о) участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий…
Следующее направление взаимодействия – охрана водных биоресурсов и контроль за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла[29]. Данная деятельность осуществляются на основе взаимодействия Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и их территориальных (региональных, бассейновых) органов в пределах установленных законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.
Взаимодействие в области государственной охраны. В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране», Федеральным органам государственной охраны предоставлены полномочия в области организации взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности и осуществлению координация их деятельности в сфере государственной охраны.
Фактически, данные полномочия возложены на Федеральную службу охраны России, так как согласно ст. 5 данного закона, непосредственно государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны, к которым и относится Федеральная служба охраны России.
Таким образом, Федеральная служба охраны России уполномочена в рамках реализации функции государственной охраны, организовывать взаимодействие осуществлять координацию деятельности таких государственных органов, как Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД, внешней разведки РФ, Вооруженных Сил РФ, а также иных государственных органов, принимающих участие в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов[30].
Самое существенное значение в настоящее время имеет взаимодействие в сфере противодействия терроризму. Так, органы ФСБ России и МВД России проводят согласованные мероприятия по борьбе с терроризмом, участвуют в выработке политики в данном направлении, проводят совместные учения, обмениваются опытом работы и подготовки спецслужб[31].
Следующая сфера взаимодействия – контроль за миграционной ситуацией на территории страны. Органы внутренних дел через Федеральную миграционную службу[32] решают данные задачи, однако Федеральная служба безопасности не остается безучастной в данной сфере. Обмен информацией в данном направлении, проведении совместных операций, деятельность Пограничной службы ФСБ России – все это дает основания выделить данную сферу соприкосновения интересов.
Взаимодействие в сфере обеспечения безопасности финансовой, банковской и налоговой деятельности государства. Данное положение отражает направление деятельность органов ФСБ России и МВД России на предмет защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (в т.ч. их вкладов), обеспечения благополучного финансового развития страны и благоприятного инвестиционного климата.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что задачи, которые ставились в начале исследования, выполнены, но не в полном объеме. На базе Института крайне мало материала, касающегося взаимодействия органов ФСБ России и органов МВД России.
Тем не менее, можно ввести ряд заключительных положений:
1. Федеральная служба безопасности – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
2. Министерство внутренних дел – федеральный орган исполнительной власти осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.
Под взаимодействием органов ФСБ России и органов МВД России следует понимать согласованную по месту и времени и закрепленную в законодательстве их совместную деятельность направленную на создание и поддержание такого экономического, политического, международного и военно-стратегического положения страны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства.
Взаимодействие осуществляется в важнейших сферах жизни общества: противодействие терроризму и организованной преступности; осуществление совместно оперативно-розыскных мероприятий и обмен информацией по кругу определенных субъектов и объектов; участие совместно с Федеральной службой охраны Российской Федерации в реализации функций государственной охраны; выработка стратегии и контроль за миграционной ситуацией и др.
Список нормативных актов и литературы
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, № 237, 25.12.1993
2. Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» // Российская газета, № 103, 06.05.1992.
3. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 29.04.1993, № 17, ст. 594.
4. Федеральный закон от 03.04.1995 (ред. от 30.06.2003) № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности » // Российская газета, N 72, 12.04.1995.
5. Федеральный закон от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке» // «Российская газета», № 9, 17.01.1996.
6. Федеральный закон от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» // Российская газета, № 126, 01.07.2003
7. Указ Президента РФ от 7.06.2004 г. № 726 «Положение об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации»
8. Указ Президента РФ от 7.06.2004 г. № 726 «Положение о Совете Безопасности Российской Федерации»
9. Указ Президента РФ от 11.08.2003 № 960 «Вопросы Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.08.2003, № 33, ст. 3254
10. Указ Президента РФ от 07.08.2004 № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 09.08.2004, № 32, ст. 3314
11. Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р Экологическая доктрина Российской Федерации
12. Приказ Президента РФ от 30 марта 2002 г. Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»
13. Приказ ФСБ РФ от 04.12.2000 № 613 «Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах Федеральной Службы Безопасности» // Российская газета, № 24, 03.02.2001.
Учебная и научная литература:
14. Бахрах Н.Д.. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2004.
15. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 480 с.
16. Гончаренко А.Н. Прогнозирование в системе «национальной безопасности» и внешнеполитической практике США: Автореф. дисс. ... докт. истор. наук. Киев, 1988.
17. Зотов Г.П. «Нами будет править закон»: Интервью начальника Управления конституционной безопасности СФБ // Независимое военное обозрение. 1998. № 44.
18. Комментарии к Конституции Российской Федерации // Под ред. Л.А. Окунькова. – М.: Издательство БЕК, 2007 г.
Периодическая печать:
19. Субъекты правоохранительной системы Российской Федерации: основные аспекты сотрудничества. Субъекты правоохранительной системы Российской Федерации: основные аспекты сотрудничества. "Гражданин и право", N 4, апрель 2008 г.;
20. К вопросу о взаимодействии Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России при защите конституционного строя (А.В. Юдин, "Право в Вооруженных Силах", N 8, август 2005 г.).
21. Матрусов Н.Д. О необходимости создания целостной системы национальной безопасности России: основные принципы, подходы, элементы // Безопасность: Информационный сборник. 2007г. № 3 - 4. С. 46.
[1] Собрание законодательства Российской Федерации от 10 января 2000 г., N 2, ст. 170
[2] Российская газета от 18 марта 2009 г.
[3] Ведомости РФ. 1992. № 15. Ст. 769.
[4] Собрание законодательства РФ. 1999. №32. Ст. 4041.
[5] Собрание законодательства РФ. 1998. № 28. Ст. 3320.
[6] СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269; 2000. № 1 (Часть 1). Ст. 9.
[7] СЗ РФ. 2000. №7. Ст. 797.
[8] СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143.
[9] СЗ РФ. 1999. №8. Ст. 1010.
[10] СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.
[11] СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3901.
[12] СЗ РФ. 2000. № 1 (Часть I). Ст. 111.
[13] СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3808.
[14] СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5697.
[15] СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4550.
[16] СЗ РФ. 1995. №33. Ст. 3349; 1999.№ 2. Ст. 233; 2000. № 1 (Часть I). Cт. 8.
[17] СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.
[18] СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4806.
[19] СЗ РФ. 1996. № 30. Ст. 3605; 1997. № 36. Ст. 4133; 1998. № 17. Ст. 1915; № 43. Ст.5333.
[20] СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 199.
[21] Ведомости РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; 1993. № 10. Ст. 360; № 32. Ст. 1231; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2964; 1999. № 14. Ст. 1666; № 29. Ст. 3698; № 49. Ст. 5905.
[22] САПП РФ. 1993. № 7. Ст. 562.
[23] СЗ РФ. 1997. №6. Ст. 711.
[24] СЗ РФ. 1999. № 10. Ст. 1182
[25] Философский словарь. - 5-е изд. - М., 1986. - С - 65.
[26] Томин В.Т. Взаимодействие органов внутренних дел с населением в борьбе с преступностью - Омск, 1975. - С - 50.
[27] Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1958.
[28] Текст Указания опубликован в Сборнике основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Том 1. 2004 г.
[29] Приказ ФПС России, МВД РФ, МИД РФ, МНС РФ, МПР РФ, Минфина РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Госкомрыболовства РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ и ЦБР от 14 ноября 2000 г. N 319/827/30613/гс/БГ-3-11/325/172/97н/1/223/785/465/278/ОД-212 "Об утверждении Положения о взаимодействии и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны водных биологических ресурсов и контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла"
[30] Шляпников А.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране". - ООО "Новая правовая культура", 2006 г.
[31] Марлухина Е.О., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 26 февраля 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". - ООО "Новая правовая культура", 2007 г.
[32] Положение о Федеральной миграционной службе (утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928) (с изменениями от 21 марта, 20 апреля, 27 июля 2007 г., 3 марта 2008 г.)