Уголовное право БССР 1950-1980 гг.

Уголовное право БССР 1950-1980 гг.















Реферат на тему:

«Уголовное право БССР

1950-1980 гг.»













Минск,2009

История белорусского народа необычайно насыщена как героическими, так и драматическими событиями. Находясь в центре Европы, Беларусь не только испытала положительное влияние соседних народов, но и неоднократно являлась ареной кровавых конфликтов, жестокого противостояния разных государств. И, всё же, несмотря ни на что, трудолюбивый белорусский народ, активный создатель материальных и духовных ценностей, внёс свой ощутимый вклад в развитие европейской и мировой цивилизации.

Особенно значимый вклад наших соотечественников в развитие правовой культуры и юридической мысли феодального государства. Среди таких известных памятников права, как Законы Хаммурапи, Законы Ману, Законы двенадцати таблиц, Кодекс Юстиниана, Русская Правда и др., почётное место принадлежит Статуту Великого княжества Литовского 1588 года. На протяжении 250 лет он являлся действующим законом не территории Беларуси и являлся основой всей правовой системы Великого княжества Литовского.

Характерные черты социально-экономической, политической, культурной жизни белорусского народа и те изменения, которые постепенно происходили в связи с развитием и усложнением исторического процесса, нашли наиболее яркое отражение в истории государства и права. Представление об уровне развития государства и общества, его культуре, месте и роли личности в историческом процессе, в первую очередь, даёт изучение государственно- правовой истории.

Постоянные трансформации государственно- правовой сферы Беларуси требуют совершенствования правовой науки, внесения новых и переоценки сложившихся подходов к праву и государству.

Уголовное право – одна из ведущих отраслей права Республики Беларусь, правовая основа уголовной политики государства в области противодействия преступности средствами уголовной ответственности. Уголовное право – это системообразующая отрасль законодательства, вокруг которой формируются иные отрасли права, обеспечивающие борьбу с преступностью: уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право. Уголовное право как правовая отрасль и как область знания имеет богатую историю, отличается разнообразием научных доктрин и является воплощением достижений современной правовой культуры. Наука уголовного права сформировалась и развивается в тесной взаимосвязи с другими отраслями юридической науки. Знание уголовного права обеспечивает усвоение фундаментальных принципов юридической ответственности как таковой и способствует формированию профессионального правосознания юриста.

А сейчас мы немного более подробно рассмотрим развитие права Белорусской ССР в 1950-1980-е гг.

В середине - второй половине XX века право республики развивалось в русле общесоюзных тенденций. На первом этапе, в конце 40-х – 50-е гг., законодательная власть Белорусской ССР была направлена на восстановление разрушенного войной народного хозяйства, а в последующие годы, как отмечалось в решениях КПСС, на «всестороннее развёртывание и совершенствование социалистической демократии, активное участие всех граждан в управлении государством, руководство хозяйственным и культурным строительством, улучшение работы государственного аппарата».

Законодательство Белорусской ССР этого периода развивалось в основном по трём главным направлениям:

1)                на территории БССР действовали общесоюзные нормативные правовые акты;

2)                в связи с определённым разграничением компетенции СССР и союзных республик в сфере законодательства Союзом СССР принимались Основы законодательства, устанавливающие основные принципы, понятия и положения соответствующих отраслей права, а согласно этим законам союзные республики принимали новые и пересматривали действующие кодексы и законы;

3)                республикой принимались собственные нормативные правовые акты.

Активизации правотворческой деятельности республики в значительной степени способствовали решения XX съезда КПСС, направленные на расширение прав союзных республик в сфере правотворчества. О возросшей законодательной активности свидетельствует большое количество принятых и Президиумом Верховного Совета БССР нормативных правовых актов. С 1959 по 1967 гг. Верховным Советом БССР было принято 124 законодательных акта. Причём если раньше издавались лишь законы о народнохозяйственных планах, государственных бюджетах и утверждались указы Президиума Верховного Совета БССР, то в этот период принимаются законы об охране природы, о порядке отзыва депутатов Верховного Совета, областного, районного, городского поселкового и сельского Совета, о судоустройстве, об адвокатуре, о порядке отзыва судей и народных заседателей, об изменении системы органов управления, подготовлены и вводятся в действие новые кодексы по основным отраслям права и др., т. е. сфера самостоятельного правотворчества БССР существенно расширилась.

В 1957 году в БССР была создана специальная правительственная комиссия, которая руководила разработкой уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального кодексов. Главными источниками, на базе которых разрабатывались данные кодексы БССР, являлись Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, Основы уголовного судопроизводства, принятые в 1958 году, Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик, Основы гражданского судопроизводства (1961 г.)

Первая отрасль права, подвергшаяся существенным преобразованиям,- сфера уголовного права.

В сфере уголовного законодательства в первой половине 50-х гг. в СССР наметилась тенденция ужесточения уголовной ответственности.

Большая роль в развитии уголовного права Белоруссии принадлежала общесоюзным законам. Все изменения и дополнения действовавшего в БССР уголовного законодательства основывались на общесоюзных актах.

Уголовное законодательство развивалось по двум основным направлениям. Значительно усиливалась борьба с наиболее тяжкими и распространенными преступлениями, повышалась уголовная ответственность за их совершение. В то же время несколько сужалась сфера уголовной репрессии за совершение деяний, которые на данном этапе не требовали применения уголовного наказания.

С переходом к мирному строительству Советское государство сочло возможным отказаться от применения смертной казни. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. в стране отменялась смертная казнь, в качестве высшей меры наказания устанавливалось заключение в исправительно-трудовой лагерь сроком на 25 лет.

Однако в последствии ввиду обострения международной обстановки и усиления подрывной деятельности врагов Советского Союза Президиумом Верховного Совета СССР 12 января 1950 г. была вновь введена смертная казнь в отношении изменников Родины, шпионов и диверсантов. В 1954 г. применение смертной казни было распространено на лиц, совершивших умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах. В последующие годы круг деяний, за которые была предусмотрена в качестве меры наказания смертная казнь, расширяется.

В условиях обострения международной обстановки и пропаганды агрессивными империалистическими кругами новой войны важное политическое значение имел Закон о защите мира, принятый Верховным Советом СССР 12 марта 1951 г.

Являясь воплощением высоких принципов советской миролюбивой политики, преследующей цели укрепления мира и дружественных отношений между народами, закон объявлял пропаганду войны, в какой бы форме она ни велась, тягчайшим преступлением против человечества. Лица, виновные в пропаганде войны, подлежали привлечению к уголовной ответственности как тяжкие уголовные преступники.

Усиление борьбы с опасными преступлениями нашло отражение в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1947 г., повысившего ответственность за разглашение сведений и утрату документов, содержащих государственную тайну. За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершенное лицами, которым были доверены эти сведения, предусматривалась ответственность в виде заключения в исправительно-трудовой лагерь от восьми до 12 лет вместо пяти лет по ранее действовавшему закону. Разглашение сведений военного характера военнослужащими наказывалось заключением в исправительно-трудовой лагерь от 10 до 12 лет. Разглашение государственной тайны частными лицами влекло наказание — заключение в исправительно-трудовой лагерь от 5 до 10 лет.

Специально выделялись такие составы преступлений, как утрата должностными лицами и военнослужащими материалов, документов и изданий, содержащих государственную тайну, а также заявка или передача за границу изобретений, открытий и технических усовершенствований, составляющих государственную тайну.

В связи с принятием этого указа были признаны утратившими силу ст. 121-1 и 188 УК БССР, которые предусматривали ответственность за разглашение сведений о Вооруженных Силах и об обороноспособности СССР, составлявших специально охраняемую тайну, а также Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г., предусматривавший ответственность за такого рода преступления.

Важное значение придавалось борьбе с хищениями социалистической собственности. В целях установления единства законодательства об ответственности за хищения и усиления борьбы с этими преступлениями 4 нюня 1947 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества».

Ст. 1 указа устанавливала ответственность (заключение в исправительно-трудовой лагерь на срок от 7 до 10 лет с конфискацией или без конфискации имущества) за кражу, присвоение, растрату или иное хищение государственного имущества. Хищение государственного имущества, совершенное повторно, организованной группой или в крупных размерах, согласно ст. 2 указа, наказывалось заключением в исправительно-трудовой лагерь на срок от 10 до 25 лет с конфискацией имущества.

Ст. 3 и 4 предусматривали ответственность за кражу, присвоение, растрату или иное хищение колхозного, кооперативного или другого общественного имущества — от пяти до восьми лет с конфискацией или без конфискации имущества, а за квалифицированное хищение (совершенное повторно, организованной группой или в крупных размерах) — от восьми до двадцати лет заключения в исправительно-трудовой лагерь с конфискацией имущества.

Указом (ст. 5) впервые была установлена ответственность (лишение свободы от двух до трех лет пли ссылка от пяти до семи лет) за недонесение органам власти о достоверно известном, готовящемся или совершенном квалифицированном хищении государственного или общественного имущества при отягчающих обстоятельствах, указанных в ст. 2 и 4 этого закона.

С принятием Указа от 4 июня 1947 г. прекратили действие все нормы УК БССР об ответственности за хищения государственного или общественного имущества. Утратил силу и Закон от 7 августа 1932 г.

Усиление уголовно-правовой охраны социалистической собственности имело большое значение для успешной борьбы с хищениями государственного и общественного имущества. Однако установление высоких санкций за все виды хищений независимо от их размера вряд ли вызывалось необходимостью и создавало немало трудностей при назначении наказания по делам о незначительных хищениях.

Жизнь настоятельно требовала установления ответственности за мелкое хищение государственного и общественного имущества с пониженной по сравнению с Указом от 4 июня 1947 г. санкцией. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1955 г. впервые совершенное мелкое хищение государственного или общественного имущества наказывалось исправительно-трудовыми работами на срок от шести месяцев до одного года или лишением свободы на три месяца. Мелкое хищение, совершенное повторно, наказывалось лишением свободы на срок от одного года до двух.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты