Возможности использования количественных признаков при производстве экспертиз следов кожного покрова и орудий взлома

Инструмент (от лат. Instrumentum - орудие) в широком смысле слова означает орудие для выполнения каких-либо работ. Принято различать: ручной инструмент (долото, молоток, клещи и т.п.), станочный (фреза, сверло, резец и т.п.) и механизированный (с электрическим, гидравлическим и пневматическим приводом). Поэтому, инструментами могут считаться, как орудия производственного назначения, так и другие объекты, используемые преступниками в качестве технических средств при совершении преступлений и оказывающиеся объектами трасологической экспертизы. В зависимости от механизма взаимодействия с преградой орудия взлома в трасологии принято делить на ударные, долбежные, рычажные, режущие и орудия комбинированного воздействия, которые могут быть отнесены к одной из перечисленных групп, например - рычажно-режущие, долбежно - рубящие входят в состав группы режущих орудий.

Следами орудий взлома называют видоизменения преграды, возникающие в результате воздействия на неё контактной поверхностью орудия взлома.[6] Как правило, инструменты заводского изготовления соответствуют определенным ГоСТам, ТУ и выпускаются большими партиями, поэтому однотипные инструменты в пределах целых партий содержат практически одинаковые групповые признаки внешнего строения и классифицируются в трасологии как производственные признаки. Инструменты, изготовленные в кустарных условиях (единичные экземпляры) различаются не только некоторыми деталями , но и многими общими признаками внешнего строения. В процессе эксплутации, как серийного экземпляра инструмента, так и инструмента изготовленного в кустарных условиях, их рабочие поверхности подвергаются определенным изменениям (износу), которые в трасологии принято называть эксплуатационными признаками. Именно эти две основных группы признаков, а также случайность их возникновения служат основанием для отнесения их к особенностям, свойственным только рассматриваемому объекту.

Чтобы нагляднее представлять механизм образования следов орудий и инструментов, прежде всего необходимо иметь представление о механических свойствах материалов из которых изготавливаются преграды. Как правило, такими материалами в основном являются дерево или металл, реже кирпич, бетон или железобетон. Все они обладают определенными механическими свойствами - прочностью и жесткостью, от которых зависит картина следообразования.

Прочностью называется способность материала не разрушаться под действием приложенных к нему нагрузок.

Жесткостью называют степень изменений размеров и форм, которые неизбежно возникают в любом реальном твердом теле при силовом воздействии.

Рассмотрим некоторые примеры, иллюстрирующие процесс следообразования на различных материалах:

Если нанести удар молотком или подобным предметом по толстому слою резины - она деформируется, т.е. изменит свою форму и размеры (при этом следами наслоения и отслоения пренебрегаем), а в момент снятия ударной нагрузки резина восстановит свою форму - такой вид деформации называется упругой, т.к. упругостью называется свойство материала восстанавливать форму и размеры деформированного тела после прекращения действия приложенных к нему сил.

При нанесении удара той же силы по слою свинца, такой же толщины , очевидно, что после снятия ударной нагрузки слой свинца в зоне следового контакта примет форму ударной части молотка, то есть произойдет изменение первоначальной формы. Такой вид деформации называют пластической (остаточной), т.к. пластичностью называется свойство материала претерпевать значительные деформации без разрушения и сохранять эти деформации после прекращения действия внешних сил. При этом в пределах следа в той или иной степени зеркально отображаются особенности внешнего строения поверхности ударной части молотка или иного объекта.

 В случае нанесения удара той же силы по стеклу, такой же толщины - после снятия ударной нагрузки в зоне следового контакта окажется груда осколков т.к. стекло обладает хрупкостью - свойством материала разрушаться без заметных остаточных деформаций.

Исходя из представленных примеров, можно заключить, что в большинстве случаев объектом экспертных исследований следов орудий и инструментов, могут являться следы, образованные в результате пластической (или остаточной) деформации следовоспринимающей поверхности, т.к. при упругой и хрупкой деформации информативность образовавшихся таким образом следов весьма мала с точки зрения экспертного исследования следов орудий и инструментов.

Все следы, как известно, делятся на две основные группы объемные и поверхностные, которые применительно к следам взлома могут быть:

1.   Статические (например, давления);

2.   Динамические (например, скольжения, резания).

Эти следы в основном являются объемными (трехмерными), однако в некоторых случаях не имеет смысла учитывать третью составляющую (глубину следа) вследствие её незначительности. Тогда след относят к категории поверхностных. Поверхностные следы могут быть образованы также различными веществами и в зависимости от того, на какой из поверхностей осталось вещество - бывают следами наслоения и отслоения.

 3. Термического воздействия.

К этой группе следов относятся следы, образованные в результате воздействия высокой температуры на преграду, с целью ее преодоления в преступных целях.

По общепринятой в трасологии терминологии статические следы могут быть образованы только при соблюдении следующего условия: когда большая по величине составляющая силы, приложенной к орудию, действует по нормали к следовоспринимающей поверхности. При образовании статических следов элементы контактирующего участка орудия зеркально отображаются в следе без существенных изменений. Преимуществом объемного отображения является его трехмерность, позволяющая получить более полную количественную характеристику следообразующего участка орудия или инструмента.

В поверхностных следах отображаются только наружные плоскости и контуры деталей рельефа.

Динамические следы могут быть: следами скольжения (уплотнения, соскоба); свободного резания и разруба; перекуса и перерезания; сверления; распила.

Все виды динамических следов характеризуются определенными геометрическими параметрами (рабочим, фронтальным и встречным углами), принятыми в трасологии, которые в той или иной степени влияют на картину следообразования.

Рабочим углом c - принято называть угол между фронтальной и тыльной плоскостями инструмента или угол заточки инструмента.

Фронтальным углом j - называют угол между биссектрисой рабочего угла следообразующего объекта и линией направления движения инструмента. Может изменяться в пределах значений половины рабочего угла и 1800 за вычетом половины рабочего угла инструмента.

Встречный угол d - угол между линией контактирующих точек и линией направления движения инструмента изменяется от 00 до 1800.

Следы скольжения образуются при условии, если результирующая составляющая следообразующей силы направлена под углом, отличным по величине от 900 к следовоспринимающей поверхности, при этом каждая условная точка следообразующего элемента оставит за собой след - трассу на воспринимающем объекте. Следы скольжения могут быть линейными и плоскостными.

Линейный контакт имеет место при скользящем воздействии орудия, когда линия контактирующих точек совпадает с линией направления движения, т.е. когда встречный угол принимает предельные значения (00 или 1800). В таких следах, по сравнению со статическими, меньше информации о следообразующем объекте, однако и они могут быть пригодными для определения групповой принадлежности орудия и его идентификации.

Плоскостной след, возникает при скольжении какой либо плоскости орудия по поверхности воспринимающего объекта, т.е. когда фронтальный угол принимает предельные значения. При этом точки рельефа, расположенные в пределах всей плоскости следообразующего участка, одновременно участвуют в следообразовании. Однако, в результате последовательного наложения трасс, образованных отдельными участками следообразующей плоскости такой вид следов считается весьма затруднительным при идентификации орудия его оставившего.

 К следам разреза относятся:

1. разрез (ножом);

2. разруб;

3. перекус;

4. сверление;

5. распил,

6. разрез отрезными кругами.

 Кратко рассмотрим эти виды следов, как наиболее часто встречающиеся в экспертной практике.

Следы разреза и разруба образуются на воспринимающей поверхности в результате воздействия режущих и рубящих инструментов (ножа, топора, стамески, зубила и других подобных инструментов) и по свей природе сходны со следами скольжения. По этим следам можно судить о ширине следообразующего участка и рельефе режущей кромки инструмента. Очевидно, что степень выраженности признаков в следах зависит от структуры материала следовоспринимающей поверхности, величины результирующей силы, приложенной к инструменту и от углов, характеризующих взаимное расположение орудия и воспринимающей поверхности. Следует, однако, заметить, что фронтальный угол в этом случае практически всегда близок к 1800 и его измерение теряет смысл.

Следы перекуса, образуются в результате одновременного воздействия пары режущих элементов, движущихся друг навстречу другу. К таким следам относятся следы кусачек, бокорезов, плоскогубцев, ножниц, которыми воздействовали на проволоку, дужку замка и др. Этот вид следов характерен тем, что фронтальный и встречный углы имеют фиксированные значения в течение всего процесса следообразования и при получении экспериментальных следов не требуется воспроизведение значений этих углов.

Следы сверления делятся на сквозные и несквозные (глухие). Сквозные следы сверления в большинстве случаев к идентификации непригодны, т.к. по ним можно установить лишь диаметр сверла, и с какой стороны производилось сверление, поэтому данный вид следов в настоящем разделе не рассматривается.

В качестве следообразующего объекта, в данном случае выступает сверло, которое представляет собой режущий инструмент, служащий для образования отверстий в различных материалах. Такие сверла состоят из рабочей части - 1, которая состоит из стержня с винтовой нарезкой, на конце которого имеются режущие элементы, и хвостовика - 2.

Представляют интерес глухие следы сверления, т.к. основной следообразующей частью является режущая рабочая кромка, следы от которой образуются на дне следа и на стружке. Рабочая часть сверла бывает с винтовой нарезкой и без нее. Винтовые канавки на стержне сверла служат для удаления из отверстия стружки (в сторону, противоположную направлению сверления). Наиболее распространены так называемые центровые сверла, рабочая часть которых имеет центр в виде острия. Встречаются сверла, изготовленные кустарным способом, их легко определить по характеру обработки и отсутствию маркировочных обозначений. Следообразование в процессе сверления обусловлено вращательным движением режущих частей сверла. Поэтому следы сверления относятся к разновидности следов разреза.

При исследовании следов распила устанавливается только групповая принадлежность. Идентификация по стружке и по дну следа весьма затруднена.Однако, в некоторых случаях на стружках могут быть обнаружены микротрассы, отображающие особенности рельефа режущей кромки отдельных зубьев. Общие признаки - это ширина неполного следа распила, след запила (характеризует ширину разводки зубьев, направление зубьев).

Следы, образованные при разрезе преграды отрезными дисками имеют несколько иную природу, по сравнению с ранее рассмотренными. Отрезные диски представляют собой плотно спрессованные (на клеевой основе) абразивные частицы (корунд, алмаз), армированные различными волокнистыми материалами (стеклоткань и т.п.). Отрезные диски могут также быть выполнены в виде металлического диска, на рабочей поверхности которого нанесен абразивный слой. Материал и зернистость абразива заметно влияют на режущую способность и производительность реза. Так с увеличением зернистости и остроты граней зерен режущая способность диска увеличивается, однако увеличивается шероховатость поверхности разреза. Процесс следообразования, как впрочем, и при использовании других абразивных инструментов, связан с отделением мельчайших частиц металла, а в ряде случаев и абразивных частиц, отделившихся от диска и образованием на поверхностях разреза хаотично расположенных трасс. Иногда в таких следах наблюдается локальное изменение цвета разрезаемого металла (цвета побежалости), возникающее в результате местного перегрева.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты