- обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;
- выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности;
- координация проводимых другими федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мероприятий по обеспечению собственной безопасности;
- организация и осуществление во взаимодействии с другими государственными органами) борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, с деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;
- решение других задач и функций, указанных в Положении.
В Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.)[6] подробно изложены правомочия этих органов. В частности, они наделены правом производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено к ведению органов федеральной службы безопасности, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств; вправе временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных участках), обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий.
Вооруженные Силы РФ являются одним из наиболее притягательных объектов для разведок и иных спецслужб иностранных государств. Поэтому наше государство предусматривает целую систему защитных мер. Они подробно изложены в Положении об органах безопасности в войсках, которое утверждено Указом Президента от 7 февраля 2000 г.[7]
Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) как совокупность специально создаваемых государством органов является составной частью сил обеспечения безопасности страны и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием методов и средств, определенных Федеральным законом от 10 января 1996 г. «О внешней разведке»[8].
Разведывательная деятельность осуществляется следующими органами:
1) Службой внешней разведки Российской Федерации — в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории страны, и командированных за пределы страны граждан России, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
2) органами внешней разведки Министерства обороны — в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;
3) органом внешней разведки СССИ ФСО России — в политической, экономической, военной и научно-технической сферах путем использования радиоэлектронных средств;
4) органом внешней разведки Пограничной службы ФСБ России — в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, а также в сфере охраны биоресурсов моря в рамках морских рубежей страны.
Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент.
Разведывательная деятельность ведется органами внешней разведки посредством: добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности России. Добытая специфическими средствами информация подтверждает или опровергает официальную версию и должна помогать руководству страны при принятии соответствующих решений.
Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки предоставляются соответствующие полномочия, в частности:
- установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
- осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
- использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки и т.д.
Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссия России), согласно Положению, утвержденному Указом Президента от 19 февраля 1999 г.[9], является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности по обеспечению защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную или служебную тайну, от ее утечки по техническим каналам, от несанкционированного доступа к ней, от специальных воздействий на информацию в целях ее уничтожения, искажения и блокирования и по противодействию техническим средствам разведки на территории Российской Федерации, а также единую государственную научно-техническую политику в области защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств.
Гостехкомиссия России и ее региональные центры входят в систему государственных органов обеспечения безопасности Российской Федерации. Она организует деятельность государственной системы защиты информации в Российской Федерации от технических разведок и от утечки информации по техническим каналам. В Положении о Комиссии подробно изложены ее задачи, функции и полномочия. В частности, она осуществляет контроль по технической защите информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и ее субъектов, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях; утверждает нормативно-методические документы по технической защите информации и организует их издание; разрабатывает и представляет в Правительство предложения о внесении изменений в перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан.
Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России), в состав которой входит и Служба безопасности Президента, переставшая быть федеральным органом исполнительной власти, осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. «О государственной охране»[10]. Закон определяет назначение государственной охраны, ее объекты, полномочия службы, порядок надзора за ее деятельностью.
ФСО России обеспечивает безопасность Президента, а также решает в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации задачи, поставленные Президентом в пределах своих полномочий.
ФСО России предоставляет государственную охрану лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, в течение срока их полномочий: Председателю Правительства, Председателю Совета Федерации, Председателю Государственной Думы, Председателю Конституционного Суда, Председателю Верховного Суда, Председателю Высшего Арбитражного Суда, Генеральному прокурору, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, федеральным государственным служащим, подлежащим государственной охране на основании распоряжений Президента.
Она обеспечивает также безопасность глав иностранных государств и правительств и иных лиц иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.
Основные задачи ФСО России определены Положением, утвержденным Указом Президента от 2 августа 1996 г.[11] К ним относятся:
- прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
- обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;
- обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;
- участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
- защита охраняемых объектов;
- выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.
31 декабря 1999 г. издан Указ Президента «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»[12]. В соответствии с Указом Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным законом «О государственной охране», включая предоставление специальной связи и транспортное обслуживание. Государственная охрана предоставляется также членам семьи Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, проживающим совместно с ним или его сопровождающим.
Мы рассмотрели в общем виде аспект, касающийся организации управления в нашей стране в сфере обеспечения безопасности. Теперь нам предстоит рассмотреть управление в области внутренних дел.
1.2 Управление в области внутренних дел
Управление внутренними делами заключается в осуществлении системы мер, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, охрану собственности и борьбу с преступностью.
Общественный порядок — это система общественных отношений и регулирующих их правовых норм, целью которых является создание нормальных условий для деятельности государственных и негосударственных организаций, труда и отдыха граждан, защита их прав и законных интересов. В то же время государством регулируется ответственность должностных лиц за невыполнение своих обязанностей в этой области деятельности, а граждан — за нарушение правил поведения в общественных местах.
Понятие обеспечения общественной безопасности тесно связано с понятием обеспечения общественного порядка, так как цели при этом преследуются одни и те же. Однако обеспечение общественной безопасности связано прежде всего с предупреждением и устранением угрозы здоровью, жизни и имуществу граждан, имуществу государственных и негосударственных организаций. Такая угроза существует при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность, или в связи со стихийными бедствиями, другими чрезвычайными обстоятельствами.
Особую опасность для людей и общества в целом представляют террористические действия и другие преступления. Поэтому 25 июля 1998 г. был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом»[13]. Он определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих эту борьбу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.