Уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов физических и юридических лиц

Уход от налогов в особо крупном размере под этот критерий не подходит. Граждане и предприниматели смогут избежать тюрьмы, если сумма неуплаченных налогов колеблется от 100 000 до 500 000 рублей. Максимальная сумма ущерба, позволяющая надеяться на раскаяние для руководителей организаций, – от 500 000 до 2 500 000 рублей.

Но, чтобы снять с себя ответственность, платежных поручений на перечисление налогов и заявления будет недостаточно. Нужно прийти с повинной. Это обязательное условие деятельного раскаяния (ст. 75 УК РФ). И сделать это нужно будет до того, как преступление обнаружат. Позже раскаяться не удастся.

Впрочем, у отмены деятельного раскаяния есть и положительная сторона. Если правоохранительные органы выявят налоговое преступление, недоимку в бюджет платить будет не нужно. Причем возможны ситуации, когда штраф заплатить выгоднее, чем налог.

Например, предприниматель Петров осужден за уклонение от уплаты налогов за 2001–2003 годы по статье 198 (часть I) Уголовного кодекса. Сумма, которую Петров не заплатил в бюджет, – 450 000 руб. За это ему вынесен приговор – наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб. Таким образом, совершив преступление, Петров “сэкономил” 150 000 руб. (450000 – 300000).

В то же время особо предприимчивым гражданам следует помнить, что, сэкономив на налогах, они обрекают себя на жизнь с “черным пятном” судимости. Что лучше – каждый должен решить самостоятельно.

Налоговый агент – преступник.

В Уголовном кодексе появилась статья 199.1, карающая налоговых агентов, которые пренебрегают своими обязанностями. А раз появилась новая статья, проверки ФСНЭП МВД России станут более въедливыми. Раньше налоговых агентов можно было штрафовать только по статье 123 Налогового кодекса. Размер штрафа – 20 процентов от суммы, которую надо было перечислить в бюджет.

Теперь, если налоговый агент не удержит налоги, ему грозит уголовное наказание. Критерии отбора “уклонистов” и меры ответственности – те же, что и в статье 199 Уголовного кодекса. Уход от налогов на сумму от 500 000 до 2 500 000 рублей наказывается либо штрафом от 100 000 до 300 000 рублей, либо арестом на шесть месяцев, либо лишением свободы на два года.

“Особо крупное” уклонение карается штрафом до 500 000 рублей или тюрьмой на шесть лет.

Обратите внимание: организации и предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, сохраняют обязанности налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). Таким образом, на них новая статья Уголовного кодекса тоже распространяется.

И еще один важный момент. Меры уголовной ответственности могут применяться только за преступления, связанные с уплатой налогов и сборов. Это следует из новых названий статей 198 и 199 Уголовного кодекса. Уклонение от уплаты пенсионных взносов и взносов на страхование от несчастных случаев уголовному преследованию не подлежит. Ведь ни Налоговый кодекс, ни Закон об основах налоговой системы РФ не относят эти платежи к категории налоговых.

Новый вид преступлений

Раньше в статье 199 Уголовного кодекса состав налогового преступления формулировался таким образом, что толковать его можно было как угодно. Речь идет о пресловутой фразе “уклонение от уплаты налога... иным способом который прошлой весной стал предметом рассмотрения в Конституционном Суде.

Пользуясь столь расплывчатым определением, налоговая полиция (а позже ФСНЭП МВД России) имели возможность открывать уголовные дела даже на те организации, которые просто не успевали вовремя заплатить налоги.

Сейчас нормы об “иных способах” в статье 199 нет. Однако появилась новая статья – 199.2. Она предусматривает наказание для фирм и предпринимателей, скрывающих имущество, за счет которого можно заплатить налоги. Впрочем, наказание по этой статье грозит не всем, а только тем, кто имеет налоговую недоимку.

Вот перечень имущества, на которое могут положить глаз проверяющие (ст. 46, 47, 48 НК РФ):

денежные средства на банковских счетах и в кассе, в том числе и валюта;

служебный автотранспорт;

ценные бумаги;

готовая продукция, сырье, материалы;

станки, оборудование;

здания и сооружения и т.д.

Единственное требование к имуществу – оно должно принадлежать “уклонисту” на праве собственности. Комиссионер или поверенный не могут расплатиться с бюджетом за счет переданных им товаров. На такое имущество действие статьи 199.2 Уголовного кодекса не распространяется. Задолженность по налогам не может быть погашена и за счет личных вещей руководителей организации.

За сокрытие имущества стоимостью более 250 000 рублей грозит штраф от 200 000 до 500 000 рублей или лишение свободы сроком на пять лет.

Обман покупателей легализован?

Из Уголовного кодекса исключена статья 200 “Обман потребителей”. Раньше, чтобы попасть под уголовное преследование по этой статье, достаточно было обсчитать покупателя на 10 рублей. За это грозило два года исправительных работ. А за обсчет покупателей на 100 рублей наказание было как за грабеж – два года тюрьмы.

Теперь обман покупателей будет наказываться только административными штрафами. Организацию могут оштрафовать на 20 000 рублей, а ее руководителя или индивидуального предпринимателя – на 2000 рублей (ст. 14.7 Административного кодекса).

Еще одна статья, оказавшаяся ненужной, – 182 “Заведомо ложная реклама”. Эту статью решено исключить, потому что реально она не работала. Дело в том, что невозможно было объективно посчитать ущерб, который наносила ложная реклама. За нарушение законодательства о рекламе сейчас предусмотрены административные штрафы. Их максимальный размер для организаций – 50 000 рублей, для предпринимателей – 5000 рублей (ст. 14.3 Административного кодекса).

