Характеристика отношений, регулируемых интернет-правом

Иначе говоря, субъективное право в виртуальном пространстве может выступать в форме: права-поведения, права-пользования, права-требования и права-притязания.

В зависимости от ситуации в Интернете и вне его на первый план при реализации субъективного права может выходить одна из обозначенных форм. В общем все указанные аспекты составляют единое целое и саму структуру субъективного права в исследуемой сфере. Оно служит средством удовлетворения интересов субъектов интернет-отношений, и прежде всего уполномоченных лиц. Поэтому субъективное право может быть нами рассмотрено как определенный порядок реализации своих действий в рамках интернет-отношений.

Под стать субъективным правам выстраиваются и обязанности субъектов интернет-отношений, которые тоже включают в себя разные компоненты. Это прежде всего необходимость совершать в Интернете определенные действия (скажем, со стороны покупателя во внешнеэкономической сделке) либо воздержаться от их совершения; необходимость одного субъекта (например, поставщика в указанной сделке) отреагировать на обращенные к нему справедливые требования другой стороны (например, продавца, который требует соблюдения условий договора); необходимость нести ответственность за неисполнение взятых обязательств; необходимость не препятствовать другой стороне пользоваться преимуществами и благами, на которые та имеет право. Таким образом, в этой сфере можно выделить обязанность активного поведения; обязанность пассивного поведения (воздержания от определенных действий); обязанность претерпевания определенных мер воздействия, исходящих от государства. Обязанность устанавливается в интересах всех субъектов, участвующих в интернет-отношениях. Это непременное условие и гарант их эффективной реализации.

Все сказанное, по существу, укладывается в понятия "правоотношение", "отношения в сфере морали, этики" и другие, применяемые в классической теории права и государства.

С нашей точки зрения, такой подход нельзя признать совершенным в области отношений, регулируемых интернет-правом. Он должен быть дополнен еще двумя важными компонентами - информацией и техническими средствами. Без этих элементов интернет-отношение невозможно.

В интернет-праве информация рассматривается как некоторая совокупность различных сообщений о событиях, происходящих в виртуальном пространстве и во внешней по отношению к нему среде, а также изменениях характеристик виртуального пространства и внешней среды или как "мера организации материальных, энергетических, пространственных и временных факторов объекта". Информация здесь рассматривается в процессе движения, передачи, она устраняет в виртуальном пространстве неопределенность и, как правило, связана с новыми, ранее неизвестными нам явлениями и фактами.

Информация, циркулирующая в Интернете, разнообразна и разнородна. Она может быть представлена в виде закона, иных нормативных актов, решений, договоров, изданий, документов, сайтов и т.д.

Информацию в виртуальном пространстве можно классифицировать по следующим основаниям и признакам: функциональное назначение и характер информационных систем (информация правового регулирования интернет-отношений, правотворчества, организации борьбы с преступностью в Интернете, правосознания субъектов (участников) и т.п.); отношение сообщения к данному объекту (выделение внутренней, внешней и независимой информации в ходе обмена между субъектами); тип связи субъекта интернет-отношений и внешней среды (выделение информации, циркулирующей в прямой и обратной связи); отношение к целевой функции (выделение сообщений относительно заключения внешнеэкономической сделки и сообщений о средствах ее выполнения); физическая форма представления информации (текст закона, нормативный акт, документ, сайт, карта, таблицы, графики и др.); логическое содержание правовой и иной информации (информация об объектах, о свойствах, об отношениях); процедура преобразования информации в компьютерных сетях (моделирующие, вычислительные, эвристические, нравственные и др.); степень преобразования информации в информационных системах (основная информация, которая характеризует понятие показателя; совокупная информация, характеризующая понятие статистической совокупности); время и периодичность возникновения и обработки информации (оперативная и текущая правовая информация, информация о прошлых, настоящих, будущих юридических событиях и др.).

В сфере интернет-отношений могут быть найдены и другие основания и признаки классификации информации. Среди них можно назвать способ передачи информации (телефон, телеграф, человек, почта), вид преобразователя информации (человек, машина, человек-машина), степень достоверности информации (достоверные сообщения, недостоверные сообщения), участие в вычислительном процессе (исходная, постоянная, переменная, промежуточная, конечная и др.), алфавит информации (буквенная, цифровая, буквенно-цифровая) и др.

Приведенная классификация информации в общем-то проста. Но, вероятно, эта классификация информации в будущем будет достаточно сложной, поскольку она может иметь многоступенчатое строение, при котором отдельные группы информации, выделенные в пределах основного классификационного признака, дополнительно разбиваются на подгруппы по частным основаниям и признакам. Кроме того, не всегда мы будем иметь возможность четко дифференцировать сообщения по тем или иным основаниям и признакам, а затем сводить их в отдельные классы.

Классификация информации в сфере интернет-отношений очень важная научно-исследовательская задача. Ее реализация позволяет получить весьма ценные сведения о той информации, которая содержится в виртуальном пространстве; дает данные, без которых невозможно решение многих принципиальных вопросов внутреннего и внешнего проектирования механизмов правового воздействия и без которых невозможен также анализ информационных потоков в Интернете. Не располагая исчерпывающими сведениями о важнейших свойствах и характеристиках информации в информационно-правовых комплексах, нельзя найти их оптимальные структуры, обеспечить заданную точность, надежность и эффективность их работы.

Технические средства тоже важнейший компонент интернет-отношений. Они включают в себя глобальное объединение компьютерных сетей (региональных, опорных, ведомственных, корпоративных, локальных) и информационных ресурсов (сайтов, служб электронной почты, поисковых систем). И главной здесь является сеть самого Интернета. Она выросла из сети "Арпанет", созданной десятки лет назад для обмена информацией между рядом исследовательских центров военной промышленности США. В настоящее время Сеть насчитывает многие миллионы компьютеров и средств доставки информации. Она может предложить потребителям многочисленные базы данных, включая базы юридической информации.

Сегодня к сети Интернет подсоединены все развитые страны мира. Активно начинают подсоединяться к Интернету и все государственные органы и учреждения России. Информация, которая может в таких случаях использоваться, - это данные, документы, хранящиеся в центрах информации, в библиотеках других стран.

Важными вехами в развитии мировой инфраструктуры информации Интернета можно считать следующие исторические события:

-  создание в 1945 г. учеными Пенсильванского университета Дж. Мокли и Д. Эккертом первой ЭВМ;

-  появление в 1950 - 1960-е гг. больших вычислительных машин, ориентированных на решение оборонных проблем;

-  производственный выпуск в 1974 г. американской фирмой MITS портативного электронного устройства "Altair 8800", которое может считаться образцом первого персонального компьютера;

-  массовая продажа компьютеров фирмы "Apple" и IBM в 1980-е гг.;

- начало 1990-х гг. ознаменовалось этапом глобальных информационных коммуникаций и сетей. В 1993 г. корпорация "Intel" выпускает процессор Intel(R) Pentium(R), число пользователей Интернета в США достигает 3 млн.;

-  в 1994 г. была создана доменная зона .ru;

-  в 1997 г. корпорация "Intel" выпускает первый процессор Intel Pentium II, число пользователей Интернета в мире превышает 100 млн.;

-  в 1999 г. корпорация "Intel" представляет процессор Intel(R) Pentium(R) III. Количество пользователей Интернета в мире превышает 201 млн.;

-  в 2000 г. корпорация "Intel" представляет процессор Pentium 4, разработанный специально для поддержки потоковой передачи звука и изображения в Интернете, обработки изображений, создания видеоматериалов, обработки речи, трехмерных игр, мультимедийных приложений и работы в многозадачных средах;

-  в 2001 г. персональным компьютерам более 20 лет. В период с 1981 по 2000 г. продано 835 млн. компьютеров;

-  к 2006 г. во Всемирной паутине зарегистрировано более 100 млн. сайтов (для сравнения: в 2004 г. их было примерно 50 млн., а в 1996 г. - всего 20 тыс.);

-  в сентябре 2007 г. на всей планете более 1 млрд. 200 тыс. пользователей Интернета, в этом же году в российской зоне зарегистрирован миллионный домен (активно работает 800 тыс. сайтов), суммарный оборот российской торговли в Интернете превышает 5 млрд. долл. в год, более 60% российских пользователей выходят в Интернет из дома;

-  в 2008 - 2009 гг. к Интернету подключены 80 тыс. российских школ, активно подключаются региональные библиотеки.

Надо заметить, что структура интернет-отношений будет неполной, если не упомянуть о юридических, этических, моральных и других фактах, которые имеют место в виртуальном пространстве.

Думается, что юридические, этические, моральные и другие факты - это важнейшие компоненты интернет-отношений, связанные с их возникновением, изменением или прекращением. Это те конкретные жизненные обстоятельства, которые приводят в действие (движение) интернет-отношения.

Иногда для возникновения интернет-отношения необходимо наличие не одного юридического факта, а целого юридического состава, т.е. определенной совокупности юридических фактов (получение лицензии на осуществление онлайн деятельности, регистрация сетевого СМИ и т.д.). Указанные факты отражаются обычно в нормах права, морали, этики и т.д. Наступление данных фактов вызывает предусмотренные той или иной нормой правовые, информационные, социальные и другие последствия. Поэтому для юриста, работающего в Интернете, всегда будет важен вопрос о наличии или отсутствии юридических, этических, моральных и иных фактов. Мнение и убежденность субъектов интернет-отношений по этому поводу может базироваться на: 1) бесспорности и очевидности существования или отсутствия данного факта в виртуальном пространстве; 2) доказанности наличия или отсутствия рассматриваемого факта; 3) презумпции наличия или отсутствия этого факта.

Почти бесспорными можно считать факты, которые признаются почти всеми субъектами интернет-отношений и воспринимаются ими единообразно. Например, сегодня так воспринимаются понятия электронного документа, электронной цифровой подписи и ее средств, пользователя сертификата ключа подписи и др., охарактеризованные в ст. 3 Федерального закона "Об электронной цифровой подписи".

Однако многие факты, с которыми юристы в настоящее время сталкиваются в виртуальном пространстве, нуждаются в специальном выделении и доказывании. Причем эти выделения и доказывания часто произвольные, "самостийные", хотя иногда, когда возникает спор в суде, они и регулируются законами, международными договорами, пактами и т.д. В этом смысле выделение и доказывание рассматриваемых фактов - это сложная аналитическая деятельность и многоступенчатый процесс. Перед субъектами интернет-отношений ставится задача: выделить факт; очертить рамки его действия, влияния и добиться истины по возникшему спору. Например, в случае совершения в Интернете противозаконного перехвата (ст. 3 Конвенции о киберпреступности) стороны (субъекты) квалифицируют правонарушение и в ходе доказывания вины принимают такие меры к правонарушителю, которые соответствуют их внутригосударственному праву.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты