Таким образом, при составлении плана на первоначальном этапе расследования следователь обязан продумать, каких специалистов, как и когда привлечь, наметить мероприятия, в которых они будут участвовать. Желательно, чтобы использование специальных познаний на первоначальном этапе было достаточно широким и плановым. Кроме того, при планировании важно предусмотреть научно-техническое и организационное обеспечение эффективности первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Для этого в плане должен быть приведен не только перечень научно-технических средств, но и конкретные тактические приемы их использования.
На первоначальном этапе расследования нужно планомерно применять специальные познания в форме экспертиз. Однако именно на данном этапе далеко не всегда используются богатейшие возможности судебной экспертизы, в особенности имеющие диагностический характер. Экспертизы назначаются несвоевременно, в постановлениях предусматриваются не все вопросы, которые могут быть решены на базе имеющихся материалов, допускаются иные ошибки, снижающие эффективность следствия. Круг экспертиз, вопросы, которые требуется разрешить при их производстве, материалы, необходимые для исследования, - все должно найти отражение в плане первоначального этапа расследования. При этом следователю целесообразно проконсультироваться с экспертами, соотнести свои потребности по делу с возможностями экспертного учреждения, а когда они не совпадают, запланировать производство исследований в другом криминалистическом учреждении, обладающем более широкими возможностями вследствие обеспеченности совершенной аналитической техникой, высокой квалификации сотрудников и др.
В связи с выше сказанным, применительно к рассматриваемому вопросу нашей дипломной работы следует уделить особое внимание подготовке образцов для графологического исследования.
Психолого-почерковедческий (графологический) анализ текста, с одной стороны, имеет дело с личностными характеристиками субъекта, а с другой - с почерком, в котором эти характеристики отражаются в опосредованной форме. Следовательно, необходимо определить, какие виды рукописных документов наиболее пригодны для данного вида криминалистического исследования. Руководствуясь классификацией В.Е. Семенова, составленной специально для анализа документов, можно сказать, что для психолого-почерковедческого исследования наиболее информативными являются письма, дневники, личные записи и другие свободные образцы почерка. [39] Если для автороведческо-лингвистического анализа минимальный объем текста составляет одну-две страницы[40], то для анализа психологических особенностей личности по почерку можно использовать рукописный текст меньшего объема. Для дифференциации устойчивых личностных проявлений относительно кратковременных психических состояний желательно иметь не менее двух-трех документов, исполненных в разных условиях и с разрывом во времени. Достоверность выводов повышается, если специалист располагает информацией о социально-демографических характеристиках исполнителя, целевом назначении документа, условиях его составления, некоторых биографических данных. Следует отметить, что личностная характеристика человека по информации, которую содержит в себе почерк, может быть представлена только в вероятностной форме. Результативность психолого-почерковедческого изучения личности определяется сопоставимостью полученных при этом данных с теми, которые могут быть установлены с использованием специальных психодиагностических методик, предполагающих контакт с обследуемой личностью.
Правильный отбор образцов для проведения исследования имеет большое значение для объективизации полученных результатов. Необходимо, во-первых, снижение объема субъективных искажений, вносимых испытуемыми, во-вторых, уменьшение объема субъективных искажений, вносимых в процедуру организатором эксперимента. Выполнение первого требования было достигнуто за счет создания условий, при которых испытуемым была неясна истинная цель эксперимента - при написании в качестве образца почерка психологического автопортрета испытуемым указывалось на иную цель исследования: проверку умения излагать письменно свои мысли, лексического багажа, грамматики, но ни слова не говорилось об анализе особенностей почерка. Таким образом, внимание испытуемых было отвлечено от графики, и они не сосредотачивались на ее контроле. Второе требование было соблюдено за счет формализации процедуры исследования - испытуемым предлагалось в произвольной форме описать себя, опираясь на следующие вопросы плана:
детство (каким был ребенком, в какие игры играл, какие от ношения были с родителями, со сверстниками);
семья (какие отношения в семье, с родителями, женой, детьми, каков исполнитель в этих отношениях);
работа (что нравится и не нравится в выполняемой работе, какие отношения с коллегами, начальством, подчиненными);
за что исполнителя любят друзья, и кто они. За что ненавидят враги, и кто они;
каков исполнитель в конфликте или в ссоре;
каков исполнитель в экстремальной, опасной ситуации;
как и за что можно похвалить исполнителя, на что он обижается. [41]
Психологический автопортрет выполнялся на белых листах нелинованной бумаги формата А-4 объемом в 2-4 страницы. В качестве подложки использовались 2-3 листа бумаги того же формата без использования трафарета. Текст исполнялся шариковой или перьевой ручкой, так как исполнение текста карандашом, гелиевой ручкой или фломастером менее информативно. После составления психологического автопортрета исполнители указывали свои фамилии и инициалы, а также два-три раза расписывались. Таким образом, были получены свободные образцы как почерка, так и подписи.
Обобщение практики отбора образцов почерка для психолого-почерковедческого (графологического) исследования свидетельствует о том, что чаще всего почерковый материал получают путем переписывания какого-либо текста. [42] Выбор нами иного способа получения свободных образцов почерка путем составления психологического автопортрета имеет преимущества перед переписыванием контрольного текста, так как при сочинении и списывании у исполнителя срабатывает разная последовательность действий. В первом случае действие развертывается от фонемы к графеме, включая обобщенное фонематическое представление, основой которого является правильный звукобуквенный анализ. При этом отсутствует непосредственная опора на зрительный образ буквы и требуется уже выработанное представление о графеме, реализуемое в индивидуальной графике. На сформировавшийся образ буквы накладывается влияние психики, физических особенностей исполнителя, его интеллекта, темперамента и т.д. Логика действия при переписывании текста - от зрительно воспринимаемой буквы к ее графическому выполнению. Этот процесс гораздо проще по своей структуре и не столь индивидуален в проявлении. Исполнителю как бы навязывается тот или иной образ букв.
Таким образом, при проведении психолого-почерковедческого исследования большое значение имеют как признаки почерка, используемые в судебно-почерковедческой экспертизе, так и признаки, успешно применяемые графологами. [43]
Степень гармоничности письма определяется соразмерностью основных элементов письма и, по мнению многих авторов, позволяет судить об уровне одаренности личности, развитии умственных способностей, присутствии вкуса и внутренней культуре человека. Нередко рисунок отдельных букв может казаться некрасивым, с неправильностями, изломами, но вместе они образуют гармоническое целое. Степень гармоничности письма, по мнению графологов, отражает степень одаренности личности, развитие умственных способностей, присутствие вкуса, наличие внутренней культуры человека. Степень геометрической выдержанности определяется равномерностью линий, строк, полей, интервалов между словами и строками, нажима, общей выдержанностью письма. Она устанавливает уровень волевого развития человека, запасы нервно-психической энергии, работоспособность, развитие сдерживающих импульсов, уравновешенность психических проявлений, способность или неспособность к систематическому труду. Степень графологичности письма определяется величиной отклонения от прописей и отражает уровень самобытности личности, инициативу и степень разнообразия психологических проявлений. Чем сильнее отклонения от каллиграфии, тем больше основания считать, что, в каких бы областях не проявилась личность - духовной или материальной, в общественной или практической жизни, в науке или искусстве - всюду она не только не довольствуется одним приспособлением к условиям своей деятельности, но и стремится внести в жизнь что-то свое, новое и оригинальное.
Получив характерологические данные путем оценки почерка по основным графологическим категориям, графологи, как правило, переходят к детальному исследованию, которое заключается в выяснении характера нажима почерка, наклона, построения связи, штрихообразования, преобладания дуговых или угловых линий в письме, характера фигурации слов и отдельных букв и, наконец, в исследовании рисунка подписи. Такое исследование производится для того, чтобы установить характер отклонений почерка от каллиграфического образца, так как каждое отклонение непосредственно выявляет собой ту или иную сторону личности писавшего.
Основными требованиями, предъявляемые к сравнительным материалам являются достоверность, сопоставимость, надлежащее качество и достаточное количество.
Следователь должен убедиться, кем исполнен текст, направляемый им в качестве свободного образца (достоверность).
Сопоставимость понимается так, что образцы должны быть исполнены тем же шрифтом, теми же графическими символами, буквами того же алфавита или цифрами.
Надлежащее качество подразумевает, что образцы не должны допускать большого разрыва во времени, быть выполненными по возможности на сходной бумаге или бланке, аналогичным пишущим прибором и в тех же условиях.
Достаточное количество - это такой объем образцов, который обеспечил бы возможность полного и всестороннего сопоставления всех признаков, содержащихся в исследуемом тексте. Применение в настоящее время математических методов, основанных на вероятностной статистике, требует большого объема образцов.
Для решения задач могут быть представлены свободные образцы (выполненные до возникновения уголовного дела), условно-свободные и экспериментальные (исполненные по заданию следователя).
В качестве свободных и условно-свободных образцов могут быть представлены личные письма, записи в тетрадях, дневники, характеристики, объяснения, жалобы, служебная переписка и тому подобные тексты. [44]
Экспериментальные образцы подразделяют на обычные и специальные. Первые не требуют особых условий, а для отобрания специальных должны быть созданы условия, максимально приближенные к тем, в которых выполнялись исследуемые рукописи.
Экспериментальные образцы могут быть получены путем: диктовки текста, специально составленного для этой цели; самостоятельного письма, когда проверяемый по предложению следователя пишет произвольный текст (автобиографию, объяснение).
Перед получением экспериментальных образцов следователь должен: заранее подготовить соответствующие материалы письма (бумагу по формату, качеству, линовке или аналогичный бланк); составить специальный текст для диктовки, содержащий сочетания букв или слова, имеющиеся в исследуемом тексте. Иногда в интересах дела проверяемое лицо не должно доподлинно знать исследуемый текст или последний содержит нецензурные, оскорбительные выражения; создать условия, максимально приближенные к тем, в которых был выполнен исследуемый документ (плохая освещенность, неудобная поза и т.п.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10