Транспортные обязательства

2.4 Права и обязанности участников обязательства грузовой перевозки, возникающие до заключения договора перевозки

Перевозчик обязан доставить вверенный ему отправителем груз в сохранности и своевременно. Используя эту обязанность, он:

1.                                    совершает действия, специально направленные на обеспечение сохранности грузов (например, железная дорога охраняет грузы от похищений), а также устраняет причины, которые могут повлечь утрату, порчу, повреждение груза. Например, ст. 140 КТМ предусматривает право перевозчика уничтожить  легковоспламеняющийся, взрывчатый груз, если он становиться опасным для других грузов;

2.                                    соблюдает условия и режим перевозки отдельных грузов (например, поддерживает температурный режим в вагонах при перевозках скоропортящихся грузов);

3.                                    обращается с грузом в соответствии с указаниями грузоотправителя, сделанными путём нанесения на тару специальной маркировки;

4.                                    применять приёмы и способы вождения транспорта, обеспечивающие безопасность движения и сохранность грузов. Например, увеличение скорости перевозки не всегда оправдано: если, например, на открытом подвижном составе (в кузове автомобиля, в полувагоне) перевозиться распыляющийся груз, это неизбежно приведёт к его потерям;

5.                                    доставляет груз в установленный срок. Сроки исчисляются в сутках, а при авиаперевозках – в часах. Исполняя указанную обязанность, перевозчик доставляет груз по кратчайшему маршруту. Он может, если это не грозит сохранности грузов, увеличить скорость и доставить груз досрочно.

Обязательство признается исполненным своевременно, когда перевозчик в надлежащие сроки не только доставит в пункт назначения, но и до истечения сроков доставки совершит дополнительные действия, предусмотренные транспортным законодательством: выгрузит грузы своими техническими средствами или подаст вагоны на подъездной путь получателя (ст. 39 ТУЖД), уведомит получателя о прибытии в его адрес груза (ст. 111 ВК РФ);

6.                                    выдаёт груз надлежащему получателю, т.е. указанному в транспортной накладной. Выдаётся груз в таком же порядке, в каком он был принят от отправителя. Если вес груза определяется перевозчиком совместно с отправителем, то при выдаче груза его вес определяется совместно. И наоборот, груз выдается без проверки  веса, если при его приёмке вес определяется отправителем без участия перевозчика (например, при погрузке средствами отправителя на его подъездном пути).

Грузоотправитель обязан оплатить перевозку и другие услуги перевозчика. Как правило, перевозка оплачивается до того, как груз фактически доставлен получателю.

Грузоотправитель имеет право переадресовать груз, т.е. изменить грузополучателя, указанного в транспортной накладной, при условии, что груз ещё не выдан получателю (ст. ТУЖД, ст. 91 УВВТ).

Грузополучатель имеет право требовать от перевозчика выдачи ему груза в установленном порядке (с проверкой веса и состояния груза и без неё). Он вместе с тем обязан принять доставленные в его адрес груз, а если сдаётся на станции, в порте (т.е. при отсутствии у него подъездных путей), вывезти груз в надлежащие сроки.

Грузополучатель может отказаться принять груз в случае, когда качество груза по причинам, зависящим от перевозчика, изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного его использования по назначению (ст. 42 ТУЖД, ст. 96 УВВТ, ст. 72 УАТ).

При осуществлении городских и пригородных перевозок автомобильным транспортом получатель может отказаться от принятия груза и тогда, когда вызван причинами, не зависящими от перевозчика (например, из-за аварии в цехе). В этом случае груз переадресовывается отправителем другому получателю и возвращается отправителю (ст. 72 УАТ).

Получатель производит с перевозчиком окончательные расчёты, связанные с перевозкой: он обязан уплатить за перевозку, если это ранее не было сделано отправителем (ст. 36 ТУЖД, ст. 154 КТМ).

3. Ответственность за нарушение обязательства по грузовой перевозке:

3.1 Условия и особенности ответственности в обязательствах грузовой перевозки

 

