Уголовное право БССР 1950-1980 гг.
Реферат на тему:
«Уголовное право БССР
1950-1980 гг.»
Минск,2009
История белорусского народа необычайно насыщена как героическими, так и драматическими событиями. Находясь в центре Европы, Беларусь не только испытала положительное влияние соседних народов, но и неоднократно являлась ареной кровавых конфликтов, жестокого противостояния разных государств. И, всё же, несмотря ни на что, трудолюбивый белорусский народ, активный создатель материальных и духовных ценностей, внёс свой ощутимый вклад в развитие европейской и мировой цивилизации.
Особенно значимый вклад наших соотечественников в развитие правовой культуры и юридической мысли феодального государства. Среди таких известных памятников права, как Законы Хаммурапи, Законы Ману, Законы двенадцати таблиц, Кодекс Юстиниана, Русская Правда и др., почётное место принадлежит Статуту Великого княжества Литовского 1588 года. На протяжении 250 лет он являлся действующим законом не территории Беларуси и являлся основой всей правовой системы Великого княжества Литовского.
Характерные черты социально-экономической, политической, культурной жизни белорусского народа и те изменения, которые постепенно происходили в связи с развитием и усложнением исторического процесса, нашли наиболее яркое отражение в истории государства и права. Представление об уровне развития государства и общества, его культуре, месте и роли личности в историческом процессе, в первую очередь, даёт изучение государственно- правовой истории.
Постоянные трансформации государственно- правовой сферы Беларуси требуют совершенствования правовой науки, внесения новых и переоценки сложившихся подходов к праву и государству.
Уголовное право – одна из ведущих отраслей права Республики Беларусь, правовая основа уголовной политики государства в области противодействия преступности средствами уголовной ответственности. Уголовное право – это системообразующая отрасль законодательства, вокруг которой формируются иные отрасли права, обеспечивающие борьбу с преступностью: уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право. Уголовное право как правовая отрасль и как область знания имеет богатую историю, отличается разнообразием научных доктрин и является воплощением достижений современной правовой культуры. Наука уголовного права сформировалась и развивается в тесной взаимосвязи с другими отраслями юридической науки. Знание уголовного права обеспечивает усвоение фундаментальных принципов юридической ответственности как таковой и способствует формированию профессионального правосознания юриста.
А сейчас мы немного более подробно рассмотрим развитие права Белорусской ССР в 1950-1980-е гг.
В середине - второй половине XX века право республики развивалось в русле общесоюзных тенденций. На первом этапе, в конце 40-х – 50-е гг., законодательная власть Белорусской ССР была направлена на восстановление разрушенного войной народного хозяйства, а в последующие годы, как отмечалось в решениях КПСС, на «всестороннее развёртывание и совершенствование социалистической демократии, активное участие всех граждан в управлении государством, руководство хозяйственным и культурным строительством, улучшение работы государственного аппарата».
Законодательство Белорусской ССР этого периода развивалось в основном по трём главным направлениям:
1) на территории БССР действовали общесоюзные нормативные правовые акты;
2) в связи с определённым разграничением компетенции СССР и союзных республик в сфере законодательства Союзом СССР принимались Основы законодательства, устанавливающие основные принципы, понятия и положения соответствующих отраслей права, а согласно этим законам союзные республики принимали новые и пересматривали действующие кодексы и законы;
3) республикой принимались собственные нормативные правовые акты.
Активизации правотворческой деятельности республики в значительной степени способствовали решения XX съезда КПСС, направленные на расширение прав союзных республик в сфере правотворчества. О возросшей законодательной активности свидетельствует большое количество принятых и Президиумом Верховного Совета БССР нормативных правовых актов. С 1959 по 1967 гг. Верховным Советом БССР было принято 124 законодательных акта. Причём если раньше издавались лишь законы о народнохозяйственных планах, государственных бюджетах и утверждались указы Президиума Верховного Совета БССР, то в этот период принимаются законы об охране природы, о порядке отзыва депутатов Верховного Совета, областного, районного, городского поселкового и сельского Совета, о судоустройстве, об адвокатуре, о порядке отзыва судей и народных заседателей, об изменении системы органов управления, подготовлены и вводятся в действие новые кодексы по основным отраслям права и др., т. е. сфера самостоятельного правотворчества БССР существенно расширилась.
В 1957 году в БССР была создана специальная правительственная комиссия, которая руководила разработкой уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального кодексов. Главными источниками, на базе которых разрабатывались данные кодексы БССР, являлись Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, Основы уголовного судопроизводства, принятые в 1958 году, Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик, Основы гражданского судопроизводства (1961 г.)
Первая отрасль права, подвергшаяся существенным преобразованиям,- сфера уголовного права.
В сфере уголовного законодательства в первой половине 50-х гг. в СССР наметилась тенденция ужесточения уголовной ответственности.
Большая роль в развитии уголовного права Белоруссии принадлежала общесоюзным законам. Все изменения и дополнения действовавшего в БССР уголовного законодательства основывались на общесоюзных актах.
