренды и др.) на воздушное судно и использующее его для полетов. Эксплуатант должен обладать особым сертификатом для совершения полетов.

Перевозчик – это эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки на основании соответствующих договоров.

Автомобильная перевозка. На автомобильном транспорте перевозки различаются прежде всего по территориальному признаку, а именно:

а) городские (в пределах черты города, другого населенного пункта);

б) пригородные (за пределы города или другого населенного пункта на расстоянии до 50км включительно);

в) междугородние (за пределы указанных выше населенных пунктов на расстоянии более 50км);

г) межреспубликанские (на территории нескольких субъектов Федерации);

д) международные (ст. 5 Устава автомобильного транспорта РСФСР 1969г.).

1.2 Понятие обязательства перевозки.

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в транспорте. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Её ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникаю при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

Однако не всякое территориальное перемещение объектов или людей с помощью транспортных средств приводит к возникновению обязательства перевозки. Последнее характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно должно быть товарным и строиться на эквивалентно-возмездных началах. Так называемые технологические перевозки, выполняемые собственным транспортом какого-либо лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и др.), не порождают обязательства перевозки. Во-вторых, необходимо учитывать способ перемещения. Перевозку характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, находящихся «на» и «в» самих транспортных средствах (на платформе, на палубе, в вагоне, в каюте, в трюме и т.д.). Если перемещение объекта осуществляется с помощью тяги и толкания (например, баржи или плота с помощью буксира), то возникают особые отношения буксировки. В-третьих, основная часть перевозок осуществляется так называемыми общественными возчиками, специально созданными для оказания транспортных услуг всем и каждому. Их функции объясняются местом транспорта в системе разделения труда. Транспорт – одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а отдельные его виды  обладают естественной монополией (железнодорожный транспорт).

Следовательно, в силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).

Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств. При его осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с транспортными услугами (организационно-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.). Производность таких обязательств не устраняет их самостоятельного юридического значения. Близким по своей природе, но всё же отличным от перевозки является буксировочное обязательство. Таким образом, транспортными обязательствами называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты