Во-вторых, в обновленном виде Закон РФ «О милиции» также не дал ответа на вопрос о задачах и иных аспектах построения и деятельности муниципальных органов охраны общественного порядка.
В-третьих, неопределенность в разграничении предметов ведения в области охраны общественного порядка (правопорядка) в Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ, а также в трактовке статуса милиции общественной безопасности, муниципальной милиции повлекла за собой появление в отдельных субъектах РФ законов и иных правовых документов, которые определяли статус этих разновидностей милиции.
В-четвертых, актуализацию приобрел вопрос участия граждан и их общественных объединений в решении задач, возложенных на милицию, а также взаимодействия со сложившейся системой негосударственной (частной) правоохраны.
В-пятых, на законодательном уровне получила свое закрепление модель российской милиции – полиции как двух автономных систем. С одной стороны это федеральная криминальная милиция, а с другой – федеральная служба налоговой полиции, действующие на одном и том же пространстве и решающие практически одни и те же задачи.
Корректировка модели российской милиции была произведена в 2001 году и проходила в рамках укрепления вертикали власти. Это проявилось в видоизменении организационной структуры МВД РФ, МВД-УВД субъектов РФ и создании главных управлений службами, учреждениями и подразделениями милиции органов внутренних дел в федеральных округах.[3]
1.4 Государственная автомобильная инспекция
Государственный надзор за безопасностью движения возложен на специальный аппарат Министерства внутренних дел Российской Федерации – Государственную автомобильную инспекцию (ГАИ или ГИБДД). Основным правовым актом, регламентирующим ее деятельность, является Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации[4], утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года.
В систему органов ГАИ, возглавляемую Главным управлением ГАИ Министерства внутренних дел Российской Федерации, входят ГАИ республик, краев, областей, районов, городов, районов в городах. Основными подразделениями ГАИ являются: дорожно-патрульные службы, строевые подразделения, сопровождения, оперативного реагирования и розыска; подразделения технической инспекции, регистрационно-экзаменационной работы, организации движения и дорожной инспекции, диагностические станции и службы пропаганды безопасности дорожного движения.
Главной задачей ГАИ, закрепленной в Положении, является обеспечение соблюдения министерствами, ведомствами, организациями, предприятиями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
На ГАИ как орган государственного надзора в области безопасности дорожного движения возложен комплекс соответствующих функций, основными из которых являются: надзор за соблюдением нормативных актов, правил, стандартов, нормативов, связанных с дорожным движением, проектированием, строительством, реконструкцией и ремонтом дорог, дорожных сооружений и их содержанием, установкой и эксплуатацией технических средств регулирования дорожного движения; организация и регулирование дорожного движения и надзор за дорожным движением; регистрация автомототранспортных средств и их технический осмотр; предупреждение и пресечение нарушений правил дорожного движения; борьба с дорожно-транспортными происшествиями и их учет; прием экзаменов на право вождения автомототранспортными средствами.
Являясь структурным подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации ГАИ, в пределах своей компетенции, участвует в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, борясь с правонарушениями, проводя дознания по делам о преступлениях, совершенных в области дорожного движения и осуществляя производство по соответствующей категории дел об административных правонарушениях.
В части обеспечения безопасности дорожного движения с органами ГАИ должны согласовываться проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений, линий городского электрического транспорта.
Важное значение имеет профилактическая работа ГАИ, которая заключается в пропаганде и разъяснении действующих в области дорожного движения нормативных актов, проведения конкурсов, смотров и т.п.; в разработке с соответствующими министерствами, ведомствами мероприятиями, научными организациями предложений по вопросам безопасности дорожного движения; и выявлении причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий.
Для выполнения своих задач и функций ГАИ наделена государственно-властными полномочиями надведомственного характера. В соответствии с этими полномочиями она рассматривает и дает заключение на открытие маршрутов движения общественного транспорта; получает от должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, сведения об исполнении ими нормативов, правил и стандартов, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения. В случае их нарушения ГАИ вправе потребовать от должностных лиц соответствующие объяснения. Она дает должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения обязательства для исполнения предписания об устранении правонарушений, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Должностные лица ГАИ могут временно ограничивать или запрещать дорожное движение на отдельных участках дорог и улицах при проведении массовых мероприятий, а также в тех случаях, когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения.
Осуществляя государственный технический осмотр автомототранспортных средств, ГАИ запрещает их эксплуатацию, если они изготовлены или переоборудованы с нарушением действующих стандартов, их конструкция или техническое состояние не соответствует техническим нормативам.
В целях профилактики и пресечения правонарушений в области дорожного движения сотрудники ГАИ вправе останавливать транспортные средства и проверять соответствующие документы. При этом в случаях, определенных законом, они могут осуществлять досмотр транспорта, груза, багажа, личный досмотр граждан; отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо не имеющих документов на право управления или пользования ими.
Сотрудникам ГАИ предоставлено право подвергать административному задержанию лиц, совершивших административное правонарушение в области дорожного движения, составлять об этом соответствующие протоколы и налагать на них административные взыскания. Свою деятельность ГАИ осуществляет в тесном взаимодействии с другими подразделениями Министерства[5].
1.5 Следственный аппарат
Одной из существенных особенностей природы и характера органов внутренних дел является то, что в системе этих органов имеются звенья и подразделения, выполняющие функции предварительного следствия, т.е. задачи и действия процессуального характера, что также подчеркивает правоохранительный характер органов внутренних дел[6].
Охарактеризуем основные положения о статусе, задачах, функциях и полномочиях этих органов, совокупность органов предварительного следствия, действующих в системе МВД России. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ-
В первую очередь выделим основополагающий в этом отношении нормативный правовой акт – Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 23 ноября 1998 г. (с изменениями от 24 ноября 2000 г.).
В Положении об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденном данным Указом Президента РФ, раскрываются задачи, функции, полномочия этих органов.
Органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации обеспечивают в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
Деятельность органов предварительного следствия осуществляете в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власть субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
В органы предварительного следствия входят: Следственный комитете при Министерстве внутренних дел РФ, следственные управления Следственного комитета по федеральным округам, главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно территориальных образованиях, на особо важных и режимных объекта следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
Личный состав органов предварительного следствия включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации имеющих специальные звания, государственных служащих.
Основными задачами органов предварительного следствия являются:
обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с возложенными задачами органы предварительного следствия осуществляют следующие основные функции:
а) анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей, органов внутренних дел Российской Федерации разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращении сроков производства расследования;
б) изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия, разрабатывают для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений и др.
Возглавляет органы предварительного следствия Следственный комитет при МВД России, который входит в центральный аппарат Министерства в качестве органа, обеспечивающего в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве. В соответствии с Положением о Следственном комитете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 4 января 1999 г. №1, основными задачами Следственного комитета являются: организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел; осуществление в пределах своих полномочий контроля за соблюдением законности в деятельности органов предварительного следствия; организация расследования преступлений непосредственно следователями Следственного комитета; проведение эффективной кадровой политики и повышение профессионального мастерства следственных работников и др.