Внешнеполитические ведомства Руси, России, СССР

Первая реорганизация структуры центрального аппа­рата НКИД была предпринята в 1925 г. Она учитывала происшедшие изменения и шла по линии количественного увеличения подразделений центрального аппарата путем механического преобразования ряда подотделов в само­стоятельные отделы. Так, например, подотдел Скандинавских стран в составе 1-го Западного отдела НКИД был преобразован в самостоятельный отдел Скандинавских стран, а подотдел стран-лимитрофов был "поднят" до ранга Отдела Прибалтийских стран. Аналогичные перемены происходили и в других крупных отделах.

Такое положение, т.е. новое структурное деление НКИД, сформированное в 1925 г., сохранялось до 1934 г. неизменным.

В годы мирового экономического кризиса обнаружились некоторые новые сдвиги в международных отноше­ниях: увеличилось число стран, с которыми СССР установил дипломатические отношения, произошла перегруппи­ровка стран на международной арене, изменилось соотно­шение сил между отдельными группами стран, сложилась иная расстановка сил в капиталистическом мире. Все эти перемены были учтены при корректировке соотношения между отделами НКИД и отчасти нашли отражение в изменении личного состава и даже в смене названия некоторых отделов, но основа структуры НКИД, заложенная в 1925 г., оставалась незыблемой.

Более явной, более видимой стала лишь ориентация на Европейские отделы как на основное поле деятельности советской дипломатии, что объяснялось двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что главный узел напряженности находился в Европе в связи с созданием фашистской Германии и ростом внешнеполитической активности фашистских государств, и, во-вторых, тем, что США и находившиеся в орбите американской политики страны Северной и Южной Америки фактически устранялись от участия в международной жизни Европы (изоляционизм) и одновременно продолжали занимать враждебную позицию в отношении СССР: к 1933 г. лишь одни США из числа крупных капиталистических держав продолжали отказываться от признания СССР и от установления с нашей страной нормальных дипломатических отношений. Такое признание последовало 16 ноября 1933 г., и это вызвало необходимость создания в Центральном аппарате НКИД особого Североамериканского отдела.

За этими частными исключениями структура НКИД вплоть до второй мировой войны не подвергалась серьезным изменениям.

В связи со значительными изменениями в международной обстановке в течение второй мировой войны НКИД был трижды реорганизован: в 1939 г., в 1941 г. и в 1944 г. Суть этих реорганизаций состояла в переформировании Европейских отделов таким образом, чтобы они в каждый конкретный исторический момент отвечали по своему составу стран той реальности, которая складывалась на политической карте Европы. Последняя реорганизация 1944 г. учитывала те изменения на мировой арене, которые вытекали из разгрома гитлеровской Германии и из договоренностей СССР с союзниками по антифашистской коалиции. Учитывалось изменение роли малых стран в Европе, их региональное тяготение, что по­влекло увеличение числа Европейских отделов.

Послевоенная организация Германии, предстоящее создание ООН, выход на международную арену национально-освободительных движений - все это нашло отражение в структуре МИД, который пришел на смену НКИД в 1946 г. и подготовка к реорганизации которого была начата в 1944 г. Одновременно 1 февраля 1944 г. был принят закон СССР о праве союзных республик вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами. В связи с этим в республиках были образованы национальные министерства иностранных дел, правда, носившие первое время несколько формальный характер. В первую очередь собственные МИД обрели Украина и Белоруссия, являвшиеся членами ООН, а также республики Закавказья - Грузия, Армения и Азербайджан.


§3.   Министерство иностранных дел СССР


Переименовано из НКИД СССР в МИД СССР с 1 марта 1946 г.

Положение о деятельности МИД СССР утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1947 г.

В 1953 г. в МИД произошли новые изменения. Прежде всего началось укрупнение Европейских отделов, их общее число сократилось, и Европа как регион вообще с этих пор стала составлять более скромную часть внешнепо­литических проблем МИД СССР. Новым моментом в структуре МИД стало расширение подразделений, занимающихся проблемами Америки (Северной и Южной), Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки (особенно с 1960 г.) и Дальнего Востока, а также возникновение проблемных оперативных отделов.

Результат всего этого процесса - новая структура МИД СССР, сложившаяся к 1955 г. и окончательно утвердившаяся после XX съезда КПСС. Она целиком отвечала тому состоянию международных отношений, которое существовало к 1956 г. Именно эта структура МИД сохранялась практически без существенных изменений в течение 30 лет - до 1986 г.

§4. МИД СССР в период перестройки.


В 1988-1989 гг. структура МИД претерпела резкие изменения: были созданы новые управления, отделы, подразделения.

После событий 19-21 августа 1991 г. (путч ГКЧП) начатая еще летом реорганизация МИД СССР приняла совершенно иное направление - по линии сокращения аппарата МИД и персонала посольств. А в ноябре 1991 г. было реше­но создать вместо МИД Министерство внешних сношений, что и произошло 4 ноября 1991 г. на заседании Госсовета СССР.

Госсовет заслушал, обсудил и принял решение по докладу министра иностранных дел Б.Д. Панкина "Об основах дальнейшей деятельности МИД СССР и его ради­кальной реорганизации". В результате Госсовет пришел к выводу о необходимости сократить личный состав МИД СССР на одну треть, преобразовать его отделы и управле­ния, а также изменить само наименование министерства, назвав его Министерством внешних сношений. Основное новшество в преобразовании МИД в МВС состоит в том, что помимо внешнеполитических функций ему были приданы функции Министерства внешнеэкономических связей - с учетом перехода к рыночным принципам как внутри страны, так и в отношениях с другими государствами. Советские торгпредства, существовавшие за границей, будут упразднены и заменены торгово-экономическими отделами в российских посольствах. Центральный аппарат МИД сокращается "побольше 30%" (компромиссная формулировка Б.Н. Ельцина), а персонал посольств за рубежом - достаточно сильно (в зависимости от конкретных условий в отдельных странах), но будет дополнен в то же время представителями отдельных республик и торгпредами, так что общее сокращение не превысит трети.

Однако все эти мероприятия не успели осуществиться, так как 8 декабря 1991 г. решением президентов трех славянских республик - России, Беларуси и Украины был принят акт об аннулировании действия договора 1922 г. о создании Союза ССР, и СССР таким образом и фактически, и формально прекратил существовать как государственный организм унитарного государства. Его правопреемником стали три республики, заключившие соглашение о создании совершенно нового Союза Независимых Государств, присоединение к которому открыто для всех бывших республик СССР (как союзных, так и автономных) и которое не имеет центра, стоящего над ним, а координирует свои действия и мероприятия посредством договоренностей и взаимного обсуждения всех возникаю­щих проблем. Координационным центром СНГ определен г. Минск в Беларуси. Все эти события сняли вопрос о существовании надреспубликанских учреждений, в том числе и МВС СССР, которое фактически должно было прекратить свое существование как союзный внешнеполитический орган.

 

§5.   Министерство иностранных дел Российской Федерации .

(1991г. – по наст. время).


Центральный аппарат МИД России строится по общепринятой в большинстве стран структуре. Он состоит из следующих звеньев: министр, первый заместитель министра, 9 заместителей министра, члены Коллегии — руководство МИД; по­слы но особым поручениям, генеральный секретариат, оперативные дипломатические и недипломатические департаменты и управления, административно-хозяйственные департаменты. На начало 2000г. в МИД насчитывалось 35 департаментов, 3 управления, I самостоятельный отдел[9].

Министр, его заместители и Коллегия образуют руково­дство МИД России. Министр и его заместители назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.

Коллегия образуется в составе министра, его заместителей и других руководящих работников Министерства. В настоя­щее время она состоит из 23чел. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Министерства и при­нимает соответствующие решения, причем решения Коллегии принимаются большинством голосов се членов в форме по­становлений и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В случае разногласий между министром и коллеги­ей министр проводит свое решение, докладывая об этом Пре­зиденту или Правительству. Члены коллегии, имеющие особое мнение по принятому решению, также могут сообщить о нем как Президенту, так и Правительству России.

В целях выработки научно обоснованных предложений по вопросам внешней политики Министерство может образовы­вать научно-консультативные, экспертные и иные советы. МИД в установленном порядке издает журналы и бюллетени («Международная жизнь», «Дипломатический вестник» и др.), публикует ар­хивные материалы в области внешней политики и официаль­ные внешнеполитические документы, широко использует возможности Интернета. Так, МИД, посольства, генконсульства России имеют в системе Интернет свои WEB-странички.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е.


Хотя реферат и является таким родом научной работы, который не предполагает необходимости послесловий, т.е. своего рода подведения итогов данной работы самим автором, тем не менее работа, посвященная историческому анализу внешнеэкономических ведомств России на  протяжении 1000 лет, невольно наталкивает на ряд выводов, которые вытекают из самого факта широкого обзора событий.

Первый вывод состоит в том, что возможность сопоставления, сравнения и комплексного обозрения в одном месте всего формально-фактического материала по истории организации и развития российского внешнеполитического ведомства, помогает увидеть и проследить такие закономерности и тенденции в области дипломатии, внешней политики страны и в ее общеисторическом развитии, какие не всегда позволяют обнаружить даже специальные и подробные исторические исследования, посвященные какому-либо одному, отдельному периоду.

Второй вывод, заключается в том, что русская дипломатическая служба развивалась не менее динамично, чем Заподноевропейская, несмотря на задержку, причиненную ордынским завоеванием. Кроме того, на высшие государственные посты во внешних сношениях выдвигались люди высоко талантливые, выдающиеся, причем не из одной-двух семей, как это практиковалось в Англии, а из самых разных слоев русского тогдашнего общества - духовенства, дворян, служилых людей, и не обязательно из бояр. Для этой должности в России определяющими были такие свойства, как быстрый ум, талант к языкам, сообразительность в сложных ситуациях, и уж в последнюю очередь родовитость.

Полученные результаты позволяют каждому исследователю истории международных отношений сравнить темпы развития дипслужбы в России с теми, что имели место в изучаемой им стране, и сделать самостоятельные выводы.


Л И Т Е Р А Т У Р А


1.        Вестник ЦИК, СНК и СТО. - 1923-1924. - № 10.

2.        Внешняя политика России ХIХ и начала XX века. Док. Рос. м-ва иностр. дел; МИД РФ Т.8(16): Октябрь 1828г-июль 1830 г.; МИД РФ. - М.: Междунар. отношения, 1995. - 709 с.

3.        Внешняя политика России и международное право. / И.И. Лукашук. Ин-т государства и права Рос. АН. - М., 1997. - 53 с.

4.        Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах: Справочник / В. В. Похлебкин. Вып 1. Ведомства внешней политики и их руководители. - 2-е изд., испр. и доп. -М Междунар. Отношения, 1995. -336с.

5.        Внешняя политика Российской Федерации 1991-1999:  Учеб. пособие, МГИМО (Ун-т); Редсовет:   А В. Торкунов и др.   – М.:   РОССПЭН, 2000. - 328с.

6.        Внешняя политика и безопасность современной России (1991-1998); Хрестоматия в 2-х т.; Моск. Общ. Науч. Фонд; Редкол.; Г. А Арбатов и др., Сост. Т А Шаклеина. Т. 1. Кн. 2: Исследования. – М.: Моск. общ. науч. Фонд; Издат. центр науч. и учеб. Программ, 1999. -340с.

В Ы В О Д Ы

Министерство иностранных дел России на современном этапе своего развития решает комплекс сложных взаимосвязанных задач, обусловленных, в частности, импульсами, идущими от российского общества и государства.

В широком смысле это продолжение усилий по поиску нашей страной своего достойного места в новом миропорядке, что подразумевает обеспечение независимости и безопасности России, сохранение ее влияния на международные дела в целом, взаимовыгодное взаимодействие с другими субъектами международных отношений. При этом российская внешняя политика призвана обеспечивать не только интересы государства как такового, но и российских граждан: соблюдение их прав, обеспечение их благосостояния. Важно стремиться к органичному сочетанию интересов граждан и демократического государства.

Следующая группа проблем связана с ключевыми долгосрочными тенденциями мирового развития, такими как глобализация и демократизация. Эти процессы открывают перспективу сущностной трансформации всей системы международных отношений. Для российской международной политики появилась необходимость осмыслить сущность, последствия, противоречия глобальных изменений в современном мире, учитывать их во внешнеполитической теории и практике.

В перспективе, по моему мнению, основной задачей  внешнеполитического ведомства России – МИД – по прежнему будет оставаться поиск разумного взвешенного баланса прав граждан, этнических и религиозных меньшинств с интересами государства. При этом, российская внешняя политика должна в полной мере учитывать долговременные тенденции международного развития и действовать в их контексте. В этом же ряду стоит и настоятельное требование переосмыслить изменения в сущности, формах и значении военно-силового фактора в международных отношениях.


1.     Внешняя политика и безопасность современной России (1991-1998); Хрестоматия в 2-х т.; Моск. Общ. Науч. Фонд; Редкол.; Г. А Арбатов и др., Сост. Т А Шаклеина. Т. 1. Кн. 2: Исследования. – М.: Моск. общ. науч. Фонд; Издат. центр науч. и учеб. Программ, 1999. –С.128.

[2] Внешняя политика России и международное право. / И.И. Лукашук. Ин-т государства и права Рос. АН. - М., 1997. – С.89.

[3] Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и ССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Вып. I. Ведомства внешней политики и их руководители: Справочник, 2-е изд., испр. и доп. – М.: Медунар. отношения, - 1995. – С.17.

[4] Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и ССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Вып. I. Ведомства внешней политики и их руководители: Справочник, 2-е изд., испр. и доп. – М.: Медунар. отношения, - 1995. – С.126..

[5] В самом конце XVII в. при В.В. Голицине на фронтоне Посольского приказа был исполнен девиз посольского Приказа и внешней политики России "Правда, мудрость, воздержание, крепость" и вылеплены соответствующие аллегории, отражающие эти понятия.

[6] Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и ССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Вып. I. Ведомства внешней политики и их руководители: Справочник. – М.: Медунар. отношения, - 1995. – С.231.

[7] Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и ССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Вып. I. Ведомства внешней политики и их руководители: Справочник. – М.: Медунар. отношения, - 1995. – С.238.

[8] Вестник ЦИК, СНК и СТО. - 1923-1924. - № 10. - С. 299

[9] Внешняя политика Российской Федерации 1991-1999:  Учеб. пособие, МГИМО (Ун-т); Редсовет:   А В. Торкунов и др.   –М.:   РОССПЭН, 2000 –С.247.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты