Участие прокурора при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам

Участие прокурора при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам













Участие прокурора при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам



1. Прокурор как субъект хозяйственных отношений


Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь четко регламентирует участие прокурора в хозяйственном процессе.

В соответствии со ст. 6 ХПК право на обращение в хозяйственный суд в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организаций, не являющихся юридическими лицом (в том числе коллективов работников), в случаях, предусмотренных законодательными актами, имеют прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления, иные органы.

Согласно ст. 33 Закона о прокуратуре, ст. 66 ХПК прокурор при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции предъявляет в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты государственных и общественных интересов, в том числе:

– подает заявление об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов или должностных лиц, которыми затрагиваются права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

– предъявляет иск о признании недействительными сделок, совершенных государственными органами, органами местного управления и самоуправления, государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном фонде которых есть доля государственной собственности.

Прокурор при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции вправе предъявить в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия.

Иск (заявление) направляют:

– в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь — Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители;

— в другие хозяйственные суды — Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители.

Прокурор, предъявивший иск (заявление), пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения. Истцом (заявителем) в таком случае является лицо, в целях защиты интересов которого прокурором предъявлен иск (заявление). Если иск (заявление) предъявлен прокурором в целях защиты государственных интересов, то истцом являются Республика Беларусь или административно-территориальные единицы Республики Беларусь в лице соответствующих государственных органов.

Отказ прокурора от предъявленного им иска (заявления) не лишает истца (заявителя) права требовать рассмотрения дела по существу.

Принятый хозяйственным судом отказ истца от иска (заявления), который был предъявлен в целях защиты его интересов прокурором, влечет за собой прекращение производства по делу.

Отказ истца (заявителя) от иска (заявления), заключение мирового соглашения по иску, предъявленному прокурором в целях защиты государственных и общественных интересов, не влекут за собой прекращения производства по делу.

Участие прокурора в рассмотрении дела, возбужденного по его иску (заявлению), обязательно.

Часть 4 ст. 159 ХПК предусматривает, что в заявлении прокурора, обратившегося в хозяйственный суд в защиту государственных или общественных интересов, а также в защиту интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, должно содержаться обоснование того, в чем заключается государственный или общественный интерес, который защищается предъявлением иска, а также ссылка на нарушенное право, акты законодательства.

Прокурор, предъявивший иск (заявление), пользуется правами и обязанностями истца (кроме права на заключение мирового соглашения), в том числе и на обжалование (опротестование) судебного постановления в апелляционном и кассационном порядке.

Отказ истца (заявителя) от иска (заявления), заключение мирового соглашения по иску, предъявленному прокурором в целях защиты государственных и общественных интересов, не влекут за собой прекращения производства по делу. Возбужденное по инициативе прокурора дело рассматривается хозяйственным судом по существу.

В тех же случаях, когда прокурор выступает в целях защиты интересов юридического лица, индивидуального предпринимателя, организации, не являющейся юридическим лицом (в том числе коллектива работников), граждан (ст. 6 ХПК), то он вправе предъявить в хозяйственный суд иск (заявление) только с их согласия. В соответствии со ст. 151 ХПК отсутствие такого согласия или просьбы при рассмотрении иска (заявления), предъявленного прокурором, является основанием для оставления искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения.

Постановление судебного исполнителя, а также его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа хозяйственного суда могут также быть опротестованы прокурором в хозяйственный суд, при котором состоит судебный исполнитель, в порядке, установленном ст. 353 ХПК. Прокурор же в соответствии сост. 349 ХПК осуществляет надзор за законностью исполнения судебных постановлений и иных актов.

В ст. 66 ХПК определено, в какие хозяйственные суды вправе обращаться прокуроры для подачи иска (заявления). При этом право обращения в Высший Хозяйственный Суд закреплено за Генеральным прокурором, прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами и их заместителями. Эти же лица, а также прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители вправе направлять исковые заявления (заявления) в хозяйственные суды областей. Ранее (ст. 47 ХПК 1998 г.) среди прокуроров, имеющих право обращения в хозяйственные суды областей (г. Минска), Генеральный прокурор, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители не назывались.