Уголовное законодательство развивалось по двум основным направлениям. Значительно усиливалась борьба с наиболее тяжкими и распространенными преступлениями, повышалась уголовная ответственность за их совершение. В то же время несколько сужалась сфера уголовной репрессии за совершение деяний, которые на данном этапе не требовали применения уголовного наказания.
С переходом к мирному строительству Советское государство сочло возможным отказаться от применения смертной казни. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. в стране отменялась смертная казнь, в качестве высшей меры наказания устанавливалось заключение в исправительно-трудовой лагерь сроком на 25 лет.
Однако в последствии ввиду обострения международной обстановки и усиления подрывной деятельности врагов Советского Союза Президиумом Верховного Совета СССР 12 января 1950 г. была вновь введена смертная казнь в отношении изменников Родины, шпионов и диверсантов. В 1954 г. применение смертной казни было распространено на лиц, совершивших умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах. В последующие годы круг деяний, за которые была предусмотрена в качестве меры наказания смертная казнь, расширяется.
В условиях обострения международной обстановки и пропаганды агрессивными империалистическими кругами новой войны важное политическое значение имел Закон о защите мира, принятый Верховным Советом СССР 12 марта 1951 г.
Являясь воплощением высоких принципов советской миролюбивой политики, преследующей цели укрепления мира и дружественных отношений между народами, закон объявлял пропаганду войны, в какой бы форме она ни велась, тягчайшим преступлением против человечества. Лица, виновные в пропаганде войны, подлежали привлечению к уголовной ответственности как тяжкие уголовные преступники.
Усиление борьбы с опасными преступлениями нашло отражение в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1947 г., повысившего ответственность за разглашение сведений и утрату документов, содержащих государственную тайну. За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершенное лицами, которым были доверены эти сведения, предусматривалась ответственность в виде заключения в исправительно-трудовой лагерь от восьми до 12 лет вместо пяти лет по ранее действовавшему закону. Разглашение сведений военного характера военнослужащими наказывалось заключением в исправительно-трудовой лагерь от 10 до 12 лет. Разглашение государственной тайны частными лицами влекло наказание — заключение в исправительно-трудовой лагерь от 5 до 10 лет.
Специально выделялись такие составы преступлений, как утрата должностными лицами и военнослужащими материалов, документов и изданий, содержащих государственную тайну, а также заявка или передача за границу изобретений, открытий и технических усовершенствований, составляющих государственную тайну.
В связи с принятием этого указа были признаны утратившими силу ст. 121-1 и 188 УК БССР, которые предусматривали ответственность за разглашение сведений о Вооруженных Силах и об обороноспособности СССР, составлявших специально охраняемую тайну, а также Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г., предусматривавший ответственность за такого рода преступления.
Важное значение придавалось борьбе с хищениями социалистической собственности. В целях установления единства законодательства об ответственности за хищения и усиления борьбы с этими преступлениями 4 нюня 1947 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества».
Ст. 1 указа устанавливала ответственность (заключение в исправительно-трудовой лагерь на срок от 7 до 10 лет с конфискацией или без конфискации имущества) за кражу, присвоение, растрату или иное хищение государственного имущества. Хищение государственного имущества, совершенное повторно, организованной группой или в крупных размерах, согласно ст. 2 указа, наказывалось заключением в исправительно-трудовой лагерь на срок от 10 до 25 лет с конфискацией имущества.
Ст. 3 и 4 предусматривали ответственность за кражу, присвоение, растрату или иное хищение колхозного, кооперативного или другого общественного имущества — от пяти до восьми лет с конфискацией или без конфискации имущества, а за квалифицированное хищение (совершенное повторно, организованной группой или в крупных размерах) — от восьми до двадцати лет заключения в исправительно-трудовой лагерь с конфискацией имущества.
Указом (ст. 5) впервые была установлена ответственность (лишение свободы от двух до трех лет пли ссылка от пяти до семи лет) за недонесение органам власти о достоверно известном, готовящемся или совершенном квалифицированном хищении государственного или общественного имущества при отягчающих обстоятельствах, указанных в ст. 2 и 4 этого закона.
С принятием Указа от 4 июня 1947 г. прекратили действие все нормы УК БССР об ответственности за хищения государственного или общественного имущества. Утратил силу и Закон от 7 августа 1932 г.
Усиление уголовно-правовой охраны социалистической собственности имело большое значение для успешной борьбы с хищениями государственного и общественного имущества. Однако установление высоких санкций за все виды хищений независимо от их размера вряд ли вызывалось необходимостью и создавало немало трудностей при назначении наказания по делам о незначительных хищениях.
Жизнь настоятельно требовала установления ответственности за мелкое хищение государственного и общественного имущества с пониженной по сравнению с Указом от 4 июня 1947 г. санкцией. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1955 г. впервые совершенное мелкое хищение государственного или общественного имущества наказывалось исправительно-трудовыми работами на срок от шести месяцев до одного года или лишением свободы на три месяца. Мелкое хищение, совершенное повторно, наказывалось лишением свободы на срок от одного года до двух.