В Республике Беларусь эти положения закреплены в ст. ст. 11-12 Трудового кодекса (как основные права работников и нанимателей).
Согласно положениям Конвенции №100 государства «поощряют и обеспечивают применение в отношении всех работников принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности».
В данной Конвенции используется понятие «труд равной ценности», которое имеет более широкое значение, чем «равный труд». При применении последнего понятия возможна дискриминация женщин в отношении размера заработной платы, так как женский труд не равен мужскому.
В ст. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь сказано, что «дискриминация в зависимости от пола… запрещается».
В Конвенция №111 термин «дискриминация» понимается в широком смысле и включает «всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального происхождения или социальной принадлежности, приводящее к унижению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий».
Ст. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь запрещает дискриминацию не только в зависимости от пола, как было сказано выше, но и «в зависимости от расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей».
Конвенция №138 обязует государства «осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приёма на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков». Конвенция устанавливает минимальный возраст в 15 лет, но государства, «чьи экономика и система образования недостаточно развиты, могут… установить возраст в 14 лет как минимальный». «Может допускаться приём на работу лиц в возрасте от 13 до 15 лет для лёгкой работы», а «минимальный возраст для приёма на работу, которая может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка, не должен быть ниже 18 лет».
В Республике Беларусь по общему правилу «заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет».
Конвенция №182 под «наихудшими формами детского труда» понимает: все формы рабства или практику, сходную с рабством; использование ребёнка для занятия проституцией или для производства порнографической продукции; использование ребёнка для занятия противоправной деятельностью; работу, которая может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей. В обязанности государств входит принятие мер, необходимых для устранения указанных форм труда.
В Республике Беларусь санкции за использование так называемых наихудших форм детского труда устанавливаются уголовным законодательством.
1.3 Региональные соглашения по вопросам труда
В рамках региональных организаций принимается значительное число нормативных актов, направленных на регулирование труда. Ниже будут рассмотрены только стандарты Совета Европы и Содружества Независимых Государств. Выбор обусловлен тем, что указанные международные организации имеют непосредственное отношение к теме работы.
Основные европейские трудовые стандарты закреплены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и в Европейской социальной хартии 1961 года.
В Европейской конвенции трудовым правам посвящены ст. 4, запрещающая принудительный или обязательный труд, и статья 11, закрепляющая свободу ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.
Основные трудовые права, провозглашённые в Европейской социальной хартии, можно сгруппировать по содержанию в следующие основные группы:
1) право на труд и обеспечение занятости;
2) право на справедливые условия труда;
3) право на безопасные и здоровые условия труда;
4) право на справедливое вознаграждение;
5) право на объединение;
6) право представителей работников;
7) право работников и предпринимателей на коллективные действия;
8) право на коллективные переговоры;
9) охрана труда молодёжи;
10)права беременных женщин и женщин-матерей;
11)право на профессиональную ориентацию;
12)право на профессиональное обучение;
13)права инвалидов;
14)право работников-мигрантов на помощь и защиту;
15)право работников на информацию и консультации;
16)право работников участвовать в определении и улучшении условий труда и производственной среды;
17)право работников на защиту своего достоинства во время работы;
18)право работников с семейными обязанностями.
В Хартии закреплён основной массив европейских норм, регулирующих трудовые отношения, поэтому её можно условно назвать кодексом основных социальных и трудовых прав работников.
В рамках СНГ основными нормативно-правовыми актами в сфере трудовых правоотношений выступают следующие:
1) Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 года, призванное урегулировать вопросы пенсионного обеспечения в рамках СНГ;
2) Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 года, которое регулирует основные направления сотрудничества государств-участников СНГ в области трудовой деятельности и социальной защиты работников-мигрантов и членов их семей.
В рамках СНГ действует также ряд двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве в области охраны труда, о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, и о взаимном признании прав на возмещение вреда, причинённого работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей.
2 Трудовые права белорусских граждан в ФРГ
На сегодняшний день самой распространённой коллизионной привязкой в сфере трудовых отношений является закон страны места работы. По общему правилу под термином «закон страны места работы» понимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся[4]. Вследствие этого объём прав белорусских граждан, занимающихся трудовой деятельностью за рубежом, определяется в соответствии с законодательством тех государств, где такая деятельность осуществляется.
