В международных договорах предусматриваются меры, направленные на ликвидацию негативных последствий безгражданства, а также касающиеся сокращения или устранения этого явления. К таким договорам относятся Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о замужестве женщины 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. Так, согласно п. 1 ст. 7 Конвенции о статусе апатридов 1954 г. (Республика Беларусь не является участником данной Конвенции), государства-участники обязуются предоставлять апатридам такие же права, которыми пользуются иностранные граждане, либо более благоприятный правовой статус. В соответствии со ст. 4, 16, 22, 24 указанного документа договаривающиеся государства должны приравнивать апатридов, находящихся на их территории, к собственным гражданам в отношении пользования такими правами, как право на обращение в суд, право на социальное обеспечение, право на начальное образование, право на свободу исповедовать свою религию и предоставлять своим детям религиозное воспитание.
Конвенция 1961 г. предусматривает, что:
- любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом (п. 1 ст. 1);
- найденыш, обнаруженный на территории Договаривающегося государства, должен при отсутствии доказательств противного считаться рожденным на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства (ст. 2);
- любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному не на территории Договаривающегося государства лицу, которое иначе было бы апатридом, если во время рождения этого лица кто-либо из его родителей имел гражданство этого государства (п. 1 ст. 4);
- отказ от гражданства Договаривающегося государства не должен вызывать утраты гражданства, кроме тех случаев, когда соответствующее лицо имеет или приобретает другое гражданство (пп. а п. 1 ст. 7);
- никакое Договаривающееся государство не должно лишать никакое лицо своего гражданства, если такое лишение сделало бы это лицо апатридом (п. 1 ст. 8).
В 2006 г. была открыта для подписания Конвенция СЕ об избежании безгражданства при правопреемстве государств. Этот документ, основанный на Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., содержит более детальные правила, имеющие своей целью предотвратить либо свести к минимуму случаи без- гражданства, связанные с правопреемством государств.
Большинство государств, включая Республику Беларусь, отразило положения указанных конвенций в своем законодательстве, независимо от участия (неучастия) в них.
1.3 Правовой статус иностранцев
население гражданство международное право
Лица, которые находятся на территории государства и не имеют его гражданства, в доктрине именуются обобщенным термином «иностранцы». Под иностранцами обычно понимают как иностранных граждан, т.е. лиц, имеющих гражданство иностранного государства, так и лиц без гражданства (апатридов), т.е. тех, кто не имеет доказательства наличия у них гражданства какой-либо страны.
Правовой статус иностранцев определяется как внутренним законодательством каждого государства, так и международно-правовыми нормами. Правовой режим иностранцев — это правовой статус, определяющий объем их прав и обязанностей на территории государства пребывания.
В литературе обычно выделяют следующие виды правового режима иностранцев:
1) национальный режим, означающий уравнивание иностранцев в правах с гражданами данного государства. Он может быть предусмотрен как внутригосударственным законодательством, так и международными договорами. Обычно такое уравнивание устанавливается лишь на условиях взаимности, причем на практике невозможно полностью приравнять иностранцев к собственным гражданам;
2) режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранцам предоставляются в какой-либо области права и свободы, либо устанавливаются такие обязанности, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства.
Таким образом, этот режим должен быть не менее благоприятным, чем режим, который распространяется на любое третье государство. Его природа носит исключительно договорный характер. Он может предоставляться, например, в сфере международной торговли, транспорта, отправления правосудия;
3) специальный режим в литературе понимается по-разному. Существует точка зрения, в соответствии с которой это более жесткий режим по сравнению с двумя вышеназванными, означающий ограничение прав иностранцев по сравнению со статусом граждан данного государства, а также возложение на них дополнительных обязанностей (Е.Г. Моисеев, В.П. Басик).
Другие авторы (JI.H. Анисимов, Г.В. Игнатенко) считают, что специальный режим характеризуется предоставлением определенных привилегий и преимуществ. Например, в сфере приграничного общения населения (с соседними странами) либо для военнослужащих, расквартированных на территории иностранных государств.
Представляется, что в обоих случаях речь идет о различных чертах специального режима, главной особенностью которого является неравное положение иностранцев, которое может выражаться и в ограничении их прав, и в предоставлении неких льгот и преимуществ.
1.4 Право убежища
Под правом убежища понимается суверенное право любого государства предоставить возможность въезда и безопасного проживания на своей территории по просьбе иностранного гражданина либо лица без гражданства, преследуемого в другом государстве по политическим, религиозным, научным и иным подобным мотивам.
Институт права убежища известен на всех этапах существования государств. Он был известен в древнейших государствах Востока, в Греции, Риме.
В зависимости от места предоставления убежища оно называется религиозным - на территории храма, дипломатическим — на территории дипломатического представительства, военного судна или военного самолета, территориальным — на территории иностранного государства.
