Возникновение и эволюция российского конституционализма

Одним из главных оппонентов В.И. Сергеевича стал А.Д. Градовский, издавший в 1868 году очерк «Государственный строй древней России». Как считает Н.В. Иллерецкая, А.Д. Градовский находился на позициях общинной теории. Вече, считает А.Д. Градовский, соответствовало не личной свободе, а общинному быту. Поэтому оно выражало общинную свободу, было правом не каждого лица, а целой общины. Общинные (вечевые) начала, определяемые формами народного быта, вместе с тем выражались по отношению к организованной княжеской власти в присущем каждой автономной общине праве призвания князей; но это начало находилось в постоянной борьбе с началом княжеским, родовым (наследование по родовому старейшинству).

По мнению Сергеевича, из двух сил - князя и вече - осталась только одна: князь. Князь отменил вече. Автор выделяет три причины перехода вечевой России к единодержавию: влияние татарского владычества, установление поместной связи между служилыми людьми и князем и объединение России. А.Д. Градовский считает, что первая причина чисто внешняя, а вторая и третья - производные от нее. С усилением начала престолонаследия народное призвание возобновлялось лишь в редких случаях в связи с прекращением княжеского рода. Государственный идеал, зародившийся в первый момент призвания князей как реакция на общинный быт, достиг высшей ступени развития. Татарское владычество дало новый толчок народному самосознанию и привело к практическому осуществлению государственного единства[13].

Властеотношения в Древней Руси сложились задолго до возникновения Московского государства, но в этот период можно говорить лишь о некоторых элементах традиции, подводящих народ к современному пониманию конституционализма.

В России до конца XVIII века сохранились органы, которые носили элементы представительных учреждений. Такими органами были земские соборы, в состав которых входили представители не только высшего феодального сословия, но и представители низших.

Понятие «земский конституционализм» вошел в политический обиход в начале XX века. Под ним подразумевалось такое направление земской общественно-политической и теоретической деятельности, которое ставило целью построение Российского государства на общинном принципе посредством реформ существующего государственного строя, совместными усилиями правительства и либерального общества[14].

В России теория конституционализма разрабатывалась в основном авторами, принадлежавшими к либеральному лагерю. Видные русские правоведы В.М. Гессен, П.И. Новгородцев, С.А. Котляревский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин и другие связывали понятие «конституционализм» с теорией «правового государства», разработанной немецкими государствоведами, в частности, Р. Моллем, а затем русскими авторами. Большим шагом вперед следует считать введение в научный обиход понятия «конституционное право» вместо употреблявшегося ранее понятия «государственное право». Многие ученые под конституционным правом понимали конституционную организацию государственной власти, направленную на защиту прав и свобод личности.

Согласно либеральному мировоззрению, исторические долиберальные государственные формы нельзя разрушать путем революционного переворота, их надо преобразовывать. Следовательно, либеральный конституционализм в России необходимо понимать как своего рода альтернативу революции[15].

Анализируя взгляды отечественных исследователей на проблемы конституционного устройства государства, следует отметить, что российские ученые второй половины XIX века разработали стройную концепцию конституционного государства в форме конституционной монархии, гарантирующей широкие права и свободы личности, разделение властей, развитое местное самоуправление.

Конституционное государство, должно обладать рядом характерных признаков, которые бы отличали его от государства неконституционного. Прежде всего, это наличие основного правового закона - Конституции. Конституция - это не просто Основной Закон государства, принятый путем надлежащей процедуры, это закон, обеспечивающий в государстве господство права, т.е. устанавливающий и гарантирующий минимальную и неотчуждаемую меру свободы и формальное равенство участников социального общения.

Конституционализм в либерально-правовой мысли России тождественен понятию конституционного государства ядром, которого является Конституция. На заре XX века под конституцией понимались «совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенция, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти»[16].

Противовесом чрезмерному развитию административного строя является строй конституционный, а противоположностью государства полицейского (бюрократического) - государство конституционное. Понятие «конституционализм» тесным образом связано с понятием «конституционный строй», который является центральным в российском конституционализме. До сих пор в законодательстве не выработано определения конституционного строя, несмотря на использование его в официальных документах и, прежде всего, в Конституции Российской Федерации 1993 года.

В юридической литературе 90-х годов XX в. предлагалось исключить из конституционного права термин «общественный строй», на том основании, что это понятие использовалось в теории и практике тоталитарного социализма, и было там «огосударствлено», т.е. исключало существование гражданского общества, независимого от государства и стоящего над ним[17].

Исследуя конституционализм в России, И.А. Кравец отмечает, что типология конституционализма насчитывает несколько классификаций: мнимый конституционализм и подлинный, а также парламентарный (в форме парламентской республики или монархии) и дуалистический (в форме президентской республики и дуалистической монархии, республиканский (основанный на принципе народного суверенитета) и монархический (базирующийся на монархическом принципе), народный (возникший вследствие принятия конституции избирательным корпусом или его представителями в парламенте или учредительном собрании), договорный (возникший в условиях соглашения между монархом и парламентом) и октроированный (юридическим основанием которого является акт, пожалованный главой государства, как правило, монархом)»[18].

Государствоведы либерального направления подчеркивали, что Основные законы 1906 года свидетельствовали о возникновении в России октроированного конституционализма с дуалистической монархией по характеру организации законодательной власти и типу взаимоотношений монарха, правительства и парламента между собой[19].

В конце XIX - начале XX веков русские либералы являлись по своим взглядам государственниками, мечтавшими реализовать свои программы посредством государства и его институтов, они пытались изменить заимствованные конституционные принципы применительно к России. Английская Конституция, писал Б.Чичерин, является неподражаемой, учиться у англичан способу сохранить политическую свободу совершенно напрасно, можно усвоить лишь некоторые приемы, условия, форму[20].

В России основными конституционными идеями исследуемого периода являлись: ограничение самодержавия и введение представительного правления, определение источника суверенитета власти, провозглашение политических и гражданских прав и свобод подданных, утверждение верховенства права и законности.

Сегодня процесс конституционных преобразований в мире имеет общую направленность. Современный этап конституционного развития России заключается в том, что оно «подчиняется общемировым закономерностям: демократизации и гуманизации конституций; усилению конституционно-правовых основ политической, экономической и социальной сфер общества; развитию механизмов согласования интересов различных социальных слоев», правда, надо отметить, что эти процессы идут, не всегда гладко, а порой и противоречиво[21]. Но все же за последние десятилетия обогатилась сама теория конституционализма. Среди его принципов выделяют демократический способ разработки и принятия конституции; наличие конституционного контроля; стабильность конституционных норм; признание общечеловеческих ценностей[22]. Универсальность этих составляющих заключается в том, что они признаются государствами с различным уровнем политического, экономического, социального, культурного развития.

О конституционализме можно говорить лишь с того периода, когда полностью определились отношения между гражданским обществом и государством как отношения двух сторон, двух субъектов исторического процесса. В России в результате исторических особенностей (вечевому, общинному быту, монархической традиции, ликвидации частной собственности в советский период) структуры гражданского общества были неразвиты, а, следовательно, и конституционализм имел особые формы не только своего становления, но и проявления.


§2. Зарождение конституционализма в России


История конституционализма России имеет древние корни. Его идеи и представления развивались, основываясь на обычаях, древнейших сборниках правовых актов.

Древняя история России распадается на два периода, В течение первого, княжеского периода, Россия представляет собой разделенною на множество независимых одно от другого княжеств, в течение второго, царского, она является соединенной в одно государство с политическим центром в Москве.

Объединение России было достигнуто при князьях, к этому периоду относятся и первые зачатки некоторых учреждений царской России, таких как приказы. Также к этому периоду можно отнести и начало формирования некоторых элементов российского конституционализма.

Народ и князь были два элемента древнерусского общественного быта. Участие народа в общественных делах проявлялось в форме веча. Вече были во многих городах древней Руси: во Владимире, Рязани, Муроме, Ярославле, Устюге, Галиче и других. Вече Новгорода имело свою особенность, которую Сергеевич объясняет наличием сильных партий и легкой возможностью столкновений между ними. Также Новгород имел преимущество в том, что татарский разгром его не коснулся. Благодаря этому обстоятельству, вечевая жизнь сохранилась в его стенах гораздо дольше, чем в остальной России[23].

Вече было явлением не только всеобщим, но и необходимым в древней России, так как князь еще не имел своих собственных, развитых орудий управления. Это заставляло его искать опоры в согласии с народом, выдвигая народ на первый план. В дореволюционных исследованиях русского права нет единого мнения о характере русского веча. По мнению В.И. Сергеевича, он определялся двумя условиями: слабостью княжеской власти и всемогуществом личной свободы - «участие в вечевых собраниях было не обязанностью как в парламентах Англии, а правом личной свободы»[24].

По мнению А.Д. Градовского, вече соответствовало не личной свободе, а общинному быту, поэтому оно выражало общинную свободу, было правом не каждого лица, а целой общины[25].

Вече не было результатом законодательного акта, поэтому и отмена его совершалась не в силу воли законодателя, а в силу изменений в древнем обществе. В.И. Сергеевич выделяет три причины перехода вечевой России к единодержавию: влияние татарского владычества, установление поместной связи между служилыми людьми и князем и объединение России[26].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты