· справки банка о наличии счета (ов);
· при заключении договора филиалом - подлинника или нотариально заверенной копии доверенности на право заключения договора от имени юридического лица.
Перечень необходимых документов, может быть расширен.
По результатам аукциона или конкурса заключается договор аренды, который является основанием для занятия и использования объектов муниципальной собственности и определяет взаимоотношения Департамента, балансодержателя и арендатора на период действия договора аренды.
Краткосрочный договор аренды заключается на срок менее одного года и не требует государственной регистрации обременения права собственности.
Долгосрочный договор заключается на срок более одного года до пяти лет по решению Департамента имущественных отношений (на срок более пяти лет по решению Главы города) и требует государственную регистрацию права собственности и обременения права собственности [15. С.168].
В работе с долгосрочными договорами при их заключении требуется участие большего числа работников и занимает больше времени, чем по краткосрочным договорам.
Методика расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом утверждается Тюменской городской Думой.
Платежи за пользование муниципальным имуществом направляются в Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени на текущий счет специального назначения для зачисления средств городского бюджета от сдачи в пользование муниципального имущества.
Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени обязан по средствам от арендной платы, поступившим ежедневно производить их перечисление в размере 100% в департамент финансов администрации
г. Тюмени.
В целях сохранения муниципального имущества, сданного в аренду, и получения гарантии возмещения убытков от возможных аварий систем коммуникаций, пожаров, катастроф, а также причинения вреда третьими лицами (кражи, хищения) муниципальное имущество, сданное в аренду, подлежит страхованию.
Движимое муниципальное имущество, переданное в аренду, подлежит страхованию в случаях, если его стоимость не менее 20 минимальных размеров оплаты труда, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
2.3 Учет объектов муниципального имущества, находящихся в муниципальной собственности г. Тюмени
Учет имущества, находящегося в муниципальной собственности города Тюмени, осуществляется Администрацией города Тюмени в Реестре
Муниципальной собственности [9].
Функции учета собственности муниципального образования город Тюмень возложены на структурное подразделение администрации города Тюмени – Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени.
В соответствии с действующим Положением о реестре муниципальной собственности, утвержденным распоряжением Администрации города Тюмени от 09.08.2002 №2685, первичными объектами учета реестра муниципальной собственности г.Тюмени являются имущественные комплексы муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, подразделений администрации г.Тюмени и находящиеся в муниципальной собственности г.Тюмени акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ.
К вторичным объектам учета отнесены объекты, включаемые в имущественные комплексы предприятий, учреждений, подразделений администрации:
· недвижимое имущество, в том числе незавершенное строительством;
· муниципальный жилищный фонд;
· земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г.Тюмени.
В настоящее время в реестр муниципальной собственности г.Тюмени внесены 231 объект первичного и 7617 объектов вторичного учета. При этом в число объектов вторичного учета жилищного фонда включены квартиры.
Управление муниципальной собственностью характеризуется высоким уровнем мобильности, отсюда необходимость отслеживания юридической судьбы каждого объекта недвижимости. И именно по этой причине формирование реестра муниципальной собственности идет по пути увеличения числа самостоятельных объектов учета. В этой связи, инженерные сети так же включаются самостоятельными объектами учета.
Таким образом, в настоящее время в реестр муниципальной собственности включено:
· 3339,3 км сетей теплоснабжения, водопровода, канализации, электроснабжения и газоснабжения т.е. в общей сложности около 90% инженерной инфраструктуры города;
· 3285 жилых домов;
· 3146 нежилых сооружений, в том числе нежилых помещений 1234, 1912 отдельно стоящих зданий, сооружений;
· 5 земельных участков.
Особое место в системе учета муниципальной собственности занимает надлежащее оформление права собственности на муниципальную недвижимость. В настоящее время право муниципальной собственности оформлено надлежащим образом только на 30% объектов.
Причинами такого положения дел является и отсутствие технической документации на недвижимое имущество, и неоформленность земельных участков, и, в конечном итоге, отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности.
Действующим положением о реестре муниципальной собственности г.Тюмени, предусмотрен порядок предоставления информации об объектах учета реестра муниципальной собственности заинтересованным лицам. На основании запроса о предоставлении информации о муниципальной собственности, заинтересованные лица получают соответствующие сведения из реестра муниципальной собственности города Тюмени. Так, например, в 2005 году выдано 11 190 выписок из РМС и 600 справок об объектах учета.
В настоящее время Департаментом имущественных отношений открыт конкурс на поставку и внедрение информационной системы «Реестр муниципальной собственности г. Тюмени», содержащей актуальную информацию об объектах муниципальной собственности, что повысит эффективность управления муниципальной собственностью.
ИС «Реестр муниципальной собственности г. Тюмени» должна обеспечить органы местного самоуправления интегрированной информацией, необходимой для:
- осуществления комплексного анализа муниципальной собственности с целью эффективного управления ею;
- оценки объектов недвижимости с целью повышения доходной части бюджета;
- улучшения инвестиционного климата путем обеспечения инвесторов достоверной информацией для принятия решений[10].
ИС «Реестр муниципальной собственности г. Тюмени» должна автоматизировать технологические процессы ведения учета муниципального имущества, пополнения данных сведениями балансодержателей муниципального имущества, структурных подразделений Администрации г.Тюмени.
Ожидаемые результаты внедрения ИС «Реестр муниципальной собственности г.Тюмени»:
· создание (обновление существующей) эффективной системы учета объектов муниципальной собственности;
· обеспечение оперативного предоставления общедоступной аналитической информации.
2.4 Результаты деятельности в области управления муниципальной собственностью
По итогам работы за 2005 год в области управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами в бюджет города поступило 463086,0 тыс. руб., что на 45600,0 тыс. руб. больше, чем в 2004 году (417486, тыс. руб.). На 1.01.2006 в реестре муниципальной собственности учтено имущества на сумму 31740026,7 тыс. руб., что на 1455801,7 тыс. руб. больше, чем в 2004 году, в том числе: в хозяйственном ведении - 17232435,0 тыс. руб.; в оперативном управлении - 12207142,0 тыс. руб.; в муниципальной казне - 2300449,7 тыс. руб.
В течение 2005 года реестр муниципальной собственности пополнился имуществом за счет средств бюджета города по программе капитального строительства - 893600,1 тыс. руб.; приобретения основных средств муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями, управлениями, комитетами администрации города - 1585418,3 тыс. руб.; безвозмездной передачи из государственной собственности автономного округа от организаций и предприятий различных организационно-правовых форм - 41848,3 тыс. руб.
Из реестра муниципальной собственности за 2005 год исключено имущество на общую сумму 340076,9 тыс. руб. в результате списания и продажи движимого и недвижимого имущества, что на 127667,2 тыс. руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года.
За 2005 год в бюджет города поступило 1497,0 тыс. руб. в виде дивидендов от акций, находящихся в муниципальной собственности. Снижение размера дивидендов к соответствующему периоду прошлого года составило 780,0 тыс. руб. или 34,3% в связи с уменьшением чистой прибыли, полученной закрытым акционерным обществом «Нижневартовский городской акционерный банк «Ермак» по итогам работы общества за 2004 год.
В течение 2005 года проводился анализ поступления доходов, полученных муниципальными учреждениями от предпринимательской деятельности по итогам работы за 2004-2005 годы по 139 муниципальным учреждениям, который показал, что ожидаемые доходы составят 286737,4 тыс. руб., что на 18,4% больше уровня прошлого года.
В 2005 году в бюджет города поступили платежи части прибыли от использования муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, в сумме 37495,5 тыс. руб., что в 2,5 раза больше, чем в 2004 году.
При формировании проекта бюджета города на 2006 год проверены и согласованы проекты смет доходов от предпринимательской деятельности по 62 муниципальным учреждениям (планируемый прирост доходов к факту прошлого года – 10,3%).
В счет доходов от объектов муниципальной собственности в 2005 году планировалось получить 107220,0 тыс. руб., фактически поступило 112826,5 тыс. руб.(105,2 %). За аналогичный период 2004 года в бюджет было перечислено 120574,2 тыс. руб. Уменьшение доходов, составившее по сравнению с прошлым годом 7747,7 тыс. руб., обусловлено более низкой стоимостью приватизированных в отчетном году объектов, а также уменьшением числа объектов недвижимости, передаваемых в аренду.
На 1 января 2006 года юридической силой обладают 432 договора, в том числе: 308 договоров аренды нежилых помещений, 8 договоров аренды движимого муниципального имущества (оборудования и т.п.), 117 договоров на право распространения наружной рекламы.
В 2005 году планировалось получить доход по всем вышеперечисленным видам договоров в сумме 103000,0 тыс. руб., фактически получено 109572,4 тыс. руб. (106,4 %).
В 2005 году компенсированы расходы арендаторам на капитальный ремонт за счет средств бюджета города по пяти объектам недвижимости площадью 442 кв. м на общую сумму 667,9 тыс. руб., что ниже, чем в 2004 году на 395,4 тыс. руб.
Шестнадцать объектов муниципальной собственности, общей площадью 2896 кв. м, отремонтированы за счет собственных средств арендаторов, без возмещения понесенных ими затрат из средств бюджета города. Сумма инвестиций в муниципальные объекты составила 6268,5 тыс. руб.
В течение 2005 года организовано проведение одиннадцати открытых аукционов по продаже муниципального имущества, семь аукционов были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в торгах. Доходы, поступившие в бюджет города от приватизации четырех объектов недвижимого имущества, составили 3120,3 тыс. руб. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация здания арочного склада по улице Кузоваткина, дом 29, строение 1 осуществлялась одновременно с отчуждением покупателю земельного участка, на котором этот объект расположен. Стоимость выкупа земельного участка, перечисленная в полном объеме в бюджет города, составила 126,7 тыс. руб.[11].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. «Земельный кодекс» от 25.10.2001 №126-ФЗ.
3. «Гражданский кодекс (часть первая)» от 30.11.1994 №51-ФЗ.
4. «Гражданский кодекс (часть вторая)» от 21.01.1996 №14-ФЗ.
5. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997 №126-ФЗ.
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ.
7. Аренда нежилых помещений как один из важнейших экономических методов управления муниципальной собственностью (теория и практика применения)/ С.А. Шамшин, А.В. Свистунов// Современное управление. – 2005. – №11.- С. 3-26.
8. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА. М), 2000. – 368 с.
9. Кирилов Л. Внимание к управлению муниципальной собственности //Проблемы теории и практики управлении. – 2005. - №4. – С. 70-76.
10. Киричук С.М. Управление муниципальным образованием: Курс лекций. – Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2003. – 400с.
11. Кутафин О.Е, Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. – 3-е изд., Изд-во Проспект, 2006. – 672 с.
12. Муниципальный заказ как действенный экономический метод управления муниципальной собственностью (рекомендации по применению)/ С.А.Шамшин, А.В.Свистунов//Современное управление. – 2005. - №11. – С. 27-46.
13. Муниципальное право России: учеб. Для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/А.Н.Коротков, А.С.Саломаткин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрист, - 2006. – 382 с.
14. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Н.С.Бондаря. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002, - 559 с.
15. Некоторые проблемы управлению муниципальной собственностью/А.Егоров//Муниципальное право. – 2005. – С. 16-17.
16. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2005. – 336 с.
17. Способы эффективного управления муниципальной собственностью в рамках нового законодательства/ З.З.Муллагалеева// Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2005. - №9. – С. 30-37.
18. Федорович В.О. Управление государственной и муниципальной собственностью / В.О.Федорович// ЭКО. – 2005. - №3. – С. 89-97.