Запрещается заключать договор о трудоустройстве за границей с организациями и гражданами, в том числе иностранными, не являющимися непосредственными нанимателями.
Обладателям соответствующей лицензии вменяется в обязанность заключать с гражданами письменный договор о содействии в трудоустройстве у иностранного нанимателя за пределами Республики Беларусь, включающий обязанность по оказанию помощи в заключении трудового договора (контракта) с иностранным нанимателем.
Исходя из того, что Декретом №3 вводятся новые требования к деятельности по трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей, ранее выданные специальные решения (лицензии) на данный вид деятельности будут действовать до 1 июля 2005 г. При получении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями новых лицензий на осуществление такой деятельности лицензионный сбор не взимается, если срок действия ранее выданных им разрешений истекает после 1 июля 2005 года.
Декретом вводится лицензирование деятельности, связанной со сбором и распространением информации о физических лицах с целью их знакомства («брачных агентств»). Лицензии будут выдаваться Министерством внутренних дел. Лицензированию теперь подлежит работа модельных агентств и организаций, занимающихся подготовкой моделей (демонстраторов одежды). Такая работа рассматривается в качестве работ и услуг, составляющих образовательную деятельность, и лицензируется Министерством образования. При этом установлено, что деятельность различного рода брачных и модельных агентств, в случае ее осуществления без специального разрешения (лицензии), с 1 июля 2005 г. будет являться незаконной.
Декретом регламентируется порядок проведения конкурсных отборов для участия в рекламных проектах либо в целях последующего трудоустройства (кастинг). Право их проведения предоставляется только территориальным органам государственной службы занятости, а также модельным агентствам и иным субъектам хозяйствования, имеющим лицензию на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей.
Декрет №3 преследует своей целью ужесточение уголовной и административной ответственности за нарушение вышеуказанного порядка трудоустройства граждан Республики Беларусь за границей. При этом уголовная ответственность наступает за деятельность, которая не только привела, но и могла привести к торговле людьми. В отдельные составы преступлений выделена торговля людьми и незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан Республики Беларусь за границей.
Сформулируем основные выводы по главе 3:
1. Квалифицированный состав торговли людьми – действия по купле-продаже или иных сделок в отношении человека, совершенные: в отношении заведомо несовершеннолетнего; в отношении двух или более лиц; в целях сексуальной эксплуатации; в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей для трансплантации; группой лиц по предварительному сговору; должностным лицом с использованием своих служебных полномочий; лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 171, 1711, 181, 1811 или 187 УК Республики Беларусь; в целях вывоза потерпевшего за пределы государства; с использованием стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств потерпевшего; путем обмана, злоупотребления доверием или соединенные с насилием, угрозой его применения или иными формами принуждения.
2. Особо квалифицированный состав торговли людьми по части 3 статьи 181 УК Республики Беларусь – деяние, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 181 УК Республики Беларусь: повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжких телесных повреждений, либо иные тяжкие последствия; совершенные организованной группой.
3. Квалифицированный состав статьи 187 УК Республики Беларусь «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей»: незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, совершенные повторно либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 171, 1711, 181 или 1811 УК Республики Беларусь; незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, совершенные организованной группой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня торговля людьми является актуальной проблемой не только для Республики Беларусь, но и для всего мирового сообщества. Это хорошо организованный транснациональный преступный вид деятельности, который приносит огромные доходы криминальным структурам. По оценкам международных экспертов торговля людьми входит в тройку наиболее прибыльных криминальных видов деятельности, наряду с торговлей оружием и наркотиками. Как показывает практика, ни одно государство в мире не в состоянии самостоятельно справиться с этой проблемой. Эффективное и успешное противодействие торговле людьми может быть лишь при тесном взаимодействии государственных структур, международных и неправительственных организаций.
Следственная практика Министерства внутренних дел Республики Беларусь и опыт общественных организаций свидетельствуют о том, что вербовка ведется во всех регионах страны, особенно в областных центpax. В Минской области можно выделить такие «тревожные» города, как Борисов, Жодино, Молодечно, Столбцы; в приграничных Гродненской и Брестской областях — Новогрудок, Слоним, Сморгонь и Барановичи, Пинск, Малорита, Пружаны. Каналы вывоза из Витебской области начинаются в Верхнедвинске и Новополоцке. В Гомельской области вербовщики работают в Калинковичах и Петрикове, в Могилевской – в Бобруйске, Горках, Кировске.
По данным правоохранительных органов, вербовка и вывоз из регионов Беларуси осуществляется в различных направлениях: из Бреста и Гродно – в основном в западноевропейские страны. Каналы вербовки из городов Витебской области ведут преимущественно в Российскую Федерацию. Существуют также прибыльные каналы траффикинга в Израиль, Турцию, Египет, Кипр, ОАЭ, Ливан.
Географическое положение Беларуси привлекает нелегальных мигрантов из Средней Азии, Закавказья, Дальнего Востока и стран бывшего СССР, многие из которых пересекают нашу территорию с надеждой попасть в Западную Европу. По данным Государственного комитета пограничных войск, их число составляет от 20 000 до 100 000 человек. Большинство нелегальных мигрантов – это выходцы из Афганистана, Индии, Пакистана, Шри-Ланки, Вьетнама и Китая, а также граждане бывшего СССР из Транскавказского региона, Средней Азии, Чечни. В данном контексте Беларусь выступает в качестве транзитной страны для потенциальных жертв торговли людьми.
Признавая значимость и актуальность борьбы с торговлей людьми, в том числе детьми, с целью сексуальной эксплуатации, которая создает угрозу сохранению и развитию генофонда нации, в Республике Беларусь сформирована законодательная база по противодействию преступности в данной сфере. Помимо усиления уголовной ответственности, заметно расширен перечень противоправных действий, за которые установлена ответственность не только физических, но и юридических лиц, регламентирован статус жертвы торговли, урегулированы отношения в сфере модельного бизнеса, трудоустройства за границей, рекламной и брачной деятельности. В структуре МВД создана структура специализированных подразделений.
Координатором деятельности всех государственных органов Республики Беларусь по противодействию торговле людьми является Министерство внутренних дел, в системе которого создана структура специализированных оперативных подразделений, включающая три уровня:
- республиканский (управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Министерства внутренних дел Республики Беларусь);
- областной (аналогичные управления главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел Брестского, Витебского, Гомельского, Гродненского, Минского, Могилевского областных исполнительных комитетов, управления внутренних дел на транспорте);
- районный (отделения или группы в 142 управлениях или отделах/отделениях внутренних дел в городах, районах, районах в городах, на транспорте).
Контролирующий орган в рассматриваемой сфере – Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь, которая с участием всех заинтересованных государственных органов ежегодно рассматривает складывающуюся в республике ситуацию и дважды в год докладывает Президенту Республики Беларусь о состоянии дел в сфере противодействия торговле людьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, 1949 год: одобр. резолюцией 317 (IV) Генеральной Ассамблеи от 2 декабря 1949 г.; вступила в силу 25 июля 1951 г. Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2009.
2. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 18 декабря 1979 г.; вступила в силу для Респ. Беларусь 3 сентября 1981 г. Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2009.
3. Конвенция ООН о рабстве от 25 сентября 1926 г., с изм., внесенными Протоколом от 7 декабря 1953 г., вступила в силу для Респ. Беларусь 13 сентября 1956 г. Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2009.
4. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2009.
5. Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми от 16 мая 2005 г. Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2009.
6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48с.
7. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 15 июля 2009 г. Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2009.
8. О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления ответственности за торговлю людьми и иные связанные с ней правонарушения: Закон Респ. Беларусь, 4 мая 2005 г., № 15-З, в ред. Закона от 31 декабря 2006 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2009.
9. О присоединении Республики Беларусь к факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии: Закон Респ. Беларусь, 3 декабря 2001 г., № 65-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2009.
10. О ратификации Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности: Закон Респ. Беларусь, 3 мая 2003 г., № 195-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2009.
11. О ратификации Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности: Закон Респ. Беларусь, 03 мая 2003 г., № 197-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2009.
12. О некоторых мерах по противодействию торговле людьми: Декрет Президента Респ. Беларусь, 9 марта 2005 г., № 3: текст Декрета по состоянию на 15 июня 2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2009.
13. О предотвращении последствий торговли людьми: Указ Президента Респ. Беларусь, 8 августа 2005 г., № 352: в ред. Указа от 12 мая 2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2009.
14. Об утверждении Государственной программы противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2008–2010 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 6 декабря 2007 г., № 624 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2009.
15. О Государственной миграционной программе на 2006–2010 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 8 декабря 2005 г., № 1403: в ред. Постановления от 16 декабря 2008 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2009.
16. Базылева, М. Торговля людьми как сфера теневого бизнеса / М. Базылева // Финансы. Учет. Аудит. – 2004. – № 6. – С. 79-80.
17. Басецкий, И.И. Основные подходы к рассмотрению проблемы торговли людьми: поиск путей решения на современном этапе / И.И. Басецкий, М. П. Шруб // Государственно-правовое строительство в Республике Беларусь в контексте европейских правовых процессов: материалы Междунар. науч. конф.: Гродн. гос. ун-т; редкол.: О.Н. Толочко [и др.]. – Гродно, 2004. – С. 156-159.
18. Бышевская, Е.С. Торговля людьми как одно из преступлений современности / Е.С. Бышевская // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета: сб. науч. трудов / Изд-во СевКавГТУ, вып. 8. – Ставрополь, 2005. – С. 143-150.
19. Гуцу, Д. Законная региональная передовая практика по оказанию помощи жертвам торговли людьми (материал предназначен правоохранительным органам и социальным работникам, вовлечённым в борьбу с торговлей людьми) / Д. Гуцу [и др.], Кишинев, 2007. – 76с.
20. Жинкин, А.А. Торговля людьми и использование рабского труда: проблемы квалификации и соотношение со смежными составами преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / А.А. Жинкин; Кубан. гос. ун-т. – Краснодар, 2006. – 25 c.
21. Ключко, Р. Торговля людьми: признаки состава преступлений и проблемы совершенствования уголовного законодательства Р. Ключко Юстыцыя Беларусі. – 2005. – № 1. – С. 26-28.
22. Ключко, Р.Н. Уголовно-правовые средства борьбы с торговлей людьми Государственно-правовое строительство в Республике Беларусь в контексте европейских правовых процессов: материалы Междунар. науч. конф. / Гродн. гос. ун-т; редкол.: О.Н. Толочко [и др.]. – Гродно, 2004. – С. 115-117.
23. Кузнецова, Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» / Н.Ф. Кузнецова; науч. ред. В.Н. Кудрявцев. – М.: Издательский Дом «Городец», 2007. – 336 с.
24. Марчук, В.В. Торговля людьми: уголовно-правовой анализ и квалификация / В.В. Марчук Судовы веснік. – 2002. – № 4. – С. 41-45.
25. Права человека: Сборник международно-правовых документов / сост.: В. Щербов, А.Селиванов. – Минск: Белфранс, 1999. – 1134 с.
26. Ретнева, Н.И. Торговля людьми: проблема совершенствования национального законодательства Н.И. Ретнева Право Беларуси. – 2004. – № 46. – С. 88-91.
27. Уголовное право. Особенная часть: учеб.; отв. ред. И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов. – М.: Норма, 2008. – 1008 с.
28. Уголовное право. Части Общая и Особенная: курс лекций Г.А. Есаков, А.И. Рарог [и др.]; под. ред. А.И. Рарога. – М.: ТК Велби, 2005. – 480 с.
29. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учеб.; под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. – М.: ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2004. – 742 с.
Размещено на