Действовавшая при Алексее Михайловиче система Приказов способствовала формированию службы приставов - должностных лиц административно-полицейского аппарата и непосредственных исполнителей административных и судебных решений. Особенность Приказов как органов государственной власти заключалась в том, что закреплялись принципы бюрократической системы, среди которых важную роль играли: принесение присяги должностными лицами; закрепление особого порядка продвижения по службе; осуществление подготовки кадров. Приставы в системе Приказов, исполняющие судебные решения, рассматривались в качестве технического персонала[13].
При Петре I вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти была сосредоточена в руках царя, который получил титул императора. Ломка приказов, замена их коллегиями привела к изменениям и в системе исполнительного производства. Юстиц-коллегия, ведавшая гражданским судопроизводством, становится важным механизмом использования центральной властью неплатежеспособных должников. Согласно Петровскому указу от 31 января 1783 года во всех губерниях России учреждались работные дома, куда ссылались должники для отработки долга.
Лишение личной свободы должников в дореформенный период было обычным явлением, что существенно ущемляло права граждан. В тюрьму можно было попасть уже за долг в сто - двести рублей на шесть месяцев, более десяти тысяч — на два года, а более ста тысяч — на пять лет.
При Екатерине II в основном законодательном акте «Учреждениях судебных установлений» признавалась такая доктрина, как защита частной или личной безопасности, «почтение к особе ближнего, яко к человеку», «отвращение от угнетения и притеснения». Предполагалось так же «осторожное и милосердное окончание дел», прекращение «злобы, распри и ссор».
Благодаря мужеству Александра I и неутомимому труду Сперанского М.М. 1 января 1832 года Россия получила Свод национальных уставов, который с точностью и ясностью изложил законы, особо выделив гражданские. Свод положил начало науке Русского права. С этого времени появилась возможность создания специальных кафедр по отдельным отраслям русского права в университетах России[14].
В 1833 и 1835 годах были утверждены проекты, ограничивавшие произвол помещиков в отношении крестьян, на основании которых запрещалось представлять и принимать в обеспечение частных долгов крепостных крестьян и дворовых людей без земли. В тех случаях, когда у должника не имелось никакого имущества, а были только крепостные крестьяне без земли, для уплаты долгов эти крепостные отбирались в казну без раздробления семейства. Для погашения долга выдавалась сумма из расчета по 150 рублей за каждую женщину и 300 рублей за каждого мужчину.
Уложение о наказаниях 1845 года в значительной степени облегчило работу суда и привело к некоторому ограничению произвола в избрании меры наказания.
И все же в начале XX века ученые-правоведы, исследуя практику исполнительного производства, все чаше подчеркивают его принудительные функции. Так, Д. Мейер отмечает, что «исполнение судебных решений есть не что иное, как принудительное осуществление того гражданского права, которое в данном случае признано судом: осуществление права и тут выражается в совершении действия, которое является предметом данного права, но совершается оно не самим лицом обязанным, а, за него, органами государственной власти. Способ исполнения решения и есть не что иное, как способы принудительного осуществления признанных судом прав. Таковых способов три:
- передача вещи натурою,
- передача истцу должной суммы, вырученной от продажи имущества ответчика,
- исполнение работ на счет ответчика»[15].
После Октябрьской революции 1917 года Декретом СНК РСФСР о суде №1 от 24 ноября 1917 года была упразднена старая судебная система, в том числе и организация исполнения судебных решений.
Поскольку необходимость в исполнительном производстве оставалась независимо от Декретов, трудящиеся сами создавали необходимые органы по собственной инициативе. В качестве судебных исполнителей теперь выступали либо комиссары, либо органы милиции, волостные и деревенские исполкомы. В Петрограде, например, была учреждена коллегия судебных исполнителей. Их число устанавливалось советами и исполнителями были рабочие и солдатские депутаты. Они находились под непосредственным влиянием и контролем суда. Основным руководством служила инструкция и акты советского судопроизводства.
Декрет СНК о суде №2 признал необходимость «исполнения судебных решений и приговоров, впредь до особого декрета о выборных органах исполнения на основе действовавшего до этого времени порядка». Однако было принято дополнение о замене членов милиции и красной гвардии органами судопроизводства. Декрет СНК №3 от 20 июля 1918 года оставил все без изменения.
Период НЭПа, на наш взгляд, можно рассматривать как этап поиска наиболее приемлемых форм исполнительного производства. Об этом свидетельствует разнообразие подходов к осуществлению исполнительного производства. Так, например, коллегия Верховного суда РСФСР отмечала такие недостатки закона, как неясность, нечеткость, а иногда и отставание от жизни. В этой связи судам приходилось заниматься судопроизводством и исполнительным производством.
Но уже в Основах судоустройства Союза ССР 29 октября 1924 года была определена система органов судебного исполнения. В рамках этой системы предусматривалось, что судебные исполнители должны состоять при губернских судах и вместе с ними обеспечивать возможность конкретного подхода к общим задачам устройства органов исполнения.
Особым этапом в развитии отечественного исполнительного производства является период Великой Отечественной войны. Он существенно изменил финансирование и порядок действия судебных исполнителей[16]. Уже 4 июля 1941 года наркомат юстиции СССР издал приказ № 107, по которому с 1 июля 1941 года выплаты судебным исполнителям исчислялись из сумм, взысканных ими в пользу государственных, кооперативных и общественных организаций по делам о растратах и хищениях. Предусматривалось также премиальное вознаграждение в размере 5 % от взысканных сумм.
Шестидесятые годы XX века занимают особое место в развитии законодательства об исполнительном производстве, его практике, а также научном осмыслении проблем исполнительного производства.
Развитию законодательства во многом способствовала кодификация гражданского процессуального законодательства. В 1964 году был принят новый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, в котором исполнительному производству был посвящен раздел V, регламентирующий вопросы исполнения актов не только судов общей юрисдикции, а также иных юрисдикционных органов. Значение данного раздела сыграло важную роль потому, что в нем определялось процессуальное положение органов исполнения, в число которых входили судебные исполнители, также стороны и другие участники исполнительного производства.
Практика 60-х годов активно использовала Постановление Пленума Верховного суда СССР от 25 марта 1964 года, рекомендовавшего судам привлекать народных заседателей и представителей общественности для помощи судебным исполнителям при исполнении решений о возмещении ущерба. Общественность широко использовалась для проверки своевременности и правильности удержания из зарплаты должника, в обнаружении дополнительных заработков, розыска имущества должника.
В последующие годы исполнительное производство основывалась на ГПК РСФСР 1964 года. Вместе с тем, в 1973 году была принята Инструкция о порядке исполнения судебных решений. Она была утверждена приказом № 7 министра юстиции СССР 24 апреля 1973 года. В августе 1978 года приказом № 11 министра юстиции СССР в Инструкцию были внесены изменения и дополнения[17]. Новая Инструкция была утверждена приказом № 22 Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1985 года и стала носить название «Инструкция об исполнительном производстве». На её основании судебные исполнители назначались на должность и освобождались от должности начальниками управлений (отделов) юстиции администраций субъектов Российской Федерации (п.2 Инструкции о порядке исполнения судебных решений, п.2. Инструкции об исполнительном производстве). Вместе с тем, судебные исполнители состояли в штатах районных (городских) судов и совершали исполнительные действия в пределах территории, на которую распространялась юрисдикция того суда, при котором они состояли. Вся деятельность судебных исполнителей по исполнению судебных и других юрисдикционных актов находилась под контролем судьи, который должен был следить за правильностью и своевременностью исполнения.
В этой обстановке с 6 ноября 1997 года вступили в действие новые Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Эти законы стали реальной юридической основой новой отрасли права. Важной их чертой является выделение нормативной базы исполнительного права в отдельную отрасль.
Новые нормативно-правовые акты позволили выявить ряд правоотношений, которые более детально урегулированы другими Федеральными законами и подзаконными актами. Особое внимание уделено новым формам деятельности судебных приставов-исполнителей, таких, как: обращение взыскания на ценные бумаги, принадлежащие должнику, привлечение специалистов в области оценки имущества и ценных бумаг. Достаточно подробно изложен порядок действий по наложению ареста на ценные бумаги[18].
23 октября 2002 года Государственной Думой принят Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации, в котором содержится раздел VII: «Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов». Нормы нового ГПК в некоторых случаях повторяют положения, установленные Законами «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», а также предусматривают новый перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
1.2 Участники исполнительного производства
Главным сущностным отличием субъекта гражданского исполнительного правоотношения от его участника является то, что последние только лишь способствуют (иногда весьма серьезно) осуществлению принудительного исполнения. Они не имеют собственного интереса в данном процессе: не получают материальных и иных выгод от своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительного документа (как взыскатель), не минимизируют издержки по его исполнению (как должник), не получают вознаграждения, верно и эффективно осуществив свои властные полномочия (как судебный пристав-исполнитель) и не контролируют ход исполнительного процесса как суд. Да, участники вступают в гражданское исполнительное правоотношение, но их участие, как правило, факультативно и достаточно пассивно, оно не определяет характер и содержание конкретного исполнительного процесса. Сказанное не означает, однако, полного отсутствия у участников интереса в результате исполнительного процесса. Такой интерес может быть (и даже часто бывает), но его наличие не определяет место участника гражданского исполнительного правоотношения относительно иных участников и самих субъектов. Разумеется, что заинтересованность участника имеет важное значение и должна учитываться при решении вопросов об оптимизации конкретного исполнительного процесса[19].
Условно участников гражданского исполнительного правоотношения можно подразделить на три большие группы.
Прежде всего, это иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов либо обеспечивающие исполнительные действия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14