Уголовная ответственность за вред, причиненный в ходе проведения спортивных соревнований

Н.Г. Помяловский в своем произведении «Поречане» так же говорит о кулачных боях[7]. Согласно истории, на Древнюю Русь постоянно совершали набеги с целью разорения земель воинственные племена. Это были половцы, татары, немецкие рыцари. Можно сказать, что войны шли непрерывно.

Защита земель возлагалась не только на дружинников, то есть профессиональных ратников (в современном понимании – это военные), но и на ополченцев, простых людей, крестьян, ремесленников, торговцев. Поэтому каждый мужчина должен был иметь ратные навыки. Но если для ратников владение оружием было основным способом зарабатывать хлеб, которое он мог совершенствовать каждый день, то для простых людей это было несвойственное занятие. Жизнь заставила найти способ, как сделать мальчишку надежным воином, как поддерживать бойцовскую форму зрелому мужчине. Единственный способ это сделать – практика.[8] Так возникла традиция кулачных боев или поединков.

Говорить о спорте в тот период времени, а мы говорим о 10 веке, было бы глупо. Его в тот период времени просто не существовало. Однако подобие спорта, в современном понимании, зарождалось. Спорт – это достижение определенного результата, рекорда. Иными словами, выявление самого смелого, ловкого, сильного. Победивший в спортивном состязании пользовался определенным почетом и уважением. Теперь проведем аналогию с кулачным боем. В кулачном бою мерились силами, выявляли сильнейшего: у кого из бойцов сильнее удар, и кто сможет устоять против такого удара. Это ни что иное, как бокс в современном понимании.

Сильный человек на Руси всегда пользовался уважением и почетом, а где, как не в поединке, заслужить славу. Многие скажут, что ради славы не стоит получать синяки или бить другого. Но давайте не забывать, что основная цель проведения кулачных боев – это подготовка к будущим сражениям с завоевателями.

В.И. Даль дает такое определение кулачного боя – «драка кулаками, для забавы, из молодечества, где бой шел обычным правилом». Из определения складывается впечатление, что это обыкновенная драка, не имеющая к спорту никакого отношения. Но на самом деле, кулачный бой придерживался определенных правил, нарушать которые было строго запрещено. Вот они:

-   биться по «любви», не иметь «сердца» на противника;

-   лежачего не бить;

-   закладок (тяжелых предметов, увеличивающих силу удара) в руки не брать;

-   мазку (на ком кровь) не бить;

-   ниже пояса не бить[9]

Помимо кулачных боев в истории нашего государства присутствовал еще один вид состязания в силе, ловкости, который был более жесток по своему содержанию, так как заканчивался, как правило, смертью или телесными повреждениями участников. Мы имеем в виду судебный поединок, как спор между двумя сторонами, при котором правоту доказывали состязанием между истцом и ответчиком. Победивший своего противника признавался правым. Упоминания о судебном поединке мы находим в Псковской судной грамоте 1467 года26, Судебнике Ивана 3 1497 года[10].

При всех положительных моментах при занятиях спортом есть один минус – это травматизм. Спорт по своей природе является олицетворением здоровья, поэтому травматизм ему, как правило, не свойственен. Однако некоторые виды спорта прямо предусматривают причинение телесных повреждений. Например, кулачные бои. Нередко данные состязания заканчивались телесными повреждениями, иногда даже смертью, так как нанесение вреда здоровью было одним из условий поединка.

Самое ценное, что есть у человека – это жизнь. Поэтому первоочередная задача государства – это защита жизни и здоровья человека. В процессе исторического развития нашего государства, оно не могло не обращать внимания на проблему причинения вреда жизни и здоровью в спорте, так как развлечение, которое заканчивалось смертью или телесными повреждениями, превращалось из зрелищного в общественно опасное. В главе 22 ст. 20 Соборного уложения 16 июля 1649 года впервые в законодательстве России вводится понятие невиновного причинения вреда, которое исключало уголовную ответственность, хотя, на наш взгляд, случаи освобождения от уголовной ответственности по этому основанию, существовали и до принятия данной нормы. Это положение распространялось и на причинение вреда жизни в кулачных боях: «А будет кто, стреляючи ис пищали, или из лука по зверю, или по птице, или по примете, и стрела или пулька вспловет, и убьет кого за горою, или за городьбою, или кто каким-нибудь обычаем кого убьет до смерти деревом, или камнем, или чем-нибудь не нарочным же делом, а не дружбы и никакия вражды напередь того у того, кто убьет, с тем кого убьет, не бывало, и сыщется про то допряма, что такое убийство учинилось не нарочно, без умышления, и за такое убийство никого смертью не казнити, и в тюрьму не сажати потому, что такое дело учинится грешным делом без умышления».[11]

Артикул воинский Петра 1 также содержал понятие невиновного причинения вреда – артикул 159: «Но весьма неумышленное и ненарочное убийство, у которого никакой вины не находится, оное без наказания отпустится».

Артикул 158 говорит о запрещении поединков (дуэлей). Однако, данное положение никого отношения к спортивным состязаниям не имеет, так как поединок проходил в связи с оскорблением одного лица другим, то есть из-за личных неприязненных отношений.

В 1767 году происходит отграничение преступлений от правонарушений. В первом случае суд определяет наказание на основе законов, а во втором – полиция осуществляет исправление, руководствуясь уставами. О разграничении преступлений и проступков говорит А.Ф. Бернер: «Проступок – это неправда полицейская: нарушение правил, предписанных для охранения определенных законом прав и общественной или же личной безопасности или пользы»[12]

В Уставе Благочиния или полицейского от 8 апреля 1782 году статья 261 вводит ответственность за проведение общенародных игр или забав в городе, без дозволения управы, в виде 3-х дневного содержания на хлебе и воде. Таким образом, последующее проведение народных игр, например, кулачного боя, проходило под контролем полиции, которая, по нашему мнению, следила за соблюдением установленных правил. При этом совершаемое деяние являлось проступком, а не преступлением, так как наказание осуществлялось полицией.

Теория уголовного права того времени считала, что, при добровольном согласии на причинение вреда жизни или здоровью, уголовная ответственность исключалась. Об этом говорит Бернер А.Ф.: «Я могу безнаказанно отрезать себе руку сам или поручить сделать это другому». Он также указывает, что преступление – это бесправное посягательство, т.е. не является преступлением действие посредством которого человек эксплуатирует свое право, например, самоубийство. Данное положение, возможно, относилось и к причинению вреда здоровью при проведении народных забав, так как на участие в этих мероприятиях давалось добровольное согласие.

В Курсе уголовного права того времени под редакцией Фойницкого И.Я., сказано, что при народных забавах лишение жизни является деянием с неосторожной формой вины: «Неосторожность общежитейская, когда лишение жизни произошло от действий непреступных самих по себе, например, от игры загибание калача; здесь полагается арест или тюрьма (1468 уложения)».

Далее И.Я. Фойницкий утверждает, что кулачные бои – это ни что иное, как драка. «Драка есть физическая схватка между двумя или более лицами, которые к ней приступили добровольно». «С внутренней стороны, убийство в драке предполагает отсутствие умысла на убийство: без этого умысла борющиеся должны приступить к драке, и он не должен возникнуть у них в момент самой драки. В противном случае наступает ответственность за умышленное убийство (ст. 1464 Уложения)»47. Виновный в данном случае подлежал ответственности по ст. 1465 Уложения за начавшуюся без всякого намерения на совершение убийства драку, если будет нанесена кому-либо смерть, в виде лишения свободы на срок от 8 месяцев до 1 года 4 месяцев»48. За нанесение повреждений здоровью в драке виновные должны были нести ответственность по ст. 1485 Уложения за неосторожное причинение вреда, при этом ответственность была такой же – от 8 месяцев до 1 года и 4 месяцев. Позиция, на наш взгляд, достаточно спорная, так как драка, в современном понимании, – спор на почве, как правило, личных неприязненных отношений, поэтому телесные повреждения причиняются умышленно.

20 ноября 1864 года был принят Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Запрещенные Уставом под страхом наказания деяния именовались проступками. Однако, нельзя говорить о декриминализации некоторых преступлений, вошедших в Устав из Уложения о наказаниях, а правильнее сказать, что данные преступления не представляли большой опасности[13]. Во втором отделении Устава «О нарушении порядка и спокойствия» в ст. 38 говорится: «За ссоры, драки, кулачный бой или другого рода буйства в публичных местах и вообще за нарушение общественной тишины виновные подвергаются: аресту не свыше семи дней или денежному взысканию не свыше двадцати пяти рублей. Если же в этих нарушениях будет участвовать целая толпа людей, которая не разойдется по требованию полиции, то упорствующие подвергаются: аресту не свыше одного месяца или денежному взысканию не свыше ста рублей; а если необходимо будет прекратить беспорядки силой, хотя и без употребления оружия, то они подвергаются: аресту не свыше трех месяцев или денежному взысканию не свыше трехсот рублей». Согласно этой статье, проведение кулачных боев запрещалось. На наш взгляд, это было вызвано тем, что во время проведения состязаний причинялись многочисленные телесные повреждения, в том числе, и со смертельным исходом, поэтому государственные органы были вынуждены запретить проведение данных состязаний. Однако, применяемое наказание свидетельствует о том, что это деяние является проступком, а не преступлением. Подтверждением служит ст. 3 Уголовного уложения от 22 марта 1903 года: «Преступные деяния, за которые в законе определены как высшее наказание смертная казнь, каторга или ссылка на поселение, именуются тяжкими преступлениями. Преступные деяния, за которые в законе определены как высшее наказание заключение в исправительном доме, крепости или тюрьме, именуются преступлениями. Преступные деяния, за которые в законе определены как высшее наказание арест или денежная пеня, именуются проступками»[14].

Факты проведения этих игр все же имели место. Однако, в том случае, если в играх причинялся вред жизни, то ответственность наступала за неосторожное причинение смерти по ст. 1466 Уложения: «Кто без намерения учинит убийство, дозволит себе какое-либо действие, противное ограждающим личную безопасность и общественный порядок постановлениям, и последствием которого, хотя и неожиданным, причинится кому-либо смерть, то виновные подвергаются заключению в тюрьму от 2-х до 4-х месяцев». А если были причинены телесные повреждения, то, по ст. 1494 Уложения, и наказание соответствует от 2-х до 4-х месяцев тюрьмы или аресту от 7 дней до 3-х месяцев.

Что касается других забав, то, согласно ст. 1468 Уложения, если деяние не запрещено законом, но вред жизни был причинен вследствие неосторожности, то виновный подлежал ответственности: «Если от деяния, законом не воспрещенного и такого рода, что нельзя было с вероятностью ожидать вредных от него последствий, но однако же явно неосторожного, причинится кому-либо смерть, то виновный или виновные в непринятии надлежащих мер предосторожности подвергаются за это, смотря по обстоятельствам дела и сообразно с правилами, означенными в ст. 110 этого Уложения: или заключения в тюрьму на время от 2-х до 4-х месяцев, или аресту на время от 3-х дней до 3-х месяцев». В примечании к данной статье Таганцев Н.С. приводит пример такого случая, когда смерть наступила от народной игры загибание калача, то есть загибание в шутку ног к голове. В случае причинения телесных повреждений, во время таких забав, согласно ст. 1495, ответственность исключалась[15].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты