Разделяя данную точку зрения, следует обратить внимание на то, что осуществление предпринимательской деятельности общественного объединения граждан без государственной регистрации не может проводиться ни при каких обстоятельствах. Помимо того что в судебном порядке будут взысканы в бюджет полученные средства, еще наступит и уголовная ответственность. На основании ст. 171 УК РФ лицо (лица), осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, подлежит привлечению к уголовной ответственности.
В связи с этим особое внимание привлекает тот факт, что ст. 18 Закона "Об общественных объединениях" признает общественное объединение граждан правосубъектным только с момента государственной регистрации данного объединения как юридического лица, следовательно, и субъектом гражданского права оно может быть признано лишь после государственной регистрации.
Правосубъектность как средство правового регулирования предопределена той важной ролью, которую она играет для обозначения правовых возможностей участников правоотношений. Как в отношении физических (граждан), так и в отношении юридических лиц (организаций) правосубъектность рассматривается как сумма возможностей, закрепленных в правоспособности и дееспособности:
- как возможности правообладания, порождающие в процессе своей реализации на основе юридических фактов конкретные субъективные права и обязанности участников правоотношений (правоспособности);
- как способности своими действиями реализовывать правовые возможности, заключенные в правоспособности, т.е. приобретать права и обязанности, распоряжаться ими, изменять или прекращать их, а также нести предусмотренную законом ответственность в случае совершения гражданского правонарушения (дееспособности).
Категории "правоспособность" и "дееспособность" необоснованно рассматривать в отрыве друг от друга, так как правоспособность, как и дееспособность, составляет одно из проявлений правосубъектности. Как юридические категории "правоспособность" и "дееспособность" взаимодополняют друг друга. Объем содержания дееспособности должен соответствовать объему содержания правоспособности, так как дееспособность рассчитана на осуществление правоспособности. Логические объемы понятий правоспособности и дееспособности являются равновеликими.
Государство определяет условия и средства осуществления предоставленных им субъектам права формальных гражданско-правовых возможностей. Реализация правосубъектности, ее материальный субстрат зависят не только от требований юридических норм, но и от состояния взаимоотношений лица с государством и другими лицами. Гражданская правосубъектность направлена на упорядочение отношений лица с другими лицами. По характеру она является относительно статичной, конкретной правовой связью между лицом и государством, абстрактной - по отношению к другим лицам. По содержанию она представляет собой комплекс принадлежащих лицу формальных правовых возможностей по приобретению, обладанию и распоряжению правами и обязанностями[29].
В научной литературе справедливо отмечается, что межотраслевые связи исполнительного процессуального права и гражданского права обусловливаются следующими обстоятельствами:
- исполнительное производство является средством принудительного исполнения субъективных гражданских прав;
- внутри исполнительного производства используются некоторые гражданско-правовые механизмы, среди которых в первую очередь выделяются правосубъектные гражданско-правовые инструменты[30].
Однако для того чтобы осуществлять принудительное исполнение гражданских прав и обязанностей организации, лицо должно, как минимум, обладать гражданскими правами и обязанностями. Вместе с тем общественное объединение без образования юридического лица не является носителем гражданских прав и обязанностей и в связи с этим не может распоряжаться ими, изменять или прекращать их, а также нести предусмотренную законом ответственность, так как правосубъектность такого объединения возникает только после государственной регистрации как юридического лица. Никаких имущественных прав у данного образования быть не может, так как оно не имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество от имущества граждан, участвующих в данном объединении, и, следовательно, не может отвечать по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В связи с этим представляется, что объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, как "неправосубъектное" образование не может быть ни взыскателем, ни должником, что обусловливает его исключение из числа лиц, участвующих в исполнительном производстве, и внесение соответствующего изменения в п. 1 ст. 49 Закона об исполнительном производстве. Представляется, что включение объединения граждан, не являющегося юридическим лицом, в круг субъектов исполнительно-процессуального права в целях позитивного вмешательства в вопросы совершенствования законодательства в данной сфере следует признать недоразумением.
Глава 2. Процессуальное положение и функции лиц, участвующих в исполнительном производстве
2.1 Права и обязанности лиц, участвующих в исполнительном производстве
Лица, участвующие в исполнительном производстве, - это все те участники исполнительного производства, которые имеют определенную юридическую заинтересованность (материальную и (или) процессуально-правовую) и выступают в исполнительном производстве либо от своего имени, либо от имени других лиц в защиту своих интересов, интересов других лиц, государственных и общественных интересов.
Стороны в исполнительном производстве имеют как права, так и обязанности, которые можно разделить на две группы: общие права и обязанности для обеих сторон и специальные права и обязанности, установленные только для взыскателя или только для должника. Общие права сторон закреплены в п. 1 ст. 50 Закона: знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; представлять дополнительные материалы; заявлять ходатайства; участвовать в совершении исполнительных действий; давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий; возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве; заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) и постановления судебного пристава-исполнителя; заключать мировое соглашение; просить об отложении, приостановлении или прекращении исполнительного производства; ходатайствовать об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения предписаний учредительных документов.
Специальные права не содержатся в какой-либо одной норме Закона. К специальным правам взыскателя следует отнести право просить судебного пристава-исполнителя о немедленном наложении ареста на имущество и денежные средства должника; право получить информацию, где находится исполнительный документ в данный момент (поскольку судебный пристав-исполнитель обязан извещать взыскателя о передаче исполнительного документа другому судебному приставу-исполнителю); право обращаться с заявлением о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа к взысканию; право требовать от должника возмещения расходов по его розыску; право получать от налоговых органов информацию о наличии у должника вкладов на счетах в банках и иных кредитных организациях в соответствии с Приказом МНС России от 23.01.2003 N БГ-3-28/23 "Об утверждении Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю"; право отказаться от взыскания; право отказаться от получения предметов, которые взыскателю должен передать должник на основании исполнительного документа[31].
К специальным правам должника относятся право в течение 5 дней после возбуждения исполнительного производства добровольно исполнить возложенную на него исполнительным документом обязанность; право (только у должника-гражданина) сохранить от взыскания определенное имущество, необходимое для поддержания жизнедеятельности должника и состоящих на его иждивении лиц (ст. 446 ГПК РФ); право указать судебному приставу-исполнителю в ходе описи и ареста имущества те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь (хотя окончательная очередность обращения взыскания определяется судебным приставом-исполнителем); право обратиться в суд с заявлением об отмене ареста имущества.
Что касается обязанностей, то в п. 2 ст. 50 Закона конкретные общие или индивидуальные обязанности не закреплены. Анализ действующего законодательства об исполнительном производстве позволяет сделать вывод о том, что, поскольку основным обязанным лицом в исполнительном производстве является должник, он и несет большую часть обязанностей, предусмотренных для сторон.
Главной обязанностью должника является надлежащее выполнение требований исполнительного документа в добровольном порядке. Согласно ст. 112 Закона с должника, не исполнившего добровольно исполнительный документ в установленный судебным приставом-исполнителем срок (без уважительных причин), взыскивается исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы или стоимости взыскиваемого имущества. По исполнительным документам неимущественного характера в случае неисполнения требований с должника-гражданина взыскивается дополнительно 500 руб., а с организации - 5000 руб. Кроме того, в соответствии со ст. 113 Закона неисполнение без уважительных причин требований неимущественного характера влечет наложение на должника штрафа (помимо взыскания исполнительского сбора)[32].
Другой важной обязанностью должника является предоставление судебному приставу-исполнителю по его требованию достоверной информации о своих доходах и о месте их получения и извещение судебного пристава-исполнителя об изменении места работы или места жительства. В обязанности должника в соответствии со ст. 117 Закона также входит возмещение расходов по совершению исполнительных действий.
Исполнительному праву, так же как и гражданскому процессуальному и арбитражному процессуальному праву, присущ институт представительства. В юридической науке нет единого подхода к институту представительства. Представителю присущи черты как стороны, так и лица, содействующего совершению исполнительных действий. Представительство в исполнительном производстве регламентируется в статьях 53 - 57 Закона. Граждане могут участвовать в исполнительном производстве как самостоятельно, так и через представителей, при этом личное участие гражданина не лишает его права иметь представителя. В определенных случаях привлечение представителей в исполнительное производство является обязательным, в связи с чем представительство может быть законным (обязательным) и добровольным (договорным).
Основанием законного представительства является законодательный акт, издаваемый в тех случаях, когда представляемый не имеет возможности реализовывать свои права и обязанности самостоятельно в силу возраста, физического или психического состояния здоровья (например, представительство недееспособных физических лиц - несовершеннолетних, а также лиц, признанных судом недееспособными либо ограниченными в дееспособности)[33].
Законное представительство может возникнуть в трех случаях:
1) представительство несовершеннолетних лиц осуществляется их родителями, опекунами, попечителями;
2) представительство совершеннолетнего лица, признанного судом недееспособным, осуществляется опекуном, назначенным судебным решением; а лица, признанного ограниченно дееспособным, - попечителем;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11