Возможности графологии

§2. Виды графологии


Среди методов получения криминалистически значимой информации, впитавших в себя многовековой опыт проведения графологических исследований, хотелось бы выделить так называемые "психологию шрифтов", "компьютерную графологию", психографию, диагностику психологического состояния по "реперной" букве и некоторые другие.

"Психология шрифтов". В последние годы XX века психолог Арик Сигман по заказу известной компании "Lехmагк" разработал "новую графологию", названную им "психологией шрифтов", в рамках которой попытался установить взаимосвязь между характером человека и используемыми им шрифтами при написании текстов на компьютере и печати документов. [11]

Как установил Сигман, в самом общем случае мужчины предпочитают использовать буквы прямолинейных очертаний, тогда как женщины выбирают шрифты более обтекаемые и мягкие по форме. Отмечена связь между психологическими особенностями личности с выбором распространенных гарнитур: так, "строгий" Times говорит о респектабельности автора, "мягкий" Courier - о чувствительности натуры, "развязная" Verdana выдает человека современного и смелого в поступках. [12] Важную роль играет размер шрифта и особенно разница в размерах между заглавными и строчными буквами. Свое исследование А. Сигман адресовал, прежде всего, не экспертам-психологам, а рядовым пользователям. Подойдя к выбору шрифта осознанно, можно добиться нужного эффекта в его восприятии читателем, что полезно при поиске работы, улаживании ссор и в сотне других ситуаций, с которыми приходится сталкиваться современному человеку в повседневной жизни.

"Компьютерная графология". В последнее время на базе классической графологии происходит формирование нового направления применения технико-криминалистических знаний в области психолого-почерковедческой диагностики личности. Использование компьютерных технологий при изготовлении документов приводит к некоторой потере криминалистически значимой информации об авторе и исполнителе таких документов. Одновременно с исчезновением ряда криминалистических признаков появляются новые. При работе за компьютером в специфической манере исполнения документа проявляется человеческая индивидуальность, т.е. "компьютерный почерк" конкретного лица. По индивидуальной манере выполнения документов на компьютере можно определить отдельные личностные особенности исполнителя, выражающиеся в стиле программирования, в предпочтительных настройках параметров "рабочего стола" или выборе "обоев" на экране монитора. [13]

Индивидуальной является также манера работы с клавиатурой или мышью. Все это способствует изучению параметров "компьютерного клавиатурного почерка", позволяющих идентифицировать исполнителя документа, в том числе в целях обеспечения своевременного расследования преступлений. К таким параметрам относятся: скорость ввода символов, характеризуемая временными интервалами, затраченными на ввод отдельных букв; изменение скорости набора, т.е. различие временных интервалов между последовательными нажатиями на клавиши клавиатуры или кнопки "мыши"; анализ альтернативных вариантов набора, т.е. уяснение, нажатие каких клавиш предшествовало нажатию реально выбранной; использование основной или дополнительной частей клавиатуры для набора; предпочтение в применении функциональных или "горячих" клавиш. [14]

Так, длительный поиск следующей клавиши может свидетельствовать о стрессовом состоянии, вызванном депрессией. Равномерный набор символов указывает на пунктуальность, аккуратность человека, его способность к рутинной работе. Равные паузы между словами показывают уверенность в себе пользователя, отсутствие негативных эмоций. Если временные интервалы между словами значительно выше, чем интервалы между нажатиями при наборе слов, то это может служить отражением истеричности, склонности к позерству или артистизму. Вариабельность временных интервалов между набором отдельных слов присуща морально неустойчивым людям, работоспособность которых меняется в зависимости от настроения или спровоцированной активности (вдохновения). Наблюдаемая отрицательная дифференциальная характеристика - от высокой скорости в начале набора до снижения темпа к концу - говорит об утомлении, испытываемом пользователем компьютера.

Каждый пользователь компьютера владеет определенной совокупностью специализированных программ по формированию текстов. Навыки владения ими для каждого оператора индивидуальны, относительно устойчивы и отображаются в документе, являясь идентифицирующим признаком исполнителя. Даже в случае удаления электронного файла на магнитных носителях остаются следы, которые могут помочь эксперту-криминалисту при его исследованиях. Из-за изменений в состоянии здоровья и повышения профессионального мастерства с течением времени клавиатурный почерк у пользователя меняется. Смена клавиатуры с мягкой на более жесткую, с обычной - на эргономическую, у которой другое расположение клавиш, тоже вносит свои коррективы. Работоспособность человека, его темперамент, реакция и манера работать с клавиатурой претерпевают колебания в зависимости от сезона, рабочей нагрузки, близости выходных, праздничных дней или отпуска.

"Компьютерную графологию" можно применить для определения профессии или культурной среды испытуемого. Для этих целей рассматривается реакция и скорость ввода определенных слов. Далее идет сравнение со словарем, в котором по профессиональным терминам или типичным жаргонным словосочетаниям определяются возможные профессии или образ жизни исполнителя текста. Скорость набора терминов может резко измениться в зависимости от отношения к ним: знаком ли с ними испытуемый, имеют они для него негативную окраску, знает ли он их значение. При встрече знакомых терминов из профессии или жизни скорость увеличивается, для незнакомых слов будет ярко выражено обдумывание и, соответственно, "торможение" при наборе символов.

В упрощенном варианте можно "просчитать" отдельные составляющие темперамента или характера человека, быстроту его реакции. Реакция на показанные на дисплее какие-либо тестовые фигуры или на смоделированные с провокационной целью "неполадки" в работе компьютера у холериков, сангвиников или флегматиков, естественно, будет различной.

Психография. Нередко выполнение рукописного текста сопровождается какими-либо рисунками или узорами. Такие элементы художественного творчества могут быть оставлены в записной книжке, рабочем дневнике или на полях печатного издания. Анализ подобных изображений с использованием психографического метода позволяет определить личностные особенности человека.

Разработчик психографического метода на основе типологизации рисунков, английский искусствовед Г. Рид исходил из следующей гипотезы: все многообразие форм художественного выражения можно свести к восьми видам, которые коррелируют с элементами типологии К. Юнга. [15] Проведя типологизацию 25 тысяч рисунков детей и более 10 тысяч рисунков взрослых различных специальностей с самыми разнообразными формами художественного выражения, Г. Рид обнаружил, что все это множество принципиально можно разделить на восемь типов. Разработанная им типология рисунков вполне пригодна для классификации любых рисунков, созданных людьми, независимо от их возраста, пола, квалификации и рода занятий. Для обозначения восьми типов рисунков Г. Рид использовал следующие понятия: эмфатический, гаптический, ритмический, структурный, органический, перечисляющий, декоративный, имажинарный, для каждого из которых выделил основные характеристики.

Психогеометрия. Психогеометрический метод опирается на учение о психологических типах К. Юнга и теоретические представления о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга. Легко заметить пересечение психогеометрической типологии личности со многими другими классификациями типов личности, разработанными как в классической, так и в современной психологии.

В первой половине XX столетия графологом из Сан-Франциско Энн Махони был предложен тест, в котором необходимо было в порядке предпочтения расположить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и ломаную линию, где круг символизировал одобрение, чувственность, дружеское отношение, игривость; квадрат - ощущение безопасности, преобладание в характере логики, практического подхода к действительности, желание создать прочную базу; треугольник - агрессию, оценку собственного успеха выше эмоциональной вовлеченности, отсутствие усидчивости; ломаные линии - наличие воображения, индивидуальность, увлеченность философией, поэзией, музыкой и подход к оценке других людей по их внутренним качествам, а не социальному статусу. [16]

В порядке апробации новых оригинальных психодиагностических методов, перспективных для применения в кадровой работе и деятельности правоохранительных органов, на протяжении нескольких лет при проведении плановых психодиагностических мероприятий предлагал слушателям ряда высших учебных заведений г. Алматы, осуществляющих подготовку сотрудников для правоохранительных органов, выполнить психогеометрический тест параллельно с написанием психологического автопортрета для получения образцов скорописного почерка. [17] Процедура обследования состояла в следующем: респонденту предъявлялся стимульный материал - пять стандартных, вырезанных из бумаги карточек, с изображенными на них геометрическими фигурами: квадратом, треугольником, прямоугольником, кругом и зигзагом. Требовалось выбрать ту из них, которая первой привлекла внимание, наиболее понравилась, в отношении которой можно было бы сказать: "Это я". Оставшиеся четыре фигуры ранжировались в порядке убывания предпочтений. По завершению процедуры тестирования определялся геометрический ряд, в котором фигуры располагались в зависимости от их привлекательности для обследуемого.

Считается, что фигура, выбранная первой - основная или субъективная форма, позволяющая определить доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, степень влияния которых убывает с увеличением порядкового номера. Важное значение имеет последняя фигура: она вызывает антипатию, негативное к себе отношение тестируемого, указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для респондента наибольшие трудности.

Для дальнейшего исследования фиксировался выбор первой (самой предпочитаемой), второй (предпочитаемой) и последней (отвергаемой) фигур.

Всего было обследовано более 400 человек, представлявших различные возрастные, образовательные, половые, национальные и социальные группы. Наиболее предпочитаемой геометрической фигурой для 41% респондентов оказался квадрат, далее в порядке убывания: круг - 27%, треугольник - 14%, прямоугольник - 11% и зигзаг - 7%. В целом, в качестве первой или второй фигуры квадрат назывался в 74% случаях из ста. Среди отвергаемых фигур бесспорным лидером оказался зигзаг (72%), далее прямоугольник (11%), треугольник (9%), круг (6%) и квадрат (3%). Таким образом, респонденты идентифицировали себя чаще всего с квадратом и как отвергаемую фигуру выделяли зигзаг. [18]

На основании полученных данных можно констатировать частичное подтверждение достоверности результатов психогеометрической диагностики личности, но также и предостеречь от ее использования в качестве серьезного психодиагностического инструмента без дальнейшей экспериментальной доработки.

Нельзя не заметить внешнее совпадение форм фигур психогеометрического теста с отдельными особенностями в скорописном почерке. В наибольшей степени это относится к общим признакам почерка - признакам геометрического построения (например, особенности связи), а также подписному почерку (например, конструкция подписи). При наличии значимой корреляции между психогеометрической типологией и особенностями почерка появляется возможность их комплексного использования в психодиагностической практике. Сам по себе психогеометрический тест прост и удобен в работе, однако его можно использовать лишь до тех пор, пока тестируемому не станет известна интерпретация выбранных фигур. Для психогеометрии, как и для других проективных методик, характерен глобальный подход к оценке личности, что, естественно, приводит к снижению достоверности информации. Этим и определяется значение обязательного соотнесения "проективного материала" с результатами других исследований, в частности психолого-почерковедческих.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты