В зависимости от последовательности совершения действий их можно разделить на три вида:
а) информационно-правовые действия органов контроля при сборе материалов; б) принятие решений по результатам проведенного контроля; в) исполнение решений контрольных органов1.
Для того чтобы принять квалифицированное решение по результатам контроля, любой орган контроля должен располагать точной и объективной информацией о том, имеет ли место нарушение земельного законодательства, в чем оно выражается, кто виновен в этом, что нужно предпринимать, чтобы правонарушение не оказалось длящимся, каков вред, причиненный правонарушением, а если правонарушение еще не совершено, как его предупредить или пресечь при самом его начале. Возникают и другие вопросы на первоначальной стадии земельного контроля. Их выяснение требует сбора материалов (документов), проведения проверок, ревизий, исследования (анализа) этих материалов. В необходимых случаях может назначаться экспертиза материалов, полученных в процессе контроля.
Независимо от того, проводит ли государственный инспектор плановую проверку состояния использования того или иного объекта природы или выезжает по жалобе, закон дает ему право совершать ряд правовых действий: проверку законности оснований пользования земельным участком; обследование фактического состояния использования или неиспользования данного объекта; проверку его использования в соответствии с его целевым назначением и в соответствии с правовым положением субъекта природопользования.
Так, например, проверка оснований (законности) природопользования должна касаться каждого земельного участка, находящегося в собственности, землевладении, землепользовании, включая массивы, закрепленные за коллективами, арендуемые участки, земли крестьянских (фермерских) хозяйств и т. д. Особую значимость такие проверки приобретают в случаях выявления нарушений законности приватизации земель.
Инспектор единолично или совместно с комиссией проверяет объект, выполняет необходимые работы, в состав которых могут входить натурные измерения, сбор образцов, опрос граждан и должностных лиц, получение объяснений, и принимает решение.
Все этапы работы должны быть отражены в соответствующих документах, и в первую очередь в протоколе обследования землевладения, землепользования и др. При этом могут быть обнаружены самые разнообразные отклонения от требований земельного законодательства. Так, если находящаяся во владении государственного предприятия земля является излишней для их производственной и иной деятельности, то эта часть земельного участка может быть изъята и передана в установленном законом порядке в пользование другим землепользователям, среди которых преимущество на получение указанной земли имеют сельскохозяйственные предприятия, пользовавшиеся ею ранее. Полученные сведения отражаются в протоколе.
При установлении частичного неиспользования земель сельскохозяйственными коммерческими предприятиями органы контроля применяют иные меры: с одной стороны, меры принуждения в форме предписаний, указаний к этим предприятиям, с тем чтобы они полностью использовали предоставленные им земли, а с другой стороны — оказывают им всестороннюю помощь для устранения недостатков в землепользовании.
Проведение обследований земель должно основываться на достаточно общих правилах, т. е. выполняться по единой схеме для всех землепользователей, владельцев, собственников, арендаторов. Основная задача проверки — определить состояние использования земель, порядок их использования, установить, приступил ли объект к использованию предоставленного земельного участка. Это делается визуально или инструментально с привлечением планово-картографической или текстовой документации. Выбор метода обследования зависит от информированности и компетентности специалиста, осуществляющего контроль. Далее проводится определение объема работ, выполненных владельцем земель, проверяется, полностью или частично предоставленный участок вовлечен в использование. Собственно, проверка будет заключаться в фиксации (констатации) самого факта деятельности, причем реальной деятельности, связанной с использованием участка, а не ее имитации или подготовки к ней. Предусмотренные законодательством сроки, в течение которых субъект обязывается приступить к использованию участка, достаточно невелики и требуют немедленного исполнения.
Следующая стадия контроля: проверка целевого использования земель. В соответствии с законом все владельцы земли, в том числе собственники, обязываются использовать землю в соответствии с целевым назначением.
Целевое назначение того или иного земельного участка указывается в Решении о его предоставлении и в документах на право собственности, владения или пользования, причем констатация цели является непременным элементом содержания документа. Рассматриваемый принцип в качестве основной обязанности закреплен в законах и иных нормативных актах о природопользовании.
При агрохозяйственном обследовании осматривают каждый контур в натуре для установления фактического состояния и использования угодий и определения их более целесообразной эксплуатации.
Земельно-учетные сведения получают также путем обмеров (сплошных и выборочных). В практике органов земельного контроля проводятся в основном обмеры посевных площадей, других земельных участков.
Применяются два способа отражения земельно-учетных сведений -текстовой и графический. При текстовом способе данные выражаются цифровыми показателями, к которым прилагаются объяснительные записки или другие пояснительные материалы. При графическом способе результаты измерений в натуре (как первоначальные, так и последующие) фиксируются на планах, что дает наглядное представление о пространственном положении и размерах земель и позволяет избегать пропусков и перекрытий учитываемых территорий. Таким образом, эти два способа, дополняя друг друга, позволяют всесторонне охарактеризовать земли при их учете.
Характер принимаемого решения и его содержание основываются на данных проведенных проверок, обследований и анализа полученных материалов. Принимаемое решение может носить предварительный характер. Это бывает, когда необходимо проведение дополнительных работ (лабораторных анализов, экономических расчетов, оценки экологических последствий и т. д.) при длящемся нарушении и невозможности его немедленного устранения, при невыявлении субъекта или оспариванию им факта (вины) нарушения. В дальнейшем при получении госинспектором всех материалов, позволяющих вынести правильное обоснованное решение, они передаются в комиссию и другие органы.
Решение по рассматриваемому вопросу может приниматься и на месте путем дачи соответствующих распоряжений об устранении выявленного нарушения или применения административных санкций. Так, госинспектор при тех или иных обстоятельствах может принять следующие решения:
а) дать "Указание" (по утвержденной форме) о выполнении определенных действий, адресованных пользователю данного земельного участка, со ссылкой на требования закона, с определением срока выполнения перечисленных конкретных работ, мероприятий, отдельных действий; в Указании дается также предупреждение пользователю земельного участка; если он не выполнит всех требований, содержащихся в Указании, то материалы будут переданы в комиссию по контролю за использованием и охраной земель соответствующего (местного) комитета по земельным ресурсам и землеустройству для привлечения нарушителя к ответственности;
б) составить протокол о нарушении земельного законодательства (по форме), который направляется в названную выше комиссию;
в) вынести постановление о наложении взыскания на лиц, виновных в совершении земельного правонарушения;
г) предписать нарушителю "Требование" (по форме) о приостановлении работ, эксплуатации объекта, ведущихся с нарушением земельного законодательства; в Требовании указывается также срок, в течение которого надлежит устранить допущенные недостатки, и предупреждение, что если работы будут продолжаться без устранения нарушений, то по предписанию госинспектора будет прекращено финансирование работ;
д) направить банку или другой организации, финансирующей работы, "Предписание" (по форме) о прекращении финансирования (кредитования) строительства, эксплуатации объекта. Оно вручается нарушителю после того, когда он не выполнит определенных действий по приостановке работ, указанных в Требовании госинспектора. Лишь после устранения тех нарушений, которые были зафиксированы в Требовании, госинспектор дает- правонарушителю "Уведомление" (также по форме) о праве возобновить приостановленные работы. И одновременно с этим посылается Уведомление о возобновлении приостановленного финансирования (кредитования) работ.
Как известно, исполнение судебного решения обеспечивает судебный пристав. Исполнение решения госинспектора любой службы государственного контроля обеспечивается самим госинспектором. В этих целях инспектора Госземкадастра, санитарно-эпидемиологического и строительного надзора имеют книгу (журнал) учета выявленных земельных правонарушений, ведут записи в ней о принятых мерах, добиваются восстановления нарушенных прав, делают отметки об исполнении предписаний и указаний по вопросам надлежащего исполнения требований экологическго законодательства.
Согласованная деятельность государственных органов земельного контроля и общественности с непременным участием экологических служб предприятий, учреждений и организаций позволяет своевременно предупредить правонарушения, повысить эффективность работы всей системы земельного контроля и надзора в стране. Традиционно роль общественных организаций в нашей стране определяется как помощь, которую они могут оказать государственным органам земельного контроля. Вместе с тем общественные организации не должны рассматриваться как послушные исполнители указаний государственных контрольных органов, что было характерно для их деятельности в недалеком прошлом, именуемом обычно периодом застоя. Практика показывает, что общественные организации недолго остаются под опекой государственных служб. Рано или поздно происходит процесс "самопознания", при котором общественные организации начинают осознавать, что они не всегда и не во всем должны оставаться придатком государственных органов и выполнять только их задания. Контроль за действиями нарушителей нередко приводит эти организации к конфликтам с надзорными органами, если (по мнению общественности) последние плохо борются с осквернителями природы или даже потворствуют им. В то же время выявилась Нецелесообразность наделения общественных организаций функциями государственной инспектуры, ибо это приводит лишь к дублированию Функций государственных надзорных органов, причем на менее высоком профессиональном уровне. Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель (ст. 72 3К РФ).
Заключение
Направленность развития Тосненского района во многом предопределена его близостью к мегаполису, а также стартом ряда крупных инвестиционных проектов по созданию производственно-промышленных и транспортно-логистических зон. Сегодня экономика растет высокими темпами: увеличиваются объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, отмечен существенный рост инвестиций в основной капитал.
Основой экономики района является промышленность и сельское хозяйство. Тосненские предприятия имеют крепкие позиции не только на региональном, но и на федеральном и международном рынках промышленной продукции. Прежде всего, речь идет о товарах бытовой химии, продукции предприятий машиностроения, стройматериалов. 10% отечественной керамической плитки производится в Тосненском районе.
В промышленном комплексе района наиболее развито производство строительных материалов, машиностроение, деревообработка, торфяная промышленность. При этом развитие промышленности стройматериалов и деревообработки осуществляется на собственной минерально-сырьевой базе. В районе расположены крупнейшие в Ленинградской области месторождения глин. Кроме этого, район богат лесными ресурсами.
Благоприятный инвестиционный климат способствует успешной работе действующих предприятий и созданию новых современных производств. На сегодняшний день основу промышленности составляют 30 крупных и средних предприятий – ОАО "Хенкель-Эра", ООО "Катерпиллар-Тосно", ОАО "Нефрит-Керамика", ОАО "Кварц", ЗАО "Контакт", ОАО "Тосненский механический завод" и другие.
Отличные показатели демонстрирует АПК. Тосненский район – крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Ленинградской области. Здесь работает 7 сельхозпредприятий и 30 фермерских хозяйств, которые имеют четко выраженную специализацию – овощеводство, картофелеводство, молочное животноводство.
Доля Тосненского района в общем объеме сельскохозяйственной продукции Ленинградской области составляет: овощи – 42,6%, картофель – 22,1%. Тосненский район лидер по урожайности овощных культур. Также необходимо отметить, что в Тосненском районе появились реальные предпосылки к возрождению свиноводства.
Строительный комплекс обладает значительным потенциалом. В районе представлены практически все виды строительной специализации: дорожные, общестроительные работы, прокладка магистральных трубопроводов, тепловых и канализационных сетей, подводно-технические работы.
Активно ведется жилищное строительство. По вводу жилых домов район входит в число лидеров в области. Среди положительных тенденций нельзя не отметить высокий рост индивидуального жилищного строительства. Создание доступного рынка жилья для различных групп населения является приоритетной задачей администрации района.
За счет средств бюджетов различных уровней осуществляется строительство важнейших социальных объектов.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса и структура занятости на малых предприятиях свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли и ремонта автотранспортных средств, промышленности (обрабатывающие производства) и строительном комплексе. Наметилась динамика создания малых предприятий в транспортном комплексе и в сфере операций с недвижимостью. Думаю, она сохранится и в будущем. Доля малого бизнеса в общем обороте предприятий района составляет 32,1%. На малых предприятиях трудится более 5 тысяч человек. С учетом вторичной занятости субъекты малого предпринимательства обеспечивают рабочими местами около 20% экономически активного населения.
Сфера потребительского рынка представляет собой важнейшую составляющую экономики муниципального образования, призванную обеспечить, с одной стороны, жителей района качественными товарами и услугами, а с другой – спрос на продукцию местных производителей на внутреннем рынке. За последние годы состояние потребительского рынка Тосненского района можно охарактеризовать как стабильное, с высокой предпринимательской и инвестиционной активностью.
В районе сложилась устойчивая тенденция роста инвестиций в основной капитал, в том числе иностранных. За 2007 год объем инвестиций на душу населения составил 112,3 тыс. рублей. Это почти в 2 раза выше, чем в среднем по Ленинградской области. Объем инвестиций на 2008 год в абсолютной сумме – более 7 млрд. рублей. В последние годы наибольшая инвестиционная активность фиксируется в промышленном комплексе.
Благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, выгодное географическое и транспортное положение дает возможность широкого развития внешнеэкономических связей и привлечения инвестиций в экономику муниципального образования.
Создана нормативно-правовая база для работы с инвесторами, утвержден порядок размещения производительных сил на территории муниципального образования, который обязателен для применения всеми участниками инвестиционного процесса.
Для повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в соответствии с постановлением правительства Ленинградской области от 28 ноября 2006 года №323 об утверждении перечня стратегически важных для региона промышленных зон на территории Тосненского района определены следующие зоны:
– производственная зона "Форносово";
– промышленная зона "Ульяновка";
– промышленная зона "Красноборская";
– промышленная зона г. Тосно.
На сегодняшний день администрацией муниципального образования предприятиям предоставлены в аренду земельные участки для проведения проектно-изыскательских работ, определен заказчик разработки проекта планировки территории, который должен быть выполнен с учетом необходимости строительства и реконструкции объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Это крайне важно для дальнейшего социально-экономического развития как Красноборского городского поселения, так и Тосненского района в целом.
Параллельно с освоением I очереди промзоны "Красноборская" заключен договор с одной из управляющих компаний по освоению II очереди этой промышленной зоны, а также промзоны "Форносово". Безусловно, благодаря этим проектам инвестиционная привлекательность Тосненского района возрастет, условия для размещения новых производств и организации бизнеса станут более благоприятными.
Кроме этого сформирована адресная инвестиционная программа на 2009–2011 гг. При условии выполнения предприятиями принятых плановых обязательств по финансированию на территории Тосненского района будет реализовано достаточно много интересных проектов.
В результате успешно проведенного тендера по продаже имущественного комплекса муниципальной собственности ООО "Рябовский завод керамических изделий" намерено организовать производство керамических изделий.
В рамках нацпроекта "Развитие агропромышленного комплекса" многие тосненские хозяйства реализовали инвестиционные проекты. "Петрохолод. Аграрные технологии" построил комплекс на 1200 дойных коров. ООО "Племхоз им. Тельмана", ЗАО "Агротехника", ООО "Агрохолдинг "Пулковский" провели реконструкцию животноводческих комплексов. Продолжается строительство комплекса на 1200 голов КРС в ЗАО "Любань". В начале 2008 года датской компанией "Рюрик-Агро" приобретен свиноводческий комплекс "Восточный". Компания намерена возобновить производство по выращиванию свиней (проектная мощность – около 200 тыс. голов в год).
В настоящее время имеется достаточно много предложений от инвесторов, которые намерены размещать новые производства в Тосненском районе. Они находятся в стадии проработки и согласования.
За счет реализации инвестиционных проектов за последние 10 лет было создано свыше 2 тысяч новых рабочих мест.
Сегодня Тосненский район – это один из наиболее динамично развивающихся районов Ленинградской области, что позволяет решать многие социальные задачи и делать оптимистичные прогнозы на будущее.
Список литературы
1. Конституция РФ. Официальный текст по состоянию на 01.10.1997 г. - М.: ИНФРА –М–НОРМА 1997.- 79 с.
2. Земельный Кодекс РФ. - М.: ТК Велби, 2004. – 80 с.
3. Варламов А.А. Земельный кадастр: т. 2. Управление земельными ресурсами.– М.: Колос. 2004 – 528 с.
4. Государственное регулирование земельных отношений, Под ред. Варламова А.А. и Шаманаева В.С. Учебник.– М.: "Колос", 1999.
5. Руднев А.В. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие.– М., 1998.
6. Устав муниципального образования Тосненский район. Утвержден решением Совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 26.06.2007 N 120
7. Схема территориального планирования Тосненского муниципального района
8. http://www.lenobl.ru
9. http://www.lenoblinform.ru
10. http://r47.kadastr.ru
11. http://www.r47.nalog.ru
12. http://www.tosno-online.com
13. http://tosno.allnw.ru
14. http://www.tosnocity.ru
15. http://www.zemsovetmo.ru
16. http://www.zemvopros.ru
17. http://www.gisa.ru
18. http://www.geomatica.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11