Следственный комитет анализирует следственную практику, организацию и результаты деятельности следственных подразделений органов внутренних дел, разрабатывает меры по повышению качества и сокращению сроков предварительного следствия, обеспечению законности.
Каждый сотрудник следственного управления с соблюдением режима секретности ведет специальные рабочие тетради, в которые вносятся выписки из квартального плана, разрабатывается индивидуальный план на месяц и на каждый день. Составляется отчет о выполнении намеченных мероприятий, в конце рабочего дня руководители отделов проверяют выполнение подчиненными сотрудниками личных планов и ведение ими учета проделанной работы. Стройная система личного планирования дала положительные результаты в укреплении дисциплины, в более рациональном использовании рабочего времени, в повышении производительности труда.
Постоянно совершенствуется общее планирование работы следственного управления. Составлению планов работы предшествует анализ оперативной обстановки в целом по области и непосредственно в районе, динамики преступности, результатов следственной работы[7].
1.6 Паспортно-визовая служба
Паспортно-визовая служба – важная служба органов внутренних дел, образована в 1993 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ «О реорганизации подразделений виз, регистрации и паспортной работы милиции в паспортно-визовую службу органов внутренних дел» от 15 февраля 1993 г. (с изменениями на 28 февраля 1996 г.).
Указанным постановлением РФ было поручено Министерству внутренних дел РФ обеспечить реорганизацию управлений (отделов) виз, регистрации и паспортной работы, а также паспортных отделений (паспортных столов) и отделений (групп) виз и регистрации милиции в паспортно-визовую службу органов внутренних дел.
На паспортно-визовую службу органов внутренних дел были возложены обязанности по выдаче паспортов, осуществлению регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации, выдаче им документов на право проживания, оформлению документов и разрешений на въезд в Российскую Федерацию и выезд за границу, исполнению законодательства по вопросам гражданства.
Указанная служба органов внутренних дел имеет прочную конституционную и иную законодательно-нормативную основу.
Так, ст. 27 Конституции РФ предусматривает:
«1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерации.
Это важное конституционное установление продолжает и развивает Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации »[8] от 25 июня 1993 г. Поскольку данный Закон имеет весьма большое значение, рассмотрим его основные положения и правовые нормы подробнее.
Под местом пребывания понимаются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.
Под местом жительства понимаются жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница, приют, дом маневренного фонда и т.д.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации ст. 3 Закона). В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
За регистрацию граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации взимается государственная пошлина в соответствии с Законом РФ «О государственной пошлине».
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета утверждаются Правительством РФ.
Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета возлагается на органы внутренних дел.
Регистрация и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания (ст. 5 Закона) производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Регистрация и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, другом подобном учреждении производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.
В иных случаях регистрация и снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания осуществляется органом регистрационного учета в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства (ст. 6 Закона). Гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
· паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
· документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, иной документ), или его надлежащее заверенная копия.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
Документами, удостоверяющими личность гражданина, необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:
· паспорт;
· свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
· заграничный паспорт для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации;
· удостоверение личности – для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);
· военный билет – для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту;
· справка об освобождении из мест лишения свободы – для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
· иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина.
Формы заявлений, свидетельств и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Министерством внутренних дел РФ.
Регистрация граждан по месту пребывания.
Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны в 3-дневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
· документ, удостоверяющий личность;
· заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
· документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), аренды (субаренды) жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, осуществляется, как правило, на срок до 6 месяцев.
Регистрация граждан по месту жительства.
Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
· документ, удостоверяющий личность;
· военный билет (временное удостоверение взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, для лиц, обязанных состоять на воинском учете;
· заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
· документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия).
Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане, и юридические лица, предоставляющие для проживания, принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-деевный срок со дня обращения граждан передают документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.
Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступление документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.
8 июля 1997 г. Правительство РФ Постановлением №828 утвердило Положение о паспорте гражданина Российской Федерации (с изменениями от 22 января 2002 г.).
Положением о паспорте гражданина Российской Федерации установлено, что паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения.
В нем также производятся обязательные отметки и записи:
· о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета;
· об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 17-летнего возраста;
· о регистрации и расторжении брака;