В Республике Беларусь анализ и учёт миграционных процессов ведётся с 1994 года[5]. В 1998 году для урегулирования этой сферы был принят Закон «О внешней трудовой миграции», устанавливающий порядок выезда граждан Республики Беларусь для трудоустройства за границу, привлечения иностранной рабочей силы в Республику Беларусь и определяющий правовые нормы защиты трудящихся-мигрантов». В соответствии со ст. 11 указанного Закона при заключении трудовых договоров на трудоустройство граждан Республики Беларусь за границей должен соблюдаться принцип равенства прав трудящихся-мигрантов с гражданами государства трудоустройства в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
В соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» «белорусские граждане выезжают на работу за границу по визе государства трудоустройства, выданной его дипломатическим представительством или консульским учреждением, и должны иметь трудовой договор с иностранным нанимателем. Рабочая виза, выданная трудящемуся-мигранту, должна давать право не только законного нахождения в иностранном государстве, но и право осуществлять трудовую деятельность у иностранного нанимателя».
Специфика немецкого трудового законодательства состоит в том, что в ФРГ отсутствует единый кодифицированный акт в этой сфере. Трудовые права закрепляются в многочисленных нормативно-правовых актах, в том числе, в Законе о порядке заключения коллективных договоров (Tarifvertragsgesetz), в Законе о рабочем времени (Arbeitszeitgesetz), в Законе о защите трудящихся матерей (Gesetz zum Schutz der erwerbstätigen Mütter) и в иных. Определяющее значение во многих случаях имеют положения трудового договора.
Базовые положения, порядок трудоустройства иностранных граждан в ФРГ урегулированы специальным Законом о пребывании, трудовой деятельности и интеграции на территории ФРГ (Aufenthaltsgesetz).
В соответствии с § 18 Закона при допуске иностранцев к занятию трудовой деятельностью на территории ФРГ необходимо учитывать уровень экономического развития отдельных регионов страны, ситуацию на рынке труда, а также необходимость борьбы с безработицей.
В том же параграфе сказано, что для занятия трудовой деятельностью иностранец должен получить временное разрешение на пребывание (Aufenthaltserlaubnis) либо постоянный вид на жительство (Niederlassungserlaubnis).
Разрешение может быть получено одним из следующих способов:
1) отдел регистрации (Einwohnermeldeamt) или отдел по делам иностранцев (Ausländeramt) выдают разрешение на пребывание (Aufenthaltstitel), наличие которого даёт также право на занятие трудовой деятельностью;
2) заинтересованное лицо может найти работу самостоятельно (посредством газетных объявлений, Интернет-источников, личных рекомендаций, трудовых агентств и т. д.);
3) посредником при трудоустройстве часто выступает Центр по трудоустройству Федерального ведомства по трудовым вопросам (Zentralstelle für Arbeitsvermittlung der Bundesanstalt für Arbeit).
В § 39 Закона о пребывании, трудовой деятельности и интеграции иностранцев на территории ФРГ сказано, что разрешение на пребывание, дающее иностранцу право на занятие трудовой деятельностью, может быть предоставлено только с согласия Федерального ведомства по трудовым вопросам (die Bundesagentur für Arbeit). Однако в Постановлении о допуске иностранцев к занятию трудовой деятельностью (Beschäftigungsverordnung) перечислены виды деятельности, для занятия которыми согласие Федерального ведомства по трудовым вопросам не требуется, в частности, такое согласие не требуется при трудоустройстве выпускников немецких школ для иностранцев (§ 2 Постановления), при осуществлении своей профессиональной деятельности журналистами-сотрудниками информационных служб, известных правительству ФРГ (§ 8 Постановления), а также в иных случаях, когда от соответствующих видов деятельности не предполагается негативных последствий для рынка труда вследствие того, что работа носит индивидуальный характер и не может быть выполнена другими наёмными работниками[6].
В соответствии с § 19 постоянный вид на жительство может быть предоставлен иностранцу, если он является высококвалифицированным специалистом, а именно: учёным, обладающим особыми профессиональными знаниями; преподавателем или научным сотрудником, занимающим высокую должность; специалистом или руководящим сотрудником с особым профессиональным опытом и определённым окладом, минимум вдвое превышающим верхний предел для исчисления страховых взносов в обязательное медицинское страхование (на сегодняшний день минимальный размер оклада в этом случае составляет 84 600 Евро в год[7].