Первоначально наиболее распространенным было религиозное убежище, известное уже в X в. до н.э. Так, в Палестине оно предоставлялось в иерусалимском храме. В греческих полисах убежищем считались храмы различных богов, их статуи. Религиозное убежище, наряду с территориальным, широко использовалось в феодальный период развития общества.
В эпоху буржуазных революций XVIII в. институт убежища стал закрепляться в конституциях государств, первыми из которых стала Франция. В ст. 120 якобинской Конституции было сказано: «Французский народ предоставляет убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы, он отказывает в таковом тиранам».
Уже к середине XIX в. право политического убежища стало общепризнанным институтом международного права. Однако лишь после Второй мировой войны в рамках ООН была предпринята попытка унификации института убежища.
Во Всеобщую декларацию прав человека, принятую 10 декабря 1948 г. ГА ООН, была включена ст. 14, посвященная праву убежища. Она гласила:
«1. Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций».
Право убежища регулируется Декларацией о территориальном убежище, принятой ГА ООН 14 декабря 1967 г.
В ст. 1 Декларации подчеркивается, что предоставление убежища лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, является суверенным правом каждого государства и должно уважаться всеми другими государствами. В то же время не могут пользоваться правом на убежище лица, в отношении которых существуют серьезные основания полагать, что они совершили преступления против мира, человечества либо военные преступления.
Лица, получившие убежище, обладают особым правовым статусом, основные черты которого таковы:
1) они не должны выдаваться и высылаться в страну, где смогут подвергнуться преследованию;
2) они должны пользоваться основными правами и свободами человека в объеме не меньшем, чем другие иностранцы, проживающие в данной стране;
3) им может быть разрешена политическая деятельность, однако они не вправе заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.
В современном мире традиционным и наиболее распространенным видом убежища является территориальное убежище.
В то же время в ряде стран Латинской Америки сохранилась и практика предоставления дипломатического убежища. Договорное закрепление оно получило в Гаванской конвенции об убежище 1928 г., в конвенциях, заключенных в Монтевидео в 1933 и 1938 гг., и Конвенции о дипломатическом убежище, заключенной в Каракасе в 1954 г., которая подтвердила положения Конвенции 1928 г.
В соответствии с Гаванской конвенцией 1928 г. институт убежища распространяется на дипломатические представительства, военные корабли, военные лагеря и военные самолеты.
По ст. 2 Конвенции допускается предоставление убежища лицам, преследуемым по конвенциям или законам государства пребывания, при следующих условиях:
1. Убежище может быть предоставлено только в экстренных случаях и на период времени, необходимый для того, чтобы данное лицо могло бы обеспечить свою безопасность каким- либо иным путем; причем только в той стране, которая признает право убежища.
2. Как только предоставлено убежище, дипломатический агент, командир военного корабля, военного лагеря или самолета должен сообщить об этом министру иностранных дел государства, гражданином которого является данное лицо, или местным властям, если предоставление убежища имело место вне столицы.
3. Правительство государства пребывания может требовать, чтобы укрывшееся лицо было выслано за пределы страны, а дипломатический агент государства, предоставившего убежище, в свою очередь может требовать гарантий безопасности для отъезда укрывшегося лица с соблюдением неприкосновенности его личности.
4. Укрывшееся лицо не может быть высажено на территории данной страны или в каком-либо месте, расположенном слишком близко от ее границ.
5. Укрывшемуся во время пользования убежищем не разрешается совершать действия, противоречащие общественной безопасности.
6. На государства не ложится никакой обязанности нести расходы, вызванные предоставлением кому-либо убежища.
Следует отметить, что большинство стран мира (включая и нашу страну) не признает дипломатического убежища и расценивает его как вмешательство во внутренние дела государства. Такая позиция подкрепляется ссылками на Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г., п. 3 ст. 41 которой гласит, что «помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительства...»
1.5 Международная защита прав беженцев
Беженцы относятся к наиболее уязвимым категориям населения и рассматриваются как самая большая трагедия человечества в наше время. Причиной массовых потоков беженцев всегда являлись чрезвычайные ситуации, связанные с мировыми и локальными войнами, межэтническими и религиозными конфликтами, диктаторскими политическими режимами, сопровождавшимися грубым нарушением основных прав человека, что вынуждало людей покидать свою родину, часто безо всяких средств к существованию, спасаясь от гонений и преследований.
Проблема беженцев впервые остро проявилась после Первой мировой войны, однако до сих пор она продолжает сохранять свою актуальность. Согласно статистике ООН в конце 2004 г. в мире насчитывалось около 17 млн. классических беженцев, лиц, ищущих убежища, внутренне перемещенных лиц, лиц без гражданства. Отсюда очевидна справедливость слов Папы Иоанна Павла II, назвавшего проблему беженцев «позорной раной нашего времени».