Соблюдение прокурором досудебного порядка урегулирования спора не обязательно (ч. 4 ст.6 ХП К).

На прокурора не распространяются требования уплаты государственной пошлины (ст. 4 Закона Республики Беларусь «О государственной пошлине»). При принятии решения по делу, возбужденному по заявлению прокурора, государственная пошлина взыскивается с ответчика. При этом если в удовлетворении иска отказано, пошлина с ответчика не взыскивается. Не подлежит взысканию с ответчика пошлина и в том случае, если он в установленном порядке освобожден от уплаты пошлины как ответчик.

В случае отказа прокурора от поддержания предъявленного им в хозяйственный суд иска в интересах или в защиту интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц и когда эти лица сами требуют рассмотрения дела по существу, они должны уплатить пошлину на общих основаниях.

Статьей 66 ХПК установлено, что участие прокурора в рассмотрении дела, возбужденного по его иску (заявлению), обязательно. С этой целью хозяйственный суд оповещает прокурора о времени и месте рассмотрения дела, возбужденного по его исковому заявлению (заявлению).

Деятельность прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства в экономических отношениях определена приказом Генерального прокурора от 27 апреля 2001 г. № 22 «О регламентации деятельности прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства в экономической сфере с целью защиты государственных и общественных интересов, прав и законных интересов субъектов хозяйствования».

Прокурор или его заместитель при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции обращается в хозяйственный суд с иском-(заявлением) в целях защиты интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия.

Право обращения в хозяйственные суды прокуроры должны использовать лишь в том случае, если хозяйственный спор носит принципиальный характер, приобретает большую общественную и государственную значимость, затрагивает интересы крупных трудовых коллективов или значительной части населения, в том числе при установлении недействительности учредительных документов, договоров, актов государственных и иных органов, нарушающих права и интересы субъектов хозяйствования, а также в случаях невыполнения и ненадлежащего выполнения обязательств в пользу государства, нарушений законодательства о земельной реформе,

1 Приказы, указания, распоряжения Генерального прокурора Республики Беларусь, инструкции, положения. 2001-2004 гг. С. 21-25. приватизации, об охране и рациональном использовании окружающей среды, энергопотреблении и др.

Вступивший в хозяйственный процесс путем предъявления иска прокурор является истцом в процессуальном смысле. Он может изменить основание и предмет иска, на нем лежит обязанность обосновывать и доказывать предъявленный иск. Истцом в материально-правовом смысле выступают предприятия, учреждения, индивидуальные предприниматели. Если иск заявлен в защиту государственных интересов, то истцом является Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица в лице органов власти и управления.

Прокурор не является в материально-правовом смысле субъектом спора. Он имеет лишь процессуальный интерес в разрешении спорных правоотношений. Прокурор не обладает правом заключения мирового соглашения.

Требования, предъявляемые к форме и содержанию искового заявления, направляемого в суд лицами, обращающимися за защитой как своего, так и чужого права или охраняемого законом интереса, содержатся в ст. 159 ХПК. В исковом заявлении должны быть указаны:

– наименование хозяйственного суда, в который подается исковое заявление;

– полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса, банковские реквизиты;

– обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

– доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

– расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

– требования истца со ссылкой на акты законодательства, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требования к каждому из них;

– сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором;

– перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

Исковое заявление может содержать заявления об обеспечении иска; о совершении хозяйственным судом действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству; иные сведения, необходимые для правильного разрешения спора.

В исковом заявлении прокурора, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов, обратившихся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами, в целях защиты государственных или общественных интересов, интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц, должны содержаться обоснование, в чем заключается государственный или общественный интерес: указание, какое право нарушено; ссылка на акты законодательства. В случае обращения в хозяйственный суд в целях защиты интересов других лиц, не имеющих доли государственной собственности, к исковому заявлению прилагается письменное заявление, подтверждающее и согласие на предъявление такого иска.

Указываются и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора. Кроме того, в исковом заявлении могут указываться ходатайства об обеспечении иска, о совершении хозяйственным судом действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству, и иные сведения.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты