Если должностные лица или граждане не используют свое право на заявление исков, а того требуют интересы обеспечения законности, прокурор доводит до сведения этих должностных лиц и граждан об их праве обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов и разъясняет, как это сделать. Однако если эти должностные лица и граждане не желают воспользоваться этим правом, прокурор самостоятельно возбуждает производство в суде. Это касается прежде всего таких сфер гражданского судопроизводства, как охрана государственной собственности от противоправных посягательств на нее; возмещение вреда; нарушение законов об охране труда и техники безопасности и т.д.
Прокурор предъявляет иск в случаях, когда нарушенные права и охраняемые законом интересы предприятий и граждан имеют особое общественное значение. Сюда можно отнести иски прокуроров, поводом для которых послужили стихийные бедствия, несчастные случаи с людьми, катастрофы, аварии, когда прокурор обязан принять меры к защите прав и законных интересов пострадавших, а также предприятий и организаций, которым причинен материальный ущерб.
В случаях посягательств на интересы государства путем заключения различного рода договоров и соглашений, когда заведомо государству причиняется материальный ущерб, прокурору необходимо предъявить иск о признании недействительными заключенных договоров и соглашений. Это требование необходимо соблюдать особенно в настоящее время, когда получила широкое распространение деятельность акционерных обществ, коммерческих банков, бирж и т.д. Прокуроры обязаны способствовать судам в оперативном и основанном на законе рассмотрении гражданско-правовых споров, связанных с их деятельностью. Одним из таких средств является предъявление прокурором исков в судебные органы о взыскании с виновных лиц материального ущерба или сумм, полученных в результате неосновательного обогащения.
Форма и содержание искового заявления прокурора должны соответствовать требованиям, изложенным в ст. 109,243 ГПК. В заявлении необходимо указать:
– наименование суда, в который направляется исковое заявление;
– наименование истца, место его нахождения;
– наименование ответчика, его место жительства или, если ответчик является, юридическим лицом, место его нахождения;
– обстоятельства, на которых прокурор основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные прокурором обстоятельства;
– требования истца;
– цену иска, если он подлежит оценке;
– перечень приложений.
Действующий ГПК не называет конкретно, кто из должностных лиц органов прокуратуры вправе подписывать заявление, направляемое в суд. В законе говорится "прокурор".
Однако ст. 3 Закона о прокуратуре разъясняет, что под наименованием "прокурор", если иное прямо не оговорено в законе, следует понимать: действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные и военные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры. В то же время в Законе о прокуратуре предусматривается, что прокурор и его заместитель вправе обратиться с иском (заявлением) в суд (ст. 27), а также четко определен круг должностных лиц, имеющих право принесения протеста на не вступившие в законную силу акты.
Поэтому вопрос об уточнении должностного лица органов прокуратуры, имеющего права на предъявление иска в суд, требует регулирования в процессуальном законе.
В соответствии со ст. 110 ГПК исковое заявление подается в суд с копиями по числу имеющих непосредственный интерес в исходе дела лиц. Судья может в зависимости от сложности и характера дела потребовать от прокурора также копии прилагаемых к нему документов.
Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело, характеризуется некоторыми особенностями, отличающими его от иных лиц, заявляющих иск. В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь от 10 января 1992 г. № 1394-XI1 "О государственной пошлине" прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины. Кроме того, в соответствии со ст. 129 ГП К прокурор, обратившийся с заявлением в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, освобождается и от уплаты издержек, связанных с рассмотрением дела. Ему не может быть отказано в принятии искового заявления. Только в случае, когда у лица, в интересах которого предъявляется иск, нет права на обращение в суд, прокурору может быть отказано в принятии искового заявления.
К прокурору нельзя предъявить встречный иск. Ответчик может предъявить встречный иск лишь к лицу, в интересах которого прокурор предъяви" иск. Решение суда распространяется не на прокурора, а на лицо, в интересах которого заявлен иск.
При предъявлении исков прокурору надлежит исходить из требований закона о подведомственности жалоб судебным органам. Если жалоба о нарушенном праве подведомственна суду, то прокурор вправе предъявить иск. Если нет, то он использует иные средства прокурорского реагирования - протест, представление об устранении нарушений закона и т.д. В соответствии со ст. 37 ГП К судам подведомственны дела:
1) по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин, за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций;
2) по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами;
3) возникающие из административно-правовых отношений;
4) особого производства;
5) приказного производства.
Судам подведомственны и другие дела, отнесенные законодательными актами к их компетенции.
Жалоба на действия должностного лица подается в суд по месту нахождения учреждения, где работает должностное лицо. С жалобой в суд могут обратиться представители общественной организации, если об этом их просит лицо, права которого нарушены. Прокуроры следят за тем, чтобы их полномочия удостоверялись, как того требует ст. 70 ГПК.
Одним из средств прокурорского надзора за исполнением законов в гражданском судопроизводстве является вступление прокурора в рассматриваемый судом спор. Он может сделать это, когда лицо, интересы которого надлежит защищать, неправомочно само обратиться в суд с исковым заявлением. Это касается, прежде всего, интересов несовершеннолетних, когда требуется решить вопрос о лишении родительских прав или об отмене усыновления и т.д.
Предъявлению прокурором иска должна предшествовать всесторонняя и тщательная подготовка исковых материалов. В необходимых случаях требования прокурора должны быть подкреплены соответствующими документами.
Предъявляемый прокурором иск должен быть поддержан им в суде. Однако прокурор "не связан в процессе своей позицией, изложенной в исковом заявлении, и позицией лица, в интересах которого заявлен иск"'. Прокурор как представитель органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, в этих случаях исходит не из интересов лица, а из требований закона. Поэтому если прокурор, исходя из материалов дела, приходит к выводу о необоснованности требований истца, он не только вправе, а обязан отказаться полностью или частично от предъявленного иска. Однако отказ прокурора от иска не лишает заинтересованное лицо права требовать рассмотрения дела (ч. 1 ст. 84 ГПК). Правомерность такого отказа судьей не обсуждается. На основании ходатайства об отказе от поданного искового заявления судья возвращает заявителю поданные им процессуальные документы. В этих случаях возникает вопрос, должен ли судья возвращать процессуальные документы прокурору? Поскольку отказ прокурора от искового заявления не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу (ч. 2 ст. 249 ГПК), то процессуальные документы, поденные прокурором, остаются в деле.
При судебном рассмотрении заявленного иска прокурор процессуально самостоятелен. Как правило, прокуроры поддерживают заявленный иск, но если по обстоятельствам дела необходимо отказаться от исковых требований, либо изменить основания иска, либо снизить размер взыскания, прокурор вправе сделать это.
По заявленному требованию прокурор дает в суде (ст. 286 ГПК) объяснения, которые носят характер утверждения и являются доказательствами. Прокурор вправе представить суду письменные документы. В соответствии с ч. 3 ст. 290 ГПК, участвуя в судебных прениях, прокурор, предъявивший иск, выступает первым.
1.4 Участие прокурора в суде первой инстанции по гражданским делам
Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в судах первой инстанции - существенная гарантия всестороннего, полного и объективного исследования судом фактических обстоятельств, а также вынесения судом законного и обоснованного решения. Однако не все вопросы участия прокурора достаточно полно регламентированы в действующих нормативных правовых актах.
Так, ГПК (ст. 83) предусматривает, что участие прокурора в судебном разбирательстве обязательно:
– в случаях, когда дело возбуждено по заявлению прокурора, а также когда необходимость участия прокурора в данном деле признана судом;
– в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими актами законодательства.
Ни ГПК, ни Генеральный прокурор Республики Беларусь не обязывают прокуроров принимать участие по каждому без исключения гражданскому делу. В этом и нет процессуальной необходимости, так как многие дела по своей фактической стороне не представляют собой особой сложности.
Прокурор вправе принять участие в рассмотрении любого гражданского дела, в то же время он обязан принять участие в процессе, если это будет признано необходимым судом (ст. 83 ГПК). По этому поводу суд выносит специальное определение, которое обязательно к исполнению прокурором. В случае неявки прокурора без уважительных причин суд сообщает об этом вышестоящему прокурору (ч. 12 ст. 282 ГПК).
ГПК устанавливает обязательное участие прокурора при рассмотрении в судах дел:
– по жалобам на неправомерные действия избирательных комиссий (ст. 342 ГПК);
– о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим (ст. 370 ГПК);
– о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным (ст. 375 ГПК);
– о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности (ст. 376 ГПК);
– при направлении гражданина принудительно на судебно-психиатрическую экспертизу по делу о признании недееспособным (ст. 374 ГПК).
Кроме того, согласно ст. 80,84,85,122,137 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье' (далее - КоБС) дела о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, отобрании ребенка, об усыновлении ребенка, отмене усыновления рассматриваются в суде с обязательным участием прокурора.
Прокуроры обязаны принимать обязательное участие в судебном разбирательстве гражданских дел, если такое участие предусмотрено законом, признано необходимым судом, а также дел о восстановлении на работе, выселении без предоставления жилого помещения, об освобождении имущества из-под ареста (исключении из акта описи). Прокурор обязан также принимать участие в рассмотрении дел, возбужденных по его инициативе.
По делам других категорий прокурор принимает участие исходя из актуальности дела, его сложности, общественного и социального значения.
Следует, однако, отметить, что ни ГПК, ни Закон о прокуратуре, ни приказ Генерального прокурора не определяют механизм вступления прокурора в процесс, когда он сам посчитает необходимым обязательно участвовать в деле. Если воспринять возможность прокурора по своей инициативе участвовать в деле как реальную, то такой механизм нужен. Тем более что ст. 81 ГПК предоставляет ему право вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан.