Уголовная ответственность за торговлю людьми в международном праве и уголовном законодательстве Республики Беларусь

Нет ни одной страны, которую не затронуло бы проблема торговли людьми. В 2006 г. UNODC опубликовал доклад «Торговля людьми», который идентифицировал 127 стран, из которых происходит торговля людей, 98 стран-транзитов и 137 стран назначения. Однако, размах, которого достигло это явления, неизвестен. Различные источники дают различные цифры. По некоторым оценкам ежегодно до 4 млн. человек подвергаются торговле людьми. Из них большинство составляют женщины и дети. Несмотря на это, количество мальчиков и мужчин, которые становятся жертвами трафика людьми в целях насильственного труда и других видов эксплуатации, постоянно растет.

Последние доклады Международной организации труда о насильственном труде отмечает цифру в 2,5 млн. человек, подвергавшихся торговле людьми, из которых одна треть – в экономических целях.

Торговля людьми содержится среди преступлений, которые распространяются быстрее других и являются примером глобализации, отражающие экономические, культурные и социальные изменения. Маршруты транзита и тенденции соответствующего явления постоянно меняются.

Торговля людьми, вместе с торговлей наркотиков и оружия является одной из трех основных преступлений, которые приносят огромные прибыли и одновременно являются источником финансирования других преступлений. В соответствии с докладом Европейского Союза об организованной преступности, торговля людьми это бизнес, приносящий ежегодный доход от 8,5 до 12 млн. евро.

Все это указывает на необходимость всеобъемлющего подхода к явлению торговли людьми путем вовлечения всех релевантных субъектов (государственных служащих, неправительственных и международных организаций) и путем ассигнования дополнительных финансовых ресурсов.

Основные предпосылки развития мирового преступного бизнеса торговли людьми:

-  открытие границ и падение «железного занавеса», упрощение выезда в другие страны, сопровождаемое низкой правовой культурой населения;

-  постоянно увеличивающийся разрыв в экономическом и человеческом развитии между «бедными» и «богатыми», «развитыми» и «развивающимися» странами;

-  процессы глобализации – в целом, интернационализация «теневой» экономики – в частности;

-  образование международных преступных группировок;

-  коррупция в государственных органах, сращивание организованной преступности с государственными структурами;

-  вооруженные конфликты.

В 2000 г. Палермским протоколом международное сообщество согласилось с определением – «торговля людьми» – вербовка, перевозка, укрывательство или получение лиц посредством угрозы применения или применения силы либо иных видов принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребление властью или уязвимостью положения.

Этапами торговли людьми являются:

1.                 Вербовка потенциальной жертвы.

2.                 Перевозка жертв к месту эксплуатации.

3.                 Прием жертв и их эксплуатация посредством различных методов и в различных целях.

Каждый этап сопровождается рядом действий, который определяет зависимость жертвы от торговца людьми и поддерживает осуществление процесса торговли людьми.

Вербовка – это первый этап процесса торговли людьми неразрывно связанный с остальными двумя создающий благоприятные условия для реализации последующих двух этапов. Очень часто этот этап может быть предотвращен путем хорошо организованных и доступных широкой общественности информационных компаний, а так же социальной и экономической политикой, преследующая цель обеспечения возможностей для групп риска.

Формы вербовки могут быть классифицированы в зависимости от способа использованного обмана на: вербовку путем полного обмана, вербовку путем частичного обмана и насильственную вербовку.

Первая форма вербовки относится к случаям, когда лицу, обманным путем, обещают трудоустройство или обещание о заключении фальшивого брака. Завербованное лицо убеждено в том, что оно будет работать в определенной области, однако насильственным образом его заставляют заниматься другой деятельностью.

Другая форма вербовки, как правило, включает случаи, когда лицо, хотя и знает специфику деятельности, которой оно будет заниматься, однако его обманывают об условиях, в которых будет осуществляться соответствующая деятельность.

Принудительная вербовка включает случаи похищения, когда жертва никаким образом не может проявить свою волю.

Вербовка может быть осуществлена неизвестными лицами либо лицами, которые являются друзьями, членами семьи жертвы, путем объявлений в средствах массовой информации, либо даже через легальных посредников, таких как туристические фирмы, частных агентств по трудоустройству за рубежом, брачных агентств, либо посредством фирм, предоставляющих возможность обучения за рубежом.

Проанализированные случаи торговли людьми за рубежом, показывают, что процесс вербовки может происходить как на родине жертвы, так и в стране конечного назначения. Чаще всего вербовка происходит на родине жертвы, а затем осуществляется перевозка в другую страну в целях эксплуатации.

Выявлены случаи, когда жертва вербуется на родине и эксплуатируется так же на родине, но в другом населенном пункте. Есть случаи, когда мигранты, прибывшие в страну конечного назначения за свой счет, становятся жертвами торговли людьми из-за уязвимости, вызванной их нерегламентированным статусом. Они становятся жертвами торговли людьми либо в стране назначения, либо торговцы людьми перевозят их в другие страны.

Независимо от форм вербовки, жертвы не знают, какому риску они будут подвержены, в каких условиях они будут работать, какую зарплату они будут получать, а так же тот факт, что их документы, в том числе и проездные, будут изъяты торговцами людьми, а их свобода передвижения будет ограничена. Они не знают, какому насилию будут подвержены, а также последствия этих опытов [19, С. 9].

Эксплуатация является основным элементом торговли людьми. Торговцы людьми вербуют и осуществляют перевозку жертвы в целях эксплуатации и получения прибыли. Эксплуатация жертвы начинается либо в государство – транзит, либо вскоре после прибытия в государство конечного назначения.

Одной из самых известных форм эксплуатации является сексуальная эксплуатация. Несмотря на это, существуют последние данные, которые говорят о случаях эксплуатации посредством принудительного труда в различных областях: сексуальная торговля (услуги эскорта – сопровождения, бордели, квартиры и т.д.), сельское хозяйство и пищевая промышленность, строительная промышленность, гостиницы, рестораны, услуги, касающиеся домашнего хозяйства, текстильная промышленность и т.д.).

Осуществленные исследования доказывают, что кроме секс-индустрии, области, где эксплуатация труда чаще всего используется – это строительство и сельское хозяйство. Исследования Международной организации труда, касающиеся вернувшихся мигрантов, осуществленные в четырех странах Юго-Восточной Европы, отмечают следующие данные. Из 300 эксплуатированных жертв 23% работали в секс-индустрии, 21% в строительной промышленности и 13% – в сельском хозяйстве. Остальные 43% жертв эксплуатировались в таких областях, как переработка продовольственных товаров, в ресторанах, в текстильной промышленности, в домашнем хозяйстве и т.д.

Специальная литература перечисляет пять предполагаемых способов эксплуатации: жертв обманули в том, какой будет их жизнь; жертвы не могут контролировать количество клиентов, которым они предоставляют услуги; жертве не позволяют вести переговоры по сексуальной практике; у жертвы конфискуется заработок; возможность свободного передвижения ограничена путем изъятия документов.

Кроме этого были сформулированы еще четыре ключевых характеристик процесса манипуляции жертвами со стороны торговцев людьми: женщину заставляют заниматься проституцией против своей воли; женщине не разрешают отказываться от занятия проституцией; женщине не разрешают заявлять требования об условиях работы; женщина не получает денежного вознаграждения за занятие проституцией.

Всё это представляет собой эксплуатацию и является составной частью торговли людьми, в том случае, если были использованы средства принуждения. Определение «эксплуатации», из выше перечисленных соображений, предопределяет расширение пределов квалификации случаев торговли людьми, которые охватывают как лёгкие, так и жесткие формы торговли людьми.

Благодаря комплексной природе явления, правоохранительные органы сталкиваются с определёнными проблемами. Одна из них – идентификация жертвы. Другой проблемой, с которой они сталкиваются – это отграничение между уголовно-правовым составом торговли людьми и фактами нерегулируемой миграции, контрабандой мигрантами или проституцией.

С другой стороны правоохранительные органы сталкиваются с отказом жертвы сотрудничать в целях идентификации торговцев людьми с последующей их привлечении к ответственности.

Международное законодательство четко определяет роль правоохранительных органов, уточняя, что они должны защищать жертву, обеспечивая ей право на защиту, безопасность и конфиденциальность. В целях применения таких положений необходимо сотрудничество и координирование этих действий со стороны правоохранительных органов.

Принимая во внимание глобальный характер торговли людьми, Республика Беларусь одна из первых инициировала обсуждение данной проблемы с высокой трибуны ООН. В ходе Саммита ООН в сентябре 2005 г. в Нью-Йорке Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко выступил с инициативой об активизации международных усилий по противодействию торговле людьми.

В развитие этой инициативы Беларусь призвала международное сообщество объединить усилия под эгидой ООН в рамках Глобального партнерства против рабства и торговли людьми в XXI веке, основной задачей которого стало улучшение координации действий всех заинтересованных сторон в сфере борьбы с торговлей людьми: международных межправительственных и неправительственных организаций, стран происхождения, транзита и назначения жертв торговли людьми.

На 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2006 г. Беларусь инициировала успешное принятие резолюции «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми». На 63-й сессии ГА ООН в 2008 г. государствами-членами Организации единогласно одобрена указанная обновленная резолюция. Число ее соавторов увеличилось в 3 раза, что свидетельствует о признании белорусской резолюции в качестве важного механизма международного сотрудничества в сфере борьбы с торговлей людьми.

Одним из практических результатов принятия резолюции стало создание международного координационного механизма по борьбе с торговлей людьми – Межучрежденческой координационной группы (ICAT). Беларусь укрепила деятельность этой группы внесением в конце 2006 г. добровольного взноса в Управление по наркотикам и преступности. Сегодня Межучрежденческая группа успешно развивается и вносит достойный вклад в координацию международной деятельности по противодействию торговле людьми.

Результатом активной совместной работы Правительства Республики Беларусь и Международной организации по миграции стало открытие в июле 2007 г. в Минске Международного учебного центра подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми при Академии МВД. Сегодня на базе Центра осуществляется подготовка как национальных, так и зарубежных специалистов, проводятся круглые столы и семинары.

На основной сессии ЭКОСОС 25 июля 2008 г. по инициативе Республики Беларусь принята резолюция «Укрепление координации деятельности ООН и других усилий по борьбе с торговлей людьми». Эта резолюция призвана укрепить роль Экономического и Социального Совета как одного из главных органов ООН в рассмотрении вопросов борьбы с торговлей людьми и выработки скоординированного всеобъемлющего международного подхода к решению этой проблемы. Резолюция приглашает государства-члены ООН рассмотреть вопрос о разработке стратегии или плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми, а также содержит положения, направленные на дальнейшее укрепление деятельности Межучережденческой координационной группы ООН по борьбе с торговлей людьми.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты