1. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК РФ). Родовым объектом преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие стабильность и нормальное функционирование государственной власти в целом, а также ее отдельных институтов и органов. Видовой объект - основы конституционного строя и безопасность государства.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ выражается в совершении: возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды; унижения национального достоинства; пропаганде исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.
Возбуждение религиозной вражды может выражаться в создании конфликтов между гражданами разных конфессий, которые, в свою очередь, могут сопровождаться физической расправой и ее угрозой, оскорблениями, неприязненно враждебными действиями и т.п.
Действия, направленные на возбуждение религиозной вражды могут заключаться в распространении идей и взглядов, подрывающих доверие и уважение к определенноме вероисповедания, призывов враждебного или дискриминационного характера, надругательстве над религиозными символами, святынями, захоронениями. Поэтому возможна квалификация по совокупности со ст. 244 УК РФ.
Уголовная ответственность за перечисленные в диспозиции деяния, наступает в том случае, если они совершаются публично или с использованием СМИ. Совершение деяний публично означает, что деяния совершаются непосредственно в присутствии третьих лиц либо (в случае письменной формы) в расчете на ознакомление с ними других- лиц впоследствии. В частности, это может быть использование в указанных целях лозунгов, плакатов и т.п.
Использование средств массовой информации предполагает опубликование в печати, радио, ТВ. Распространение литературы, содержащей идеи религиозной вражды образует состав рассматриваемого преступления только при условии направленности этих действий на возбуждение религиозной вражды.
Субъектом преступления выступает физическое вменяемое лицо, достигшее 16-ленего возраста.
Субъективная сторона выражается в прямом умысле. Признаком субъективной стороны является также цель - возбудить религиозную вражду или пропагандировать мнение об исключительности, превосходстве или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии.
Преступление признается оконченным с момента совершения действий указанной направленности при условии публичности или с использованием средств массовой информации.
Часть 2 ст. 282 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за совершение тех же деяний при наличии отягчающих признаков:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) организованной группой.
При квалификации деяния по п. «б» ч.2 ст. 282 УК РФ необходимо иметь в виду, что если при использовании лицом своего служебного положения было нарушено равноправие граждан в зависимости от их отношения к религии, то содеянное следует квалифицировать по совокупности п. «б» ч. 2 ст. 282 и ч. 2 ст. 136 УК РФ.
2. Геноцид (ст. 357 УК РФ). Ст. 357 УК РФ устанавливает ответственность за одно из тягчайших преступлений против человечества - геноцид. Несомненно, что геноцид можно отнести к группе религиозных преступлений только косвенно. Но учитывая, что с объективной стороны преступления геноцид выражается в действиях, направленных на полное или частичное истребление отдельных групп населения, в том числе и по религиозным признакам, целесообразно его включение в группу иных религиозных преступлений. Анализ геноцида с этой позиции проводился нами при характеристике убийства по мотиву религиозной ненависти или вражды.
То есть, к религиозным преступлениям относятся не только преступления, непосредственно совершаемые по религиозным мотивам, выделяемым как квалифицирующие признаки, но и преступления на первый взгляд не имеющий такой мотивации. Возбуждение национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды и геноцид могут совершаться и не имея под собой религиозного основания. Именно по этому их можно включить в группу религиозных преступлений, отнеся к категории «иные». Совершение же по религиозным мотивам, на религиозной почве значительным образом повышает их характер и степень общественной опасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство закрепляет свои отношения с религиозными объединениями и другими субъектами данных отношений прежде всего в конституции и специальном законодательстве о свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях (законодательстве о религиях).
Политика государства в отношении религии находит свое отражение и в других отраслях законодательствах, а также в подзаконных актах. Такой отраслью законодательства можно считать и уголовное законодательство. Специфика регулирования государственно-религиозных отношений посредством уголовно-правовых норм состоит в том, что с одной стороны, с помощью норм уголовного права государство определяет грань дозволенного и запрещенного в данной области общественных отношений, а с другой стороны - охраняет эти отношения посредством установления мер государственного принуждения, отраженных в санкциях уголовно-правовых норм.
В современной России, провозгласившей курс на демократизацию общественных отношений и создание правового государства, коренным образом меняются отношения между государством и церковью. В условиях, когда религия играет все более заметную роль в жизни общества, чрезвычайно актуальной становится задача формирования новой концепции государственно-церковных отношений. Сложность решения этой задачи в России определяется новыми факторами. Прежде всего здесь надо назвать исторический фактор.
Отношения между Православной Церковью и Российским государством строились в различные периоды на разных принципах: союзничества и партнерства; подчинения церковной власти светским властям и полного огосударствления самой церкви, и, наконец, отделения церкви от государства, лишения ее возможности заниматься благотворительной, воспитательной, культурно-просветительской деятельностью и т.д.
Другим фактором следует считать неудовлетворенность существующим законодательством как со стороны верующих, убежденность представителей различных религий в несоблюдении государством принципа равенства всех религий.
В этой связи наиболее эффективное регулирование общественных отношений возможно при взаимодействии религиозных норм с правовыми. Эффективность такого взаимодействия очевидна, поскольку религиозные нормы регламентируют отношения человека с другими людьми и государством, а в данном случае неизбежно пересечение предмета правового и религиозного регулирования. Специфика же последнего состоит в том, что религиозные нормы апеллируют, прежде всего, к религиозному сознанию человека, ценностям, сформировавшимся у него на этой основе, т.е. к самой личности человека, в то время как правовые нормы всегда выступают как внешние рамки, устанавливаемые государством и подкрепляемые его принудительной силой.
Исследование проблемы влияния религии на уголовное право позволило сформулировать следующие выводы:
1. В процессе становления русского уголовного права происходило заимствованием норм византийского права, базирующихся на Ветхом Завете. Постепенно церковь занимает в древнерусском обществе главенствующее место, определяя светскую политику, вместе с тем влияя на развитие норм и институтов уголовного права.
2. С XVI в. в уголовном законодательстве России окончательно сформировалась группа религиозных преступлений (преступлений против государства и церкви). Одним из важных объектов уголовно правовой охраны становится и сама церковь.
4. Развитие современного уголовного права делает необходимым выделение отдельного вида общественно опасных деяний - религиозных преступлений. Религиозными преступлениями следует признавать преступления, направленные против религии, религиозных устоев, а также совершаемые на религиозной почве и по религиозным мотивам. В зависимости от непосредственного объекта религиозные преступления подразделяются на преступления против религии и церкви, нарушения законодательства о религиях. Общеуголовные преступления, совершенные по религиозным мотивам и общеуголовные преступления, совершенные под видом следования религиозным обрядам, а также иные преступления, совершаемые на религиозной почве.
Общий вывод из работы состоит в том, что главной целью уголовного права России на современном этапе его развития является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Для этого государство должно использовать приемы, методы, средства, наиболее эффективные на том или ином этапе развития российского общества. Современное российское общество и российская государственность нуждаются в дополнительном стимулировании к развитию, одним из способов которого может стать переосмысление характера государственно-религиозных отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. // Российская газета от 25 декабря 1993.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 5 января 2006 г. № 11-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 9 января 2006 г. № 13-ФЗ) // Российская газета от 22 декабря 2001 г.
4. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ Об оперативно-розыскной деятельности (в ред. Федерального закона от 2 декабря 2005 г. № 150-ФЗ) // Российская газета от 18 августа 1995.
5. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. - М.: Юрид. литература, 1997.
6. Ласточкина С.Г. Хохлова Н.Н. Сборник Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ по уголовным делам – М.: ТК Велби, 2004.
7. Авакьян СА. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского ун-та. 1999. № 1.
8. Бурковская В. Проблемы вменяемости членов религиозных или общественных объединений, посягающих на личность и права граждан // Уголовное право. 2002. № 1.
9. Волков А.Б. Ветхий завет о жизни и смерти. - М. Без изд., 1996.
10. Володина Н.В., Кулиев И.О. Взаимоотношения государства и религиозных объединений: опыт России и Азербайджана // Государство и право. 2002. №9.
11. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.
12. Галиакбаров P.P. Уголовная ответственность за посягательства на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов. - Омск: Издание Омской высшей школы милиции МВД СССР, 1981.
13. Григоренко А.Ю. Религия, общество, государство в современной России (некоторые аспекты проблемы) // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции. - М.: «Рудолино», 1999.
14. Дешнер К. Криминальная история христианства в 4-х книгах. Книга 1. – М.: Тора, 1996.
15. Иванов A.M. Введение в Церковное право. Учебное пособие. Часть 1. -Владивосток: Издательство Дальневост. ун-та, 2000.
16. Курс уголовного права. Особенная часть. Том 4. Учебник для вузов. Под ред. Г.Н. Борзенкова, B.C. Комисарова. М.: Зерцало, 2002.
17. Комментарий к Конституции Российской Федерации Под общ. ред. Карповича В.Д. - М.: Юрайт - М; Новая Правовая культура, 2002 г.
18. Клочков В.В.Закон и религия: от государственной религии в России в свободе совести в СССР.- М.: Изд-во полит, лит., 1982.
19. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). Под общей ред. В.И. Радченко. - М.: Юстицинформ, 2004.
20. Комисаров В.С. Российское уголовное право. - Спб: Питер, 2005.
21. Курс Российского уголовного права. Особенная часть / Под ред В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова.- М.: Спарк, 2002.
22. Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. 2-е издание – М.: Юрайт-Издат, 2003.
23. Матузова Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. - М., 1999.
24. Рарог А.И. Уголовное право России. Части Общая и Особенная. Учебник для ВУЗов. Изд. 5- М.: Велби, 2005.
25. Томин В.Т. Комментарий к Уголовному кодексу РФ- М.: Юрайт-Издат, 2004.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8