Имущественная ответственность участни­ков обязательства по перевозке грузов строится на общих принципах ответ­ственности в гражданском праве (гл. 25 ГК). В ст. 793 ГК предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по пе­ревозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодек­сом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Вместе с тем ответственность в обязательствах по перевозке имеет и значи­тельную специфику, отличающую ее от обычной ответственности за нару­шение обязательств. Прежде всего она относится к случаям ограниченной ответственности, сужающей право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут распространяться на упу­щенную выгоду и даже на часть реального ущерба. Кроме того, такая ответ­ственность в значительной мере является односторонне-нормативной: со­глашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и получателя­ми) об ограничении или устранении установленной законом ответственно­сти перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда такие со­глашения допускаются транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 793 ГК). Следовательно, по соглашению сторон уровень ответственности пере­возчика, а также иных субъектов грузоперевозочного обязательства может быть повышен. В транспортных уставах и кодексах принципы ответственно­сти были сформулированы более жестко: недействительными признавались всякие соглашения перевозчиков с клиентурой, которые изменяли (понижа­ли или повышали) или вообще устраняли ответственность какой-либо сто­роны обязательства (ст. 179 УВВТ, ст. 126 УАТ). Таким образом, ответст­венности за нарушение обязательств по перевозке ныне свойственны:

а) ог­раничение права на взыскание части убытков;

б) запрет на уменьшение или устранение нормативной ответственности перевозчика;

в) возможность оп­ределения ее размера и пределов по соглашению сторон в установленных случаях.

3.2 Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и грузоотправителя за их не использование

 

Особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов является также то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок. Такова ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за их неиспользование (ст. 794 ГК). Она может вытекать как из договорного основания (принятой заявки, договора об организации перевозок, чартера), так и из иных основа­ний, предшествующих договору перевозки (административный акт при по­ставках по государственному контракту). По своей природе такая ответст­венность является гражданско-правовой. Ее отличает формальный характер: п. 2 ст. 794 устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступле­нии которых перевозчик или отправитель освобождаются от ответственно­сти за неподачу транспортных средств и их неиспользование (непредъявле­ние груза к перевозке). К их числу относятся:

а) непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожары) и воен­ные действия;

б) прекращение или ограничение перевозки грузов в опреде­ленных направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом;

в) иные случаи, предусмотренные транс­портными уставами и кодексами (прекращение производства на срок не ме­нее трех суток, задержка отправителем судов под разгрузкой и другие специ­фические для отдельных видов транспорта случаи).

Перечень этих обстоятельств в ГК, уставах и кодексах рассматривается как исчерпывающий. Все иные, не попавшие в него обстоятельства, хотя бы их наступление и не зависело от сторон, не освобождают отправителя и пе­ревозчика от ответственности за несовершение действий по организации пе­ревозок. Это означает, что перевозчики и отправители несут ответствен­ность за неподачу транспортных средств и за их неиспользование независи­мо от вины, на началах предпринимательского риска.

3.3 Ответственность за нарушение договора перевозки груза (субъекты, основания, объем)

 

Ответственность по договору перевозки основана на несколько иных ус­ловиях. Прежде всего это касается ответственности перевозчика за несох­ранность груза. Несохранность груза может проявляться в его утрате, недо­стаче и повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность вы­дать груз получателю в течение установленных сроков (30 дней по истече­нии срока доставки или в иной срок). Недостача (частичная утрата) означа­ет наличие разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке и сданного получателю по одной накладной (коносаменту). Порча гру­за—несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. При утрате, недостаче или порче обычно составляется документ о несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и др.). Если такой документ со­ставлен перевозчиком единолично без участия представителей грузовла­дельца, он не имеет заранее установленной силы и оценивается судом наря­ду с другими документами и доказательствами по делу (п. 4 ст. 796 ГК).

Общим условием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является вина, которая презюмируется. В этом проявляется от­клонение от общих правил ответственности коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 401 ГК) и отвеча­ющих на началах риска. Перевозчик же несет ответственность за несохран­ность груза после принятия его к перевозке и до выдачи получателю (иному управомоченному лицу), если не докажет, что утрата, недостача или повреж­дение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК). Таким образом, именно перевозчик должен доказать свою невиновность путем ссылки на од­но из названных обстоятельств, чтобы освободиться от ответственности.

Исключение составляет правило ст. 167 КТМ, в силу которого при мор­ских перевозках (кроме каботажных) перевозчик вообще не отвечает за не­сохранность груза или просрочку в его доставке, если докажет, что утрата (повреждение) груза или просрочка в доставке произошли вследствие дейст­вий и упущений капитана, других лиц судового экипажа или лоцмана в судо­вождении или управлении судном (за так называемую навигационную ошибку), даже когда они обусловлены виновным поведением указанных лиц. Он несет ответственность только за упущения указанных лиц, которые имели место при приеме груза к перевозке, его погрузке, размещении на суд­не, хранении, выгрузке и выдаче (за так называемую коммерческую ошиб­ку). При каботажных перевозках перевозчик на общих основаниях отвечает не только за коммерческие ошибки, но и за ошибки навигационные (ошибки в мореплавании).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты