Уголовно-правовая ответственность за нарушение трудового законодательства России

Однако вне зависимости от указанного пакта забота о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, к которым относятся беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей, составляет социальную функцию государства. В условиях существования рыночных отношений (когда большинство организаций находятся в частной собственности) государство не может возлагать свои функции на руководителей организаций.

Поэтому, на первый взгляд, сохранение уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей ребенка до трех лет, в рыночной экономике социально не обусловлено.

Вместе с тем следует отметить зависимость социально-экономических прав от благосостояния государства, его способности к стабильному экономическому развитию, которая подчеркивается даже в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, где специально установлена обязанность государств обеспечивать полное осуществление соответствующих прав постепенно и в пределах имеющихся ресурсов.

На нынешнем этапе развития в России нет ресурсов, достаточных для полноценной заботы о неконкурентоспособных женщинах. И в этих условиях декриминализировать деяния, предусмотренные ст.145 УК, значило бы оставить беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, без наиболее надежной правовой поддержки[56].

Поэтому декриминализация описанных в этой статье деяний представляется тем более недопустимой в условиях демографической катастрофы, грозящей развалом Российского государства и нации, поскольку установление для этих женщин стабильности на рынке труда является одной из мер, направленных на повышение уровня рождаемости.

Констатируется, что государство находится в сложном положении: с одной стороны - острейшая демографическая проблема, которую необходимо решать уже сегодня, с другой - финансовая невозможность поддерживать женщин, желающих иметь детей, но не имеющих достаточных средств для их содержания. В рамках этой, можно сказать, чрезвычайной ситуации необходима консолидация всех сил общества, и именно поэтому работодатель должен нести перед обществом социальную ответственность, заключающуюся в солидарной с государством обязанности заботиться о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите в связи с беременностью и воспитанием малолетних детей[57].

§ 3. Уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, иных выплат и за нарушение порядка трудоустройства иностранцев

Предусмотренные в статье 145.1 УК РФ деяния представляют общественную опасность тем, что существенным образом нарушают важнейшие конституционные права граждан: на вознаграждение за труд, на пенсионное обеспечение, на образование.

Традиционно при анализе любого преступного посягательства различают его внешние (наблюдаемые со стороны), или иначе - объективные, и внутренние (психические) - субъективные признаки, необходимые и достаточные для квалификации содеянного как преступления.

Это деление носит условный характер, указанные признаки взаимосвязаны и зачастую устанавливаются лишь в сочетании друг с другом. Например, о наличии "иной заинтересованности" как мотива преступления, предусмотренного ст.145.1 УК РФ, можно утверждать лишь при определенном наборе составляющих объективной стороны невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий или иных установленных законом выплат[58].

Согласно ст.8 УК РФ совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, является основанием уголовной ответственности[59].

Объект преступления представляет собой то, на что направлено общественно опасное и противоправное посягательство - те охраняемые уголовным: законом наиболее важные ценности (общественные отношения), которым причиняется в результате преступления вред[60].

Учение об объекте преступления представляет собой одну из самых сложных, но вместе с тем детально разрабатываемых отечественной доктриной уголовного права теоретических конструкций[61]. При всей полемичности определения объекта преступления (общественные отношения, правовая норма в ее реальном бытии, ценность, интерес, правовое благо, человек, субъективное право человека и так далее); бесспорное методологическое и практическое значение имеет принятая в науке классификация объектов преступления: группировки т. н. "по вертикали" и "по горизонтали". Применительно к. ст.145.1 УК РФ значима: классификация; определяющая место объекта конкретного преступления в системе ценностей; охраняемых уголовным законом: и отраженных в нормах Особенной части УК РФ[62].

Статья 145.1 УК РФ включена в главу 19 УК РФ "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина".

Отсюда вытекает следующая система объекта невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат: на уровне раздела - межродовой объект данного преступления, на уровне главы - родовой объект преступления, на уровне статьи - непосредственный объект преступления[63].

Принятое в литературе деление объекта преступления на родовой (по разделу Особенной части УК РФ) и видовой (по главе Особенной части УК РФ) объекты, представляется, менее точным, поскольку раздел по действующему УК РФ предстает неким "искусственным образованием, которое должно было быть насыщено содержанием и его таким содержанием насытили и-... содержание оказалось не соответствующим форме"[64].

Личность как межродовой объект уголовно-правовой охраны является понятием собирательным и охватывает родовые объекты, в том числе конституционные права и свободы (гл. 19) [65].

Представляется, расположение раздела "Преступления против личности" первым в перечне защищаемых нормами Особенной части УК РФ ценностей вовсе не указывает на то, что эти преступления "несравненно опаснее преступлений в сфере экономики" или любых иных расположенных в разделах ниже седьмого раздела Особенной части УК РФ. Так, невыплата заработной платы (ст.1451 УК) является менее опасным преступлением, нежели вымогательство у работника заработанного (ст.163 УК) - если судить по санкциям указанных норм. Более точным видится значение принятой иерархии расположения разделов УК РФ в том, что интересы общества и государства не могут быть поставлены выше интересов личности. При этом очевидно, что действующий уголовный закон; в равной; мере защищает интересы и. личности, и: общества, и государства.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст.145.1 УК РФ являются общественные отношения в сфере социально-экономической политики государства, обеспечивающие каждому:

1) право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37 Конституции РФ),

2) право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни - инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 Конституции РФ) право на образование (ч.1 ст.43 Конституции РФ), реализация которого предполагает стипендиальное обеспечение[66].

Субъект преступления - специальный. Им может быть только руководитель предприятия, учреждения, организации. Данную норму можно рассматривать как специальную по отношению к ст. 201, 285 УК. Поэтому названные статьи не должны вменяться, за исключением случаев реальной совокупности.

Вопрос о тяжести последствий (часть 2 статьи 145.1 УК РФ) решается судом на основе анализа обстоятельств конкретного дела, с учетом продолжительности преступления, количества потерпевших, размера невыплаченных сумм и др.

Статья 322 УК РФ предусматривает, что пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из нее либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев (полтора года) либо лишением свободы на срок до двух лет.

Незаконное пересечение Государственной границы России, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Но действие данной статьи не распространяется на случаи прибытия в РФ с нарушением правил пересечения Государственной границы России иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Под незаконным пересечением понимается фактическое перемещение лица через Государственную границу любым способом (в том числе с использованием транспорта) в любом направлении: а) без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из нее; б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ (ст.11 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе РФ").

Порядок пересечения границы регламентирован и Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", которым определены также действительные документы и порядок получения разрешения.

Так, в соответствии со ст.7 указанного Федерального закона основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ, признаются:

паспорт;

дипломатический паспорт;

служебный паспорт;

паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Описание бланков указанных документов дано в Постановлении Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298.

В соответствии со ст.10 Закона о правовом положении иностранных граждан документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются его паспорт либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:

документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

разрешение на временное проживание;

вид на жительство;

иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Надлежащее разрешение означает, что у лица имеется оформленный в соответствии с законодательством РФ действительный документ на право выезда из России или въезда в Россию, полученный в установленном порядке.

В соответствии со ст.1 Закона "О Государственной границе РФ" Государственная граница РФ - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета.

Преступление считается оконченным с момента фактического пересечения линии Государственной границы РФ. Преступление совершается с прямым умыслом, т.е. лицо осознает общественную опасность незаконного перемещения через границу без действительных документов или надлежащего разрешения и желает это осуществить. Субъектом преступления может быть вменяемое, достигшее шестнадцати лет лицо, являющееся гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства[67].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты