Во-вторых, суд рассматривает жалобы на действия или бездействие судебного пристава-исполнителя (ст. 121 Закона об исполнительном производстве). В случае подачи жалобы она подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде, в зависимости от вида исполнительного документа, по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в течение 10-дневного срока со дня совершения действия или отказа в совершении действия.
В-третьих, суд рассматривает исковые заявления в случае нарушения требований законодательства об исполнительном производстве. При этом эффективность судебного надзора определяется наличием особой юридической гарантии - гражданской или арбитражной процессуальной формы[47].
Таким образом, судебный надзор в исполнительном производстве включает в себя три направления: принятие судом определений, оказывающих определенное влияние на исполнительное производство; рассмотрение судом жалоб на действия или бездействие судебного пристава-исполнителя; рассмотрение судом исковых заявлений по вопросам исполнительного производства.
Второй процессуальной формой надзора в исполнительном производстве является прокурорский надзор (он будем рассмотрен подробно в п. 2.3 настоящей работы).
Судебный и прокурорский надзор являются важными процессуальными гарантами охраны прав граждан и организаций в исполнительном производстве.
Рассмотренные выше процессуальные формы надзора приобретают большую эффективность в совокупности с внутриведомственным контролем и контролем, осуществляемым другими участниками исполнительного производства.
Надзор осуществляется извне по отношению к объектам иных систем. В нашем случае суд и прокуратура организационно составляют самостоятельную систему и осуществляют надзор не только за действиями судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве, но и за другими сферами правовых отношений. В отличие от надзора, контроль в исполнительном производстве означает совокупность процессуальных средств по обеспечению верховенства закона, защиты прав и интересов граждан и организаций, осуществляемых внутри системы исполнительного производства. При осуществлении контроля в исполнительном производстве используются внутриотраслевые процессуально-правовые средства воздействия.
Первым таким средством выступает внутриведомственный контроль, действенность которого приобретает все большее значение. Повышение роли внутриведомственного контроля связано с тем, что организационно сформировалась новая государственная служба - Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации.
Органы внутриведомственного контроля при осуществлении своих полномочий наделены определенной административной властью.
В настоящее время сформировалась достаточно эффективная система внутриведомственного контроля в рамках службы судебных приставов. Контроль обеспечивается существующей системой соподчинения; главный судебный пристав РФ - главный судебный пристав субъекта РФ - старший судебный пристав - судебный пристав-исполнитель.
Второй формой контроля в исполнительном производстве является контроль, осуществляемый другими участниками исполнительного производства. В качестве контролирующих выступают лица, участвующие в исполнительном производстве: стороны (взыскатель, должник), представители сторон, органы государственного управления и местного самоуправления.
Следует согласиться с тем, что было бы правильным и своевременным полнее провести в законе принцип отделения исполнительного производства от гражданского и арбитражного судопроизводства и в связи с этим освободить суды от приостановления, прекращения, отложения исполнительных действий и подобных обязанностей, связанных с исполнительным производством[48].
Кроме того, наличие контроля, осуществляемого участниками исполнительного производства, также свидетельствует о возможности реализации вышеназванного предложения.
Указанный вид контроля можно свести к двум основным моментам:
лица, участвующие в исполнительном производстве, имеют право подавать жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя;
лица, участвующие в исполнительном производстве, имеют право предъявлять иски по различным обстоятельствам, возникающим в отношениях по принудительному исполнению.
Лица, участвующие в деле, кроме общих прав и обязанностей, указанных в ст. 50 Закона об исполнительном производстве, имеют и исполняют специальные права и обязанности. Например, право обжаловать действия судебного пристава-исполнителя является важной гарантией контроля со стороны лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Вместе с тем следует иметь в виду, что правом подачи жалобы в указанных выше случаях могут обладать и представители сторон, если они имеют на это надлежаще оформленные полномочия.
Вопрос о возможности участия в исполнительном производстве органов государственного управления и местного самоуправления в настоящее время Законом об исполнительном производстве до конца не решен. Однако в случае их признания в качестве особых лиц, участвующих в исполнительном производстве, следует полагать, что органы государственного управления и местного самоуправления будут наделены правами и обязанностями сторон, за некоторым изъятием, а значит, смогут подавать жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.
Кроме возможности подачи жалобы, законом предусмотрено, что если судебный пристав-исполнитель причинил вред гражданам и организациям, то он подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ. Исходя из общих правил гражданского законодательства, в подобных случаях имущественная ответственность возлагается на государство - Российскую Федерацию (ст. 16, 125, 1064, 1071 и др.). От имени Российской Федерации ответчиком выступает не служба судебных приставов, а Минфин России (ст. 1071 ГК РФ).
4) функция содействия исполнительному производству.
Круг лиц, содействующих исполнению судебных актов и актов иных органов, включает в себя работников милиции, лиц и организации, которые осуществляют розыскные и охранные функции, переводчиков, специалистов, в частности, по оценке имущества должника, специализированные организации, реализующие имущество должника.
К примеру, розыск должника гражданина и розыск ребенка осуществляются органами внутренних дел, а розыск должника-организации, имущества должника-организации и имущества должника-гражданина осуществляются ФССП России (как сказано в Законе, "по заявлению взыскателя в соответствии с законодательством Российской Федерации"). Критерий такого разграничения - предмет розыска; органы внутренних дел обеспечивают розыск только физических лиц, а ФССП России обеспечивает розыск имущества.
Имеется неопределенность в вопросе о порядке инициирования розыска имущества, осуществляемого ФССП России. В ч. 4 ст. 65 Закона об исполнительном производстве указано, что такой розыск "осуществляется... по заявлению взыскателя в соответствии с законодательством Российской Федерации". Такой подход идет вразрез с положениями ч. 1 этой же статьи, где заложена модель обязательного объявления розыска либо по заявлению взыскателя, либо по инициативе судебного пристава-исполнителя. Полагаем, что поскольку новый Закон предельно сузил круг взысканий, по которым допускается объявление розыска, то по всем названным в ч. 1 ст. 65 ФЗИП требованиям объявление розыска следует считать обязательным вне зависимости от заявления взыскателя, так как розыск направлен на защиту интересов государства и социально незащищенных лиц. В первом случае взыскатель как конкретное лицо в большинстве ситуаций отсутствует, что затрудняет получение заявления, а во втором - положение взыскателя может быть таким, что он не в состоянии представлять свои интересы в исполнительном производстве в силу возраста или состояния здоровья[49].
Имеется также неопределенность в вопросе организации осуществления розыска органами внутренних дел. Ранее розыск граждан обеспечивали подразделения паспортно-визовой службы МВД России. В связи с прошедшей в марте 2004 г. административной реформой в составе МВД России была образована Федеральная миграционная служба (далее - ФМС России), которой были переданы полномочия в том числе и паспортно-визовых служб. Однако Положением о ФМС России функция розыска на нее не возложена. В то же время необходимость розыска граждан имеется как в гражданском процессе (ст. 120 ГПК РФ), так и в исполнительном производстве (ст. 65 ФЗИП), а общая обязанность по его производству возложена на органы внутренних дел (п. 6 и 14 ст. 10 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции"). Но положениями об отдельных структурных образованиях МВД России функции розыска граждан ни на одно из них не возложены. Таким образом, в этом вопросе очевиден правовой пробел, который в настоящее время восполняется. В качестве временной меры разрешения ситуации приказ МВД России от 30 марта 2006 г. N 217 (п. 13.2) установление местонахождения должников-граждан, объявленных в розыск, возложил на участковых уполномоченных милиции.
Министерство внутренних дел РФ совместно с Министерством юстиции РФ прорабатывают вопрос о создании межведомственной рабочей группы для внесения изменений в действующие законодательные акты относительно наделения ФССП России полномочиями по розыску ответчика, должника-гражданина и ребенка в части, касающейся исполнительного производства. До решения данного вопроса установление лиц, разыскиваемых по исполнительным документам, поручено подразделениям паспортной работы и регистрационного учета населения ФМС России.
2.3 Возможность участия прокурора, органов государственного управления и местного самоуправления
Согласно п. 4 ст. 19 Закона о судебных приставах, надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов судебными приставами.
По сути, в настоящее время существует целое направление прокурорского надзора[50]. Согласимся с тем, что "объектом данного направления надзора являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнительного производства, в первую очередь - законность принимаемых судебными приставами мер и выносимых правовых актов. Но в поле зрения прокуроров должно находиться исполнение судебными приставами и других законодательных актов, нарушение которых возможно в ходе осуществления ими своей деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11