 

2. Классификация способов уклонения от уплаты налогов и сборов

В научной литературе приводится много классификаций способов уклонения, однако, по мнению автора, их можно разделить на два основных: «классический способ уклонения» и «иной» или, по определению профессора П.С. Яни, «безобманный» способ уклонения.

Первоначально диспозиции статей 198 и 199 УК предусматривали ответственность за уклонение, совершенное путем непредставления декларации о доходах, внесения в декларацию (бухгалтерские документы) заведомо искаженных данных, а также за сокрытие других объектов налогообложения. Такая формулировка статей 198 и 199 УК позволяла налогоплательщику подавать налоговые декларации, а также документы бухгалтерской отчетности с отражением в них сведений, соответствующих действительности, и в то же время не уплачивать суммы налогов, исчисленные на основании таких документов (деклараций). В этом случае налогоплательщик обязан был лишь уплатить пени, которые не соответствовали и не соответствуют сейчас реальным процентным ставкам, которые могут обеспечить достаточную компенсацию потерь бюджета. При этом, очевидно, происходит посягательство на те же правоотношения, связанные с формированием государственного бюджета.

Безусловно, «иной способ» в уголовно-правовой норме не означает произвольного усмотрения следователя о наказуемости того или иного деяния. Преступность деяния согласно ст. 3 УК РФ определяется только Уголовным кодексом. Причем не допускается применение уголовного закона по аналогии. Причем в настоящее время не существует и руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по данному вопросу, т.к. Постановление Пленума от 04.07.1997 г. №8 принималось до внесения изменений в статьи 198 и 199 УК РФ.

Представляется, что КС РФ в Постановлении №9-П фактически ушел от рассмотрения вопроса о толковании термина «иной способ». Признав норму ст.199 УК РФ конституционной, КС РФ закрепил ситуацию, позволяющую привлекать к ответственности неограниченный круг должностных лиц хозяйствующих субъектов за любую неуплату налога.

В то же время, КС РФ, признав, что органы предварительного расследования обязаны в каждом конкретном случае доказывать умысел на совершение уклонения от уплаты налога, фактически процитировал Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, таким образом, просто подтвердив то, что никогда и не оспаривалось правоприменительными органами. Данное обстоятельство, т.е. обязанность органов предварительного расследования доказывать умысел на совершение налогового преступления не оспаривалось правоприменителями и подтверждалось судебной практикой и разъяснениями органов прокурорского надзора.

В соответствии с Письмом Прокуратуры г. Москвы от 19.02.2001 г. №36-160-2001 лицо привлекается к уголовной ответственности за неуплату налога в случае совершения таким лицом умышленных действий, направленных на уклонение от уплаты налогов, как то: открытие расчетных счетов в других банках, распоряжение денежными средствами из кассы, использованием счетов аффинированных структур и другими преступными способами. Также должна учитываться реальная возможность налогоплательщика по уплате налогов, наличие отсрочек и реструктуризации задолженности, дебиторской задолженности со стороны государства, решений арбитражных судов и других обременяющих факторов. В противном случае оснований для возбуждения уголовного дела не имеется. Кроме того, по делам такой категории необходимо добиваться проведения исследования документов предприятия – недоимщика по уплате всех видов налогов и расходовании денежных средств в период включительно до начала проверки.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в Определении от 19 ноября 2001 г. по делу Гребенева А.И. отметила, что «действия Гребенева не преследовали цели уклониться от уплаты налогов, их наличие правильно отражалось в налоговой отчетности, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии субъективной стороны вменяемого Гребеневу преступления».

Следует заметить, что подход суда по делу Гребенева необходимо рассматривать скорее как исключение из правил. Обычно суды, рассматривая подобные дела, не обосновывают отсутствие умысла в деянии налогоплательщика только фактом исчисления налога и своевременного представления налоговой отчетности.

Постановление КС РФ №9-П несет скорее отрицательные последствия, поскольку в настоящее время следователи будут руководствоваться признанной соответствующей Конституции РФ формулировкой «иной способ». В то же время, в доказывании умысла у следствия и суда никогда не возникало проблем. Точнее, проблема существует, однако, как правило, наличие умысла скорее презюмируется исходя из внутреннего убеждения следователей и судей, а также из традиционного обвинительного уклона в работе районных судов.

Так что, налогоплательщикам рано праздновать победу, скорее нужно признать поражение в споре о законности расширительного толкования правоприменителями понятия «иного способа».

 

3. Вопросы освобождения от уголовной ответственности за неуплату налогов и сборов


Уголовная ответственность есть правовое явление. Она, как известно, связана с возникающей для субъекта обязанностью отвечать за неправомерно содеянное им в уголовно-правовом порядке.

Освобождение от уголовной ответственности означает выраженное на основании закона в акте компетентного государственного органа решение освободить лицо, совершившее преступление, от обязанности подвергнуться судебному осуждению и претерпеть меры государственно-принудительного воздействия.

В примечании 2 ст. 198 УК РФ предусмотрено специальное основание освобождения виновного лица от уголовной ответственности, если оно впервые совершило преступления, квалифицируемые по ст. 198, 194, 199 УК РФ, способствовало их раскрытию и полностью возместило причиненный ущерб.

Это положение можно рассматривать как специальный случай применения ст. 75 УК РФ. По существу, здесь признается возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты