Возникновение политического терроризма в России. Убийство Александра II

После покушения аресты подозреваемых людей и высылки их приняли массовый характер. Репрессии дошли до того, что вышло запрещение носить синие очки и длинные волосы мужчинам, а короткие - женщинам, что якобы свидетельствовало о «крайнем социализме» человека. Запреты коснулись школ, библиотек, университетов и так далее.

Репрессии не достигли свей основной цели; парализовать развитие революционных организаций не удалось. Тайные общества появлялись и действовали, хотя многие из них быстро ликвидировались. Так, в феврале 1868 года в Москве и Петербурге была ликвидирована организация «Рублевое общество» Феликса Волховского, а позже -организация И.И.Бочкарева. Вообще, подпольная околореволюционная деятельность стала своеобразной модой в студенческой среде конца 60-х годов.

В таких условиях работы выдающегося теоретика анархизма М.А.Бакунина, особенно его журнал «Народное дело», издававшийся в Женеве, оказали большое влияние на прогрессивную молодежь. Бакунин писал: «Пусть освобождение народа путем науки для нас закрыт; нам остается потому только один путь — путь революции».

1. Шилов А.А. Покушение Каракозова. - Красный архив, 1926. - Т.4. 98
с.

2.       Там же.-Т. 1. 177с.

3.       Бакунин М.А. Речи и воззвания. - Изд-во И.Балашова, 1906.( цит. по:
Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. 1Х-начало XX
века. -М.:Интепракс, 1994. - 345 с.)


13

Точка зрения Бакунина импонировала известному деятелю тогдашнего подполья Сергею Нечаеву. Он был искренне предан идеалам бакунизма; главным его желанием было создание единой сплоченной группы для руководства разрозненными организациями. Зимой 1868-1869 годов Нечаев с группой товарищей разработал «Программу революционных действии», призывавшей к полной перестройке существующих «несправедливых общественных отношений». Авторы программы поставили перед собой цель «создать возможно большее количество революционных типов», для достижения чего предлагалось использовать сходки, частные протесты и кружки. Конечной целью ставилась революция весной 1870 года.

Студенческие беспорядки действительно имели место в Петербурге в 1869 году, но были быстро подавлены. Нечаевская организация была разгромлена во время беспорядков, а сам Нечаев бежал за границу, где встретился с Бакуниным. Бакунин горячо поддержал Нечаева, и вместе они выпустили журнал «Народная расправа», а также знаменитый «Катехизис революционера». Бакунин в своих работах призывал студентов: «Ступайте в народ! Там ваше поприще, ваша жизнь, ваша наука». Бакунин требовал обратить особое внимание на «разбойничий мир». По его мнению, разбойники «составляли мир русской революции». 1.

Перед возвращением Бакунин снабдил Нечаева мандатом вымышленного «Всемирного революционного союза» за своей подписью. По возвращении Нечаев начал формирование собственного тайного общества «Народная расправа» в Москве. Общество было основано на слепом подчинении руководителю, причем в целях конспирации Нечаев разбил рядовых членов на пятерки, поставив над каждой из них своего доверенного человека. Рядовые участники не знали никого, кроме своих согрупников и командира. Нечаев исключал всякую самостоятельность участников группы, а когда член одной из групп Иванов проявил непослушание, то сам Нечаев при помощи других членов комитета убил его (ноябрь 1869 года). Основанием для убийства было провозглашено предательство со стороны Иванова, но это обвинение было заведомо ложным. Тогда же, зимой 1869 - 70 годов нечаевская группа была разгромлена. Сам Нечаев бежал за границу, но в 1872 году был выдан швейцарскими властями и умер в Петропавловской тюрьме.

Ишутинская и нечаевская группировки ставили перед собой конкретные цели (народная революция) и использовали «конкретные» методы. Эти организации представляли собой уже откровенно террористические группировки со строгой иерархией, фанатичной верой в свою правоту и радикальными методами.

1. Бакунин М.А. Речи и воззвания. - Изд-во И.Балашова, 1906. - 245 с. (там же. - 345 с.)

14

Покушение на царя стало отправной точкой начала индивидуального террора. Такой метод борьбы с царским режимом был тем более ужасен, что русский народ в своей массе не понимал, как можно поднять руку на государя и к тому же сознательно обречь себя на смерть. Потому индивидуальный террор получил негативную оценку всех слоях общества, и пополнение строго законсперированых мелких организаций за счет высших (дворяне) и низших (крестьяне) слоев общества стало почти невозможным. В основном в революционной борьбе принимали участие так называемые «разночинцы» - мелкие чиновники, выходцы из неродовитого дворянства, мещане, чаще всего студенты или люди с высшим образованием, а так же небольшая часть рабочих. Именно они стали основой для развертывания в дальнейшем подпольной борьбы в широких масштабах. В начале 70-х эти люди объединились, организации были сформированы, а также были определены основные цели и способы борьбы.










15

ГЛАВА II Итоги «хождения в народ». Возникновение «Народной воли»

В первой половине 70-х годов произошло некоторое оживление после реакции и тревожного затишья 60-х. Молодежь стала активнее, появилось множество легальных и полулегальных кружков, распространяющих дешевые книги радикального содержания , пытающиеся самостоятельно существовать и издавать книги собственного сочинения . На смену шумным выступлениям пришли «критически мыслящие личности» , основное время проводившие в библиотеках и пытавшиеся в научной форме обосновать «неприятие капитализма». Апологетами движения стали такие люди, как Н.Н.Михайловский, П.Л.Лавров со своими «Историческими письмами», Н.Флеровский («Положение рабочего класса в России»), а также Добролюбов, Чернышевский и Писарев. Книги этих авторов распространялись различными организациями, такими как кружек «чайковцев» под руководством Марка Натансона, «набатовцы» П.И. Ткачева (по названию печатного органа кружка «Набат») и другими. Эти люди - и авторы, и читатели - пытались распростронить в обществе идею о проведении глобальных изменений в стране, главной действующей силой в которых должно было стать крестьянство - народ. «В народ!» - это был лозунг Бакунина, который хотя и отвергал возможность широкой пропаганды среди крестьянства, тем не менее считал «хождение в народ» нужным и необходимым этапом в подготовке революции. На интеллигенцию он возлагал обязанность «установления всеми возможными средствами и во что бы то ни стало живой бунтовской связи между разъединенными общинами». К тому же призывал и Лавров в своей газете «Вперед!». Хотя конечные цели Бакунина и Лаврова не совпадали, тем не менее «хождение в народ» Лавров считал одним из этапов «подготовления революции нераздельным оружием пропаганды, агитации и организации».

Работы Бакунина и Лаврова стали толчком к началу массового общественного движения - «хождения в народ». Молодые люди ходили по деревням и пытались внедрять идеи о преобразовании общества, о создании государства нового типа, зачастую прямо изучали «все народные элементы...: сельский, городской, староверов и так далее.». 1 Несмотря на отсутствие прямой угрозы, правительство на местах относилось к «народникам» отрицательно и нередки были аресты. Реакции со стороны народа на обращение к нему интеллигенции не последовало: бунты не возникли, а вся деятельность народников свелась в конце-концов к пассивной пропаганде. Подчеркивая это

1. Аптекман О.В. Дмитрий Рогачев в его «Исповеди к друзьям» и письмах к его родным. // Былое. -1924. - № 26. - 78 с.


16

обстоятельство «чайковец» С.М.Кравчинский писал: «В одиночку можно либо ничего не делать, либо вести только пропаганду». 1 Надежды на быстрое крестьянское восстание не оправдались отчасти от недостаточной организованности революционеров-проповедников, отчасти из-за плохого знания о духе и быте крестьян. Уповая на социалистическую сущность крестьянской общины, «народники» не учли собственнического настроения крестьян, получивших наконец-то землю в собственность и не желавших отдавать ее другим, тем более бесплатно, ради каких-то социалистических идеалов. К тому же полиция развернула настоящую охоту на пропагандистов и задержала по 37 губерниям 770 человек.

Более успешной была деятельность среди рабочих. Основную роль в этой пропаганде играла группа «москвичей» под руководством рабочего-ткача Петра Алексеева (1849-1891). Организация «в зародыше предначертала в своей программе дальнейший ход революционного движения от личной пропаганды до дезорганизации правительства террором».! В действительности террор организацией не практиковался, но возможность его использования еще раз подтверждает, что на такой вид борьбы возлагались большие надежды. Уже в конце лета 1875 года организация была разгромлена, а 50 человек были осуждены на ссылку или каторгу («процесс 50-ти»).

В 1876 году возникла новая подпольная организация со старым названием «Земля и воля». В ее состав вошли бунтари-радикалы, выделившиеся из народников первой половины 70-х годов. В деятельности «Земли и воли» большое участие принимали вернувшиеся из ссылки Марк Натансон, Ольга Натансон, Михаил Перов, Аптекман, Андриан Михайлов и другие. К 1878 году к группе присоединились Кравчинский, Клеменц, Морозов, Перовская, Вера Фигнер, Желябов, Засулич, Дейч и другие.

Своею целью «Земля и воля» ставила создание нового социалистического государстваб «Конечный политический и экономический наш идеал - анархия и коллективизм».3 Основой деятельности стало продолжение хождения в народ, причем не «летучее», а «оседлое». Программу свою землевольцы назвали народнической, а себя - народниками. Название «Земля и воля» было получено по названию печатного органа, издаваемого подпольно.

1. Аптекман О.В. Общество «Земля и воля» 70-х годов. // Былое: Париж,
1912.-№12.-60 с.

2.      Любатович О. Далекое и недавнее. - М.: 1930. - 98 с.

3.      Архив «Земли и воли» и «Народной воли». - М.: 1932. - 28 с.

17

6 декабря 1876 года «Земля и воля» организовала демонстрацию перед Казанским собором в Петербурге. Она замышлялась как смотр революционных сил столицы. Надеялись собрать несколько тысяч человек и поднять красное знамя, пройти по городу и устроить митинг. Но собралось всего 300-400 человек, которых быстро разогнали полицейские, дворники и нанятые ими грузчики. Около 20 человек было арестовано, другие разбежались. Вскоре 5-рых отправили на каторгу, 20 человек сослали на поселение. Столь суровая расправа вызвала недоумение и ропот в обществе.

После неудачной демонстрации народники вновь сосредоточили свои усилия в деревне. Отказавшись от «летучей» пропаганды, землевольцы стали поселяться группами в наиболее беспокойных местах: в Поволжье, на Кубани и Дону. Им казалось, что именно там , где были живы традиции казачьей вольницы и предания о Разине и Пугачеве, легче всего поднять народ на восстание.

Больших успехов «оседлая» деятельность не принесла. Землевольцам не удалось создать «революционную рать», о которой они мечтали. Они падали духом, не понимая, сколь наивны их попытки поднять немедленно народ на восстание. Народнические поселения выслеживались полицией. В неравной борьбе гибли лучшие силы. К осени 1877 года в деревне почти не осталось народнических поселений. В «Земле и воле» назревал серьезный кризис.

В конце 70-х годов Российская деревня переживала многолетний неурожай. Наиболее сильно он ударил по крестьянству. В наиболее жестких формах голод проявился в средних приволжских губерниях -Самарской, Саратовской, Казанской - и в некоторых южных -Екатеринославской, земле Войска Донского и в других. Обострение народных бедствий сильно сказывалось на крестьянских настроениях. Усилились враждебные настроения по отношению к землевладельцам; чрезвычайно усилились и приняли небывалые размеры слухи о новом переделе земли и дополнительном наделении крестьян землей. В городах положение было не намного лучше: сильно выросли цены на продукты, быстро росла безработица в связи с сильным притоком дешевой рабочей силы из